SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Профессиональная деятельность рабочих нефтегазовой отрасли характеризуется наличием негативных факторов природного и техногенного характера, обусловленных рискогенностью объекта нефтегазового производства. Предупреждение, нейтрализация и минимизация ситуаций производственного риска требует высокой квалификации персонала, в том числе рабочих. В этой связи возрастает роль образовательных организаций, реализующих подготовку к трудовой деятельности в рискогенных условиях, направленную на формирование готовности обучающихся к преодолению производственных рисков. В современных психолого-педагогических исследованиях однозначного понимания сущности данного феномена нет. Цель статьи состоит в характеристике сущности готовности будущих рабочих к преодолению производственных рисков нефтегазовой отрасли. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной готовности будущих рабочих авторы данной статьи считают, что формирования готовности к преодолению производственных рисков нефтегазовой отрасли выступает ключевой задачей современной профессиональной подготовки, а сам вид этой готовности является неотъемлемым компонентом профессиональной готовности обучающихся. Сущность и содержание данного феномена обусловлены особенностями профессиональной деятельности. Уточнена рискологическая специфика трудовой деятельности рабочих на опасных производственных объектах нефтегазовой отрасли за счет указания на преодоление производственных рисков, предполагающее их идентификацию, оценку, предупреждение, нейтрализацию и минимизацию. Охарактеризована сущность готовности будущих рабочих к преодолению производственных рисков нефтегазовой отрасли как интегративное качество личности, проявляющееся в идентификации вредных и опасных производственных факторов, оценке вероятности рискового события; воплощенное в целесообразном выборе действий по предупреждению, нейтрализации и минимизации риска; обеспеченное самоконтролем безопасности профессиональной деятельности. Теоретическая значимость статьи состоит в классификации производственных рисков нефтегазовой отрасли: технические, технологические, экологические, валеологические. Практическую значимость статьи составляет карта оценки производственных рисков нефтегазовой отрасли будущими рабочими, способствующая результативному формированию исследуемого качества в профессиональной подготовке в колледже.
Рассмотрены основные современные организационные формы профессионального обучения, используемые для развития кадрового потенциала промышленного сектора России. Определены необходимые компетенции и критерии эффективности деятельности мастера системы внутрифирменного корпоративного обучения, а также требования к нему со стороны производственных компаний (на примере ПАО «Уралмашзавод»). Проведен анализ профессиональных целей и задач мастера производственного обучения в корпоративном университете и в системе среднего профессионального образования. Уточнена формулировка термина «мастер производственного обучения в системе внутрифирменного корпоративного обучения».