SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 6 док. (сбросить фильтры)
Статья: ВКЛАД НЕМЕЦКОГО ГУМАНИСТА ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО В НАУКУ, КУЛЬТУРУ И ОБРАЗОВАНИЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (ОПЫТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

В статье проводится историко-культурологический анализ вклада выдающегося деятеля эпохи Возрождения Эразма Роттердамского в науку, культуру и образование эпохи Возрождения и последующих веков. Авторы определяют Эразма Роттердамского как гуманиста, открывшего людям новые способы борьбы с недостатками общественного строя, существующими в его время, и опасности доминирования религиозного уклада во всех сферах жизни общества. Знакомство с гуманистическими идеалами Эразма Роттердамского необходимо историкам и культурологам для того, чтобы, во-первых, понять, на каких мировоззренческих и методологических основах он формирует свои гуманистические идеи, во-вторых, уточнить, какие метанарративы античной культуры он заимствует у своих предшественников, а какие внедряет сам. В основу содержания статьи положены гуманистические нарративы немецкого гуманиста Иоганна Рейхлина, француза Жака Лефевра д’Этапля, английских гуманистов Джона Колета и Томаса Мора, а также западных и российских историков, философов и культурологов. Эразм Роттердамский указал новые пути общественного развития в эпоху Возрождения посредством человеческой активности, триумфа науки и образования, показал различие между Средневековьем и Новым временем. Это был уникальный духовный опыт, который в центр Вселенной поставил человека. Гуманистические идеи Эразма Роттердамского не потеряли своей актуальности и в наше время и предоставляют исследователям его творчества уникальный материал для анализа и внедрения его в научную, культурную и образовательную сферу деятельности современного человека и общества.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ЛАЛУЕВ ВЛАДИМИР
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПЕДАГОГИ В ТЕКСТАХ ПРОШЛОГО: АНАЛИЗ БОЛЬШИХ ТЕКСТОВЫХ ДАННЫХ В GOOGLE BOOKS NGRAM VIEWER И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье демонстрируются примеры применения инструментов анализа больших текстовых данных Google Books Ngram Viewer для выявления характеристик педагогов и демонстрации частоты упоминаний известных педагогов в корпусе русской литературы за период 1850-2019 гг. Показаны 10 самых частотных словосочетаний «прилагательное + существительное» для существительных «педагог», «учитель», «воспитатель», а также примеры дальнейшего применения найденных словосочетаний для выявления самых упоминаемых педагогов в выявленных микроконтекстах. Показаны примеры запросов в Google Books Ngram Viewer, возможности отображения частоты упоминаний как для всех найденных результатов, так и для отдельных запросов, возможности анализа полученных данных в историческом контексте, рассмотрены основные соответствующие компетенции для эффективного использования инструмента больших текстовых данных Google Books Ngram Viewer.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Попов В.
Язык(и): Русский, Английский, Немецкий
Доступ: Всем
Статья: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Э. ФРОММА О ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА

В статье раскрываются отдельные идеи Э. Фромма о гуманизации образования и общественных отношений, подчеркивается синергетическая взаимосвязь общественных явлений и особенностей образовательного процесса.

Гуманизация образования представляется ученым как фактор преобразования существующих негативных проявлений общества потребления, в котором происходит постоянное манипулирование человеком.

В XXI веке, когда в информационном обществе усиливается не только потребление вещей и продуктов, но и часто поверхностное, некритическое потребление информации, деструктивно влияющее на развитие личности, идеи Э. Фромма становятся особо актуальными.

Интенсивное развитие искусственного интеллекта и внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни еще острее ставят вопрос о духовной сущности человека, его высших способностях любить, творить, саморазвиваться.

В трудах Э. Фромма звучат актуальные для современного общества идеи о том, что цель образования и цель общества - создание условий для развития человека, способного к осознанию творческой роли своего «я», в противовес человеку дезинтегрированному.

