SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Статья посвящена комплексному изучению зооморфной метафоры в политических карикатурах. Цель статьи состоит в описании основных зооморфизмов в политических карикатурах. Задачами нашего исследования являются анализ и обобщение работ об образе животных. Материалом для исследования послужили соответствующие карикатуры на сайте China News Cartoon Network.
В данной статье исследуются словообразовательные и семантические аспекты (в том числе возникающие коннотации) функционирования префикса ре- в социально-политических и экономических контекстах СМИ, описывается продуктивная словообразовательная модель для таких слов, анализируется реализация одного из выявленных значений префикса: повторение, модификация или возвращение к определенному действию или состоянию и выдвигается предположение об активизации лексем в контекстах СМИ, связанной с началом специальной военной операции и последовавшими изменениями в политике и экономике, запустившими лексическую активность слов с определенной словообразовательной моделью.
В данной статье в качестве источника данных взяты научные статьи и диссертации, связанные с применением ассоциативного эксперимента в сфере изучения иностранных языков в Китае и включенные в научную базу CNKI в период с 2000 по 2023 гг. На основе указанных данных проведен анализ ежегодных публикаций, научных журналов и актуальных направлений исследований, что позволяет представить общие характеристики и тенденцию развития в рассматриваемой области лингвистики в современном Китае. В статье указано, что в течение последних 20 лет в Китае исследования, в которых использовали ассоциативный эксперимент в сфере изучения иностранных языков, имели «волнообразную» тенденцию - от увеличения к последующему уменьшению с рядом относительных пиков роста публикационной активности. Результаты исследований, представленных в отобранных научных статьях и диссертациях, находят свое отражение преимущественно в работах китайских лингвистов, специализирующихся в английском и русском языках, менее - японском языке. Отмечается, что результаты исследований, связанных с применением ассоциативного эксперимента в других иностранных языках, отсутствуют. Современные китайские лингвисты, связанные с изучением иностранных языков, применяют ассоциативные эксперименты в основном для изучения таких актуальных вопросов, как «концепт», «языковое сознание», «ментальный лексикон» и «методика обучения иностранным языкам». В дальнейшем продемонстрировано, что применение ассоциативного эксперимента может внести эффективный вклад в развитие соответствующих исследований в китайском научном сообществе исследователей иностранных языков.
В статье рассматриваются тексты, входящие в профилактический дискурс и объединенные темой «пропаганда диспансеризации». Специфика диспансеризации как комплекса медицинских мероприятий обусловливает выбор одной из двух стратегий воздействия на адресата и соответствующего типа текстов. Первая группа текстов строится на стратегии предупреждения и имеет смысловую модель: «Пройди диспансеризацию, чтобы выявить болезнь на ранней стадии». Вторая группа текстов строится на стратегии «Каузация уверенности в себе». Тексты в этой группе транслируют три смысловые модели: «Пройди диспансеризацию, чтобы убедиться в своем здоровье», «Пройди диспансеризацию, чтобы обеспечить здоровое будущее», «Прохождение диспансеризации - это показатель достойного отношения к здоровью». Стратегии «Предупреждение» и «Каузация уверенности в себе» имеют различия в тактиках и речевых реализациях.
В статье рассматриваются особенности моделирования и восприятия игровых текстов детской литературы. В фокусе внимания оказывается феномен метаязыковой рефлексии как фактор восприятия кодов языковой игры, адресованной ребенку. Экспериментально верифицируется вариативность интерпретации игровых трансформ в аспекте соответствия авторскому замыслу. С применением методики заполнения текстовых лакун (при восстановлении текста с пропущенными элементами) и методики прямого толкования (в версии дешифровки игрового секретного языка) выявляются факторы, способствующие или препятствующие считыванию техники и сюжетообразующей функции языковой игры. Анализируются ассоциативные векторы (параметры) восприятия игрем в свете их фонетической, грамматической и семантической специфики, системно заданной и контекстуальной актуализации. Отмечается динамика метаязыковой рефлексии над игровой трансформой (при сопоставлении осмысления игрового текста школьниками разных возрастных групп).
В статье рассматриваются особенности передачи и сохранения информации при художественном переводе с немецкого языка на русский язык.
Рассматривается новый жанр телепередачи по каналу «Культура» с ведущим Алексеем Бегаком как возможность принятия жизни и реализации креативных устремлений в своей ежедневной деятельности. Анализируется структура «Правил жизни», исследуются разнообразные участники с их темами, говорится о ситуациях, где это все можно использовать. Решается ряд проблем современности: счастье как желание жить здесь и сейчас, руководство окружающими людьми, привлечение к делу молодых людей и лиц серебряного возраста. Отмечается выдающаяся роль Алексея Бегака в организации этой краткой, но весьма насыщенной креативной телепередачи.
Статья посвящена феномену языка вражды и его представлению в современных печатных СМИ. Динамические процессы, соотносимые с языком вражды, детерминированы, прежде всего, группой экстралингвистических факторов: усиливающимся расколом общества, воздействием Интернет-дискурса, а также влиянием постмодернизма, которое проявляется в повышенной степени интертекстуальности и фейковости сообщений СМИ. Кроме того, динамика языка вражды обусловлена внутриязыковыми и внутритекстовыми процессами, в частности - расширением репертуара первичных речевых жанров, используемых для внутренней организации более крупных публицистических текстов. Материал массовой прессы последних лет свидетельствует и о том, что влияние экстралингвистических факторов текстообразования на лингвистическую специфику языка вражды проявляется в конвергенции (возросшей концентрации негативно-оценочных языковых средств на небольшом отрезке текста) и в повышенной степени диалогизации монологической речи, что придает журналистскому тексту выраженный полемический характер.
В статье рассматриваются нарративная и языковая организация интернет-магазина. Анализируются различные поликодовые тексты, с помощью которых осуществляется продвижение, а также продажа товаров. Демонстрируется открытая, постоянно пополняющаяся, система персонажей исследуемого макронарратива, включающая в себя более 20 элементов. Персонажи повествования исследованы в соответствии с их функциями. Проанализирована коммуникативная ситуация, которой характеризуется взаимодействие субъекта и адресата при непосредственном функционировании текстов, входящих в макронарратив. Описаны особенности третьеличного повествования в макронарративе концептуального интернет-магазина. Исследованы языковые функции интернет-нарратива, среди которых наиболее выраженными признаны конативная, фатическая и поэтическая функция. Показана специфика наложения сказочного повествования и системы персонажей волшебной сказки на рекламный дискурс. Показана коммуникативная успешность при использовании сказочных мотивов для реализации цели продажи дизайнерской одежды.
Данные ономасиологических экспериментов позволяют варьировать условия номинативного акта и дают основания для выводов о специфике протекания номинативного процесса. В статье анализируются результаты одного из таких ономасиологических экспериментов, направленного на выявление условий реализации субъективизированной стратегии отобъектной номинации. Семь групп объектов, ранжированных по размеру, были предложены 20 участникам пилотного эксперимента, принадлежащим к различным гендерным, возрастным и социальным группам. Полученные результаты свидетельствуют об избирательности субъективизированного подхода к номинации объектов в ситуации спровоцированного выбора одного признака. Так, навязываемая градация по размеру ограничивает креативные усилия при номинации животных и разнообъемных объектов. Для всех групп провоцируемый признак часто дополняется другими, выделенными самими номинаторами. Наиболее перспективны для реализации субъективированной стратегии номинации абстрактные фигуры и изображения людей.