SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Цель исследования - изучение связи между прогностическими способностями курсантов-авиадиспетчеров и их поведением в конфликте. Данные личностные особенности были выбраны в связи с их высокой профессиональной значимостью в сфере управления воздушным движением. В статье обоснованы актуальность изучения связи между интеллектуальными и коммуникативными способностями авиадиспетчеров и необходимость развития данных способностей в условиях получения высшего профессионального образования. Приведены результаты определения взаимосвязи между выраженностью основных свойств мышления авиадиспетчеров, характеризующих их способность к прогнозированию ситуации, и стратегиями их поведения в конфликте. В качестве основных методов исследования были использованы теоретический анализ литературы, обобщение, тестирование, анализ, статистические методы. В представленном исследовании участвовали 64 курсанта второго курса Ульяновского института гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, обучающихся по специализации «Организация воздушного движения». В качестве эмпирического метода исследования было выбрано тестирование по методике Томаса - Килманна (в адаптации Н. В. Гришиной), направленное на выявление стратегий поведения респондентов в конфликтной ситуации, а также тестирование по методике Л. А. Регуша «Способность к прогнозированию». В результате диагностики были измерены следующие свойства мышления, характеризующие прогностические способности курсантов: аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность и доказательность мышления. В ходе анализа результатов тестирования были построены диаграмма среднегрупповой выраженности пяти основных стратегий поведения респондентов в конфликте и диаграмма выраженности пяти основных составляющих (по Л. А. Регушу) прогностических способностей курсантов-авиадиспетчеров и рассмотрена взаимосвязь между ними. Анализ полученных результатов проведен с точки зрения требований будущей профессии опрошенных. Для определения степени согласованности рядов значений стратегий поведения в конфликте и свойств прогностичности мышления в группе опрошенных был использован метод статистического анализа данных с помощью коэффициента корреляции Пирсона (R-Пирсона). Полный текст статьи в переводе на английский язык публикуется во второй части данного выпуска.
Период обучения в высшем учебном заведении сопровождается значительными когнитивными и эмоциональными нагрузками, связанными с академическими требованиями, социальной адаптацией и профессиональным самоопределением. Эти факторы создают предпосылки для возникновения стрессовых ситуаций и усиления негативных психических состояний, таких как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. В условиях хронического стресса данные состояния могут перерастать в дезадаптивные формы поведения, снижая учебную мотивацию и ухудшая общее психическое здоровье студентов. В статье исследуется влияние уровня эмоционального интеллекта на выраженность негативных психических состояний у студентов. На первом этапе исследования был проведен анализ уровня эмоционального интеллекта, на основании которого участники были разделены на три группы (высокий, средний и низкий уровень). На втором этапе изучалась взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и самооценкой отрицательных психических состояний.
Современные технологии проникли во все направления работы педагога-психолога. Сегодня студенты-психологи должны быть готовы к работе в новой цифровой образовательной среде, уметь использовать различные онлайн-инструменты и адаптироваться к новым форматам обучения. Исследование показателей адаптации студентов-психологов к цифровой трансформации образования актуально, так как в современном мире цифровые технологии играют все более значимую роль во всех сферах жизни, включая образование. Цифровые технологии являются надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса. Для исследования способности студентов-психологов педагогического университета адаптироваться к изменяющимся условиям и процессу цифровой трансформации образования были использованы методы опроса и анкетирования. Определение уровня адаптации проводилось с помощью стандартизированного опросника и авторской анкеты. В работе представлены результаты исследования четырех показателей общей адаптации: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность и адаптивные способности. Определены четыре показателя адаптации к цифровой трансформации образования: заинтересованность, готовность к использованию цифровых инструментов, знание цифровых инструментов и умение их применять, легкость усвоения цифровых инструментов. На основании полученных результатов представлены данные об адаптации студентов-психологов факультета психологии и педагогики разных курсов к цифровой трансформации образования в процессе обучения.
Цель. Выявить особенности представлений государственных служащих – мужчин и женщин – о психологических характеристиках современного российского руководителя.
Процедура и методы. Было проведено эмпирическое исследование с использованием опросника, разработанного авторами на основе по лученных ранее данных. Для обработки результатов использовался факторный анализ с varimax-вращением.
Результаты. В результате анализа эмпирических данных были выявлены психологические характеристики и описаны образы современных российских руководителей, которые присутствуют в представлениях государственных служащих независимо от их пола, а также показано, что содержание этих образов может варьироваться в зависимости от пола респондентов.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в дальнейшее развитие как психологии управления, так и теории социальных представлений, и могут быть использованы в практике кадровой работы, личностно-профессионального консультирования руководителей, а также в ходе организационного консультирования для выявления проблем во взаимодействии между руководителем и членами коллектива и выбора наиболее продуктивных методов преодоления конфликтов между руководителем и подчинёнными.
