SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. В настоящее время Россия занимает второе место по числу самоубийств на 100 000 населения, 5 место в абсолютных цифрах и первое место по количеству мужских самоубийств, поэтому бесспорно актуальной является профилактика суицидального поведения.
Постановка задачи. Для формирования философско-мировоззренческих компетенций специалистов в этой сфере авторы предпринимают историко-философский экскурс по заявленной проблематике. Философские взгляды Сенеки, Паскаля и Камю представляются методологически ценными для формирования стратегии профилактики суицидального поведения.
Методика и методология исследования. Для определения мировоззренческих оснований профилактики суицидального поведения в настоящем исследовании в качестве его предмета предпринят историко-философский анализ воззрений мыслителей различных исторических эпох. В результативной и заключительной частях исследования использован метод философского синтеза.
Результаты. Историко-философский анализ воззрений на самоубийство предпринят в качестве философской методологии для понимания значения социально-культурной детерминации деструктивного поведения суицидальных личностей. Результатом исследования авторы полагают заключение о том, что эффективная профилактика суицидального поведения возможна лишь в контексте понимания доминирующих в обществе поведенческих трендов и духовно-нравственных ценностей.
Выводы. В выводах статьи подчеркивается актуальность историко-философского дискурса в области концепций, посвященных духовной ориентации личности.
Введение. На протяжении последних двадцати лет в социально-политическом дискурсе активно используются термины «танатополитика», «некрополитика», «некроэкономика» и т. п. Но дефиниции этих значений остаются размытыми. В последние 4-5 лет их можно встретить и в русскоязычных статьях, а также в публичном пространстве блогов и youtube-каналов. Часто обращение к этим терминам связано с ангажированным высказываниями авторов из неакадемической среды. Цель данной статьи - обозначить область употребления термина «танатополитика» в академической литературе последних лет. Методология и источники. Исследование выполнено в логике генеалогического подхода. Основной предмет интереса - разрывы в дискурсе, когда одни и те же или схожие термины наполняются новым содержанием или получают новые интерпретации. Был выполнен анализ англоязычных статей по направлениям политической философии, критической теории, литературоведения, проблемам гендерных исследований, истории и экономики. Именно в этом языковом и проблемном поле термин обрел актуальные на сегодняшний день дефиниции. Результаты и обсуждение. В существующей англоязычной академической литературе можно выделить два подхода: 1) танатополитика - институционализированное государственное насилие, неэтичные технологии управления, которые позволяют суверену конвертировать смерть на своей территории в ресурсы и легитимность. Авторы, которые придерживаются этого подхода к проблеме, оперируют понятием «некрополитика», вместо «танатополитика», но бывают исключения. Они опираются на одноименное эссе А. Мбембе и занимаются левой критикой конкретных примеров неоколониализма; 2) танатополитика - создание социальных связей через производство знаний об угрозах, имманентных жизни. Это феномен, когда общность формируется в силу того, что она в любой момент может исчезнуть. Такой подход к проблеме танатополитики характерен для исследователей художественной культуры и современных цифровых медиа. Заключение. Авторы, которые используют в своей работе термин «танатополитика» и родственные ему, изучают диспозитив власть-смерть-знание. Однако его наличие в тексте не может быть однозначным маркером позиции исследователя. Иногда выбор этого термина - маркер критических выпадов в адрес конкретных политических решений государства. Но еще о танатополитике пишут авторы, изучающие горизонтальные социальные связи, порождаемые знанием о смерти.
Цель. Анализ влияния трансгуманизма на социальные процессы и оценка перспектив и рисков, связанных с изменением человеческой природы под воздействием современных технологий.
Процедура и методы. Основным исследовательским методом выступил сравнительный анализ. Проведён анализ философских и социальных концепций трансгуманизма в сочетании с рассмотрением ключевых технологий, включая биопротезирование, крионику и искусственный интеллект, и их возможного влияния на общество.
Результаты. Определены потенциальные риски усиления социальной дифференциации и угроза утраты традиционных человеческих качеств в условиях внедрения трансгуманистических технологий.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в углублении понимания философских и этических аспектов трансгуманизма, что способствует разработке стратегий социального и правового регулирования технологических изменений.
Статья посвящена оценке значимости для человека феномена «ценность» как основного фактора в поддержании положительного смысла его существования. Автор отмечает большое значение для современного человека формирования патриотизма как ценности, как ответственности за судьбу отечества и государства. Предлагаются некоторые суждения о значимости внимательного отношения к жизненно ценностным ориентациям человека, возможности их реализации, особенно в условия формирования цифровой коммуникативной среды.
В статье рассматривается понятие смысла, что является преамбулой к исследованию авторами новых сложных смыслов. Для этой цели авторами был проведен анализ этого феномена и изучены процессы их образования, формулирования и передачи исследователем. Изучена специфика формирования новых сложных смыслов в контексте исследования процесса создания инноваций. Сформирован подход, позволяющий структурировать идентификацию сложных понятий, определения которых нельзя эффективно задать в родовидовом виде. Кроме того, для пояснения понятия «смысл» был использован семантический треугольник Фреге. Были предложены четыре контрольных (наводящих) вопроса, поясняющих понятие «смысл». Предложена гипотеза, базирующаяся на концепции К. Поппера. Авторы анонсировали схему коммуникаций по передаче нового сложного смысла, представив значимую для целей настоящего исследования и его продолжения, модель коммуникаций между создателем нового сложного смысла и его получателем. Предложены направления будущих исследований
Представлен анализ некоторых работ Иммануила Канта, свидетельствующих о том, что темой его исследования