SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Необходимость формирования зрелой личности в условиях насыщенной стрессогенными факторами социальной ситуации развития определяет актуальность изучения особенностей эмоциональных переживаний, в том числе чувств тревоги и страха представителями разного возраста.
В данной статье рассматриваются особенности проявлений тревожности и страхов у 48 детей младшего школьного возраста в социальной ситуации пандемии COVID-19, выявленные с помощью методики диагностики детских страхов (А. И. Захаров), теста тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) и опросника для определения уровня тревожности у детей (Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко).
По результатам исследования, многие младшие школьники испытывали чувство страха. При этом у 73 % из них преобладал страх умереть, у 71 % - страх огня/пожара, у 63 % - страх войны. Кроме того, было обнаружено, что 25 % детей имели высокий, 73 % - средний и 2 % - низкий уровни тревожности.
Представлена разработанная и апробированная авторами комплексная программа коррекции страхов у младших школьников.
Эмпирические данные об особенностях психоэмоциональной сферы, структуре и степени выраженности страхов в детском возрасте позволят осуществить комплексные меры психологической поддержки младших школьников в сложных социальных ситуациях и преодолеть негативное влияние таких ситуаций на дальнейшее личностное развитие детей
Эпилепсия у матери является фактором риска для нейрокогнитивного развития ребенка, поскольку относится к группе хронических заболеваний, при которых постоянный прием медикаментов жизненно необходим, в том числе и во время беременности. Это несет в себе различные риски для ребенка, которые включают внутриутробные ограничения роста, врожденные пороки развития, негативное влияние на когнитивные функции и повышенный риск задержки психического развития. Именно поэтому основная масса исследований сконцентрирована на изучении влияния отдельных противоэпилептических препаратов на физическое развитие ребенка, однако комплексной оценки влияния пренатальных, перинатальных и половозрастных факторов развития самого ребенка в них не осуществлялось. В данной статье представлены результаты исследования половозрастных факторов психического развития и адаптации детей, рожденных матерями с эпилепсией. В исследовании приняли участие 176 человек: 88 детей в возрасте 3-9 лет и их матери, страдающие эпилепсией. В результате было обнаружено, что мужской плод оказался более уязвим к пренатальным воздействиям, вследствие чего у мальчиков были обнаружены более выраженные нарушения психического развития (моторная неловкость, гиперактивность, дефицит внимания, нарушения устной речи) и адаптации (нарушения социализации, эмоционально-волевые нарушения, агрессивность и оппозиционные реакции, проблемы поведения). С возрастом часть нарушений психического развития (задержка в развитии речи, праксиса и логического мышления) компенсировалась и на первый план уже вышли вторичные нарушения - проблемы адаптации (нарушения социализации), соматические и интернализационные проблемы (замкнутость и тревожность). Нарушения психического развития у детей обусловлены не только токсичным воздействием на плод принимаемых матерью препаратов, но и зависели от формы и тяжести протекания эпилепсии у матери до и во время беременности, ее сопутствующих заболеваний, а также типа вскармливания ребенка в первый год жизни.
В статье рассматриваются основы развития компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и практическое исследование этих компонентов. Приводятся основные новообразования дошкольного возраста, исследованные отечественными учеными. Дан анализ современного состояния становления компонентов эмоционального интеллекта у дошкольников разных возрастных групп (5-6 лет и 6-7 лет).
Ребенок дошкольного возраста активно формирует у себя ощущение времени на основе режимных, цикличных моментов повседневности, что приводит к появлению у него помимо настоящего и первичных представлений о будущем. Информационная среда как одно из пространств детской картины мира включается в жизнь ребенка на уровне режимного компонента (ежедневном проведении досуга в окружении гаджетов, СМИ, видеотрансляций на разных носителях). Информационная среда, включаясь в режимные моменты повседневности ребенка дошкольного возраста, может оказывать существенное влияние на формирование детской картины мира (включая настоящее и ближайшее будущее), окрашивая ее в разные тональности (формируя уверенность в завтрашнем дне или тревожность и страхи). В статье представлены результаты эмпирического исследования специфики детской картины мира под влиянием информационной среды разной степени интенсивности. Показано, что информационная среда высокой степени интенсивности оказывает влияние на формирование у ребенка дошкольного возраста негативно окрашенной картины мира и своего будущего в нем, у таких детей низкий уровень удовлетворенности жизнью и выраженная потребность в стабильности внешнего мира. Мальчики оказались более включенными в информационную среду, чем девочки. Обнаружено, что дети, находящиеся в информационной среде слабой степени интенсивности, уделяют много внимания непосредственной коммуникации с родителями и сиблингами, испытывают позитивные эмоции от взаимодействия с семьей, имеют позитивно окрашенную картину мира и оптимистично смотрят на свое будущее в нем.
Актуальность исследования обоснована недостатком современных программ психолого-педагогического просвещения родителей детей с СДВГ, учитывающих психологические особенности и ожидания современных родителей, на фоне растущего количества детей с данными особенностями развития, испытывающими значительные трудности в образовательном процессе. Основная цель, поставленная авторами, - выявить эффективные современные способы психологического просвещения родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, применимые в условиях инклюзивного образования. Методология. В ходе исследования осуществлен анализ актуальных отечественных и зарубежных научных публикаций и научно-методических источников, применены метод экспертных оценок (опрос специалистов службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивных школ Новосибирской области и сотрудников Областного центра диагностики и консультирования) и метод изучения педагогического опыта (анализ программ, являющихся лауреатами «Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде» 2021 и 2022 гг. с применением методологии доказательного подхода).