В статье приводится общий статистический анализ результатов анонимного опроса 107 респондентов из числа студентов в возрасте 18-30 лет очного и заочного обучения института физической культуры, спорта и здоровья РГППУ. Опросник состоял из 42 вопросов, косвенно указывающих на состояние психологического и физического здоровья студенческой молодежи. Выявлены взаимосвязи между собой показателей деструктивных ощущений, положительных эмоций, двигательной активности, личных привязанностей (фармакологические средства, алкоголь, курение) и гигиенических факторов (питание, сон, баня и т. д.), заболеваемости. На основании полученных данных опроса и их интерпретации планируется разработка программы по обучению студентов сохранять свое психофизическое здоровье в процессе образовательной и трудовой дальнейшей жизнедеятельности с формированием стойкого убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни.
В исследовании личности женщин, страдающих компульсивным перееданием, установлено, что им свойственен высокий общий уровень алекситимии, характеризующийся трудностями идентификации и описания чувств, на фоне выраженности проявлений экстернального мышления и неадаптивных копинг-стратегий, таких как конфронтация, дистанцирование, избегание. Результаты специально организованного группового психологического консультирования женщин с высоким уровнем алекситимии, направленного на развитие понимания, идентификации чувств и способностей выражать свои эмоции, осознания их связи с телесными ощущениями; формирование умений понимать состояние и чувства других; преодоление неадаптивных и выработку адаптивных копинг-стратегий, свидетельствуют о возможностях коррекционного воздействия в снижении алекситимических проявлений у женщин с компульсивным перееданием. Высказано предположение о том, что коррекция алекситимии в условиях специально организованного психологического консультирования способствует снижению деструктивного пищевого поведения женщин.
Автором статьи представлено исследование актуальной для современной ситуации социокультурной трансформации проблемы формирования гражданской идентичности личности, под которой понимается развивающаяся структурная организация, включающая компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компонент. Компоненты взаимосвязаны и определяют общее развитие гражданской идентичности личности. Исследование значения и смыслов феномена «гражданской идентичности» для конкретной личности - это сложный в диагностическом и объяснительном плане процесс. Одной из оптимальных исследовательских процедур выявления специфики идентичности личности является свободный ассоциативный эксперимент, который использовался в исследовании. Результаты данного эксперимента, проведенного с преподавателями высшего учебного заведения, позволили определить смысловые особенности феномена «гражданской идентичности» как для самих преподавателей, так и для современной молодежи в их представлении. Систематизировав ответы преподавателей и их ассоциаты с понятием «гражданская идентичность» по категориям, автором были выделены следующие смысловые группы (каждая смысловая группа определила содержание структурного компонента гражданской идентичности): «Рациональное отношение к отождествлению себя как гражданина» (когнитивный компонент), «Эмоциональное отношение к отождествлению себя с гражданином страны» (аффективный компонент), «Социальная ситуация развития, определяющая развитие гражданской идентичности» (ценностно-мотивационный компонент), «Собственная гражданская активность личности» (деятельностный компонент). Группы, выделенные самими преподавателями, и смысловые группы представлений преподавателей о гражданской идентичности молодежи различаются представленными ассоциатами. К сожалению, в результате исследования были выявлены негативные ассоциации преподавателей о гражданской идентичности молодежи, неверие в ее сформированность и гражданскую активность.
Вопрос всестороннего изучения восприимчивости к стрессу (стрессоустойчивости) военнослужащих в разные периоды несения ими службы в настоящее время актуализируется по причине расширения набора критериев, предъявляемых к военнослужащим в современной, стремительно меняющейся общественно-политической обстановке, которая оказывает заметное психоэмоциональное воздействие как на общество в целом, так и на лиц, состоящих на воинской службе. Целью исследования стало изучение восприимчивости к стрессу и выявление различий в стрессоустойчивости среди военнослужащих в разные периоды несения службы. Выявление характера стрессоустойчивости у военных происходило с использованием методики К. Маклина «Шкала организационного стресса» (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), а также методов статистического анализа. В результате произведенных автором изысканий были выделены два наиболее выраженных психологических аспекта, свойственных процессу профессионального развития военнослужащих: первый – параболическая кривая изменения уровня развития жизнестойкости военнослужащих (который возрастает в течение первого и второго периодов профессиональной деятельности и снижается в течение третьего периода), второй – повышение устойчивости к организационному стрессу по мере роста профессионализма и совершенствования компетенций у лиц, проходящих воинскую службу.