Актуальные педагогические идеи Э. Фромма обогащают гуманистическую парадигму, в которой развивается современное образование, и подчеркивают важную роль образования в позитивных общественных процессах.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Байкова Лариса
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Генезис патриотического воспитания в отечественной теории и практике образования

Представлен генезис патриотического воспитания в отечественной теории и практике образования. Обосновано, что в современных геополитических реалиях возрастает значимость патриотического воспитания. Патриотизм рассматривается как национальная идея, выступающая мощным ценностно-смысловым фундаментом воспитательных систем. Выделены основные функции патриотизма (интегрирующая, направляющая, стабилизирующая, воспитательная). В исследовании на основе обоснованных критериев (доминирующие воспитательные ценности, направления образовательной политики в сфере воспитания, внешнеполитические условия, в которых находится государство) определены шесть этапов в развитии патриотического воспитания в отечественной теории и практике образования: 1) самобытно-почвеннический (IX–XVII вв.); 2) государственно-западнический (ХVIII в.); 3) национально-охранительный (XIX в. – 1917 г.); 4) государственно-идеологический (1917–1991 гг.); 5) либерально-западнический (1991 – февраль 2022 г.); 6) национально-восстановительный (февраль 2022 г. – по наст. вр.). На основе анализа воспитательной практики в образовательных учреждениях в организации патриотического воспитания выделено несколько направлений, а также ряд проблемных точек. В структуре патриотических ценностей выделим группы ценностей: ценности-знания; ценности-чувства; ценности-мотиваторы; ценности-регуляторы.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Аллагулов Артур
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ДИАГНОСТИКА ГРУППОВОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

В статье уточнены понятия групповой и коллективной идентичности применительно к младшему подростковому возрасту. Представлены результаты диагностики групповой и коллективной идентичности младших подростков. В исследовании приняли участие 148 обучающихся 5-х классов в возрасте 10-11 лет. Для диагностики использовались методика М. Куна и Т. МакПартленда «Кто я?» в модификации Т. В. Румянцевой, анкета «Школьная идентичность» Д. В. Григорьева, методика оценки индекса групповой сплоченности по К. Э. Сишору, методика оценки социометрического статуса подростков в группе М. Р. Битяновой, авторская методика самооценки подростками своей групповой принадлежности. Полученные результаты показали, что большинство пятиклассников отождествляют себя с такими социальными ролями, как «сын/дочь», «крестник/крестница», «ученик/ученица», «друг/подруга», «гражданин России», а также со своей национальной принадлежностью и занятиями по интересам (путешественник, спортсмен, художница, самокатчик и т. п.). Все подростки причисляют себя к членам своей семьи, на втором месте - к гражданам России (82-93 % в разных классах), на третьем - к представителям своей национальной принадлежности (64-89 %) и к компании друзей (81-82 %). К классу, школьному сообществу, детской общественной организации причисляет себя меньшая доля подростков (52, 61 и 30 % соответственно). Сильная эмоциональная связь у большинства подростков с семьей (у 67-70 %), с гражданами России (56-61 %), с компанией друзей (41-70 %). С классом, школьным сообществом и детской общественной организацией сильную эмоциональную связь ощущают только треть подростков. Ситуации, в которых подростки осознают и выражают свою групповую идентичность, у большинства из них связаны с ощущением любви, заботы, доброго отношения, получением положительных эмоций, совместным времяпрепровождением, выполнением предписанных ролей. Только у пятой части подростков имеют место проявления коллективной идентичности, выражаемые через коллективную социально-значимую деятельность, помощь членам коллектива и обществу. По результатам проведенного исследования сделан вывод о необходимости целенаправленного формирования у младших подростков коллективной идентичности. Показана специфика такого формирования в сельских малокомплектных и в городских школах.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Краса Екатерина
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ "ЛИЦЕЙ" ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА)

В статье представлено обоснование процесса развития ценностно-смыслового единства образовательной организации как фактора эффективности воспитательного процесса. Акцентируется внимание на системной организации воспитательного процесса в современной образовательной организации и выстраивании эффективного межвозрастного сотрудничества и сотворчества всех субъектов образовательного процесса. Обращение к традициям воспитания подрастающего поколения и инновационной практике в условиях лицея позволяют увидеть необходимые и достаточные условия для создания единого ценностно-смыслового пространства.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Дьячкова Татьяна
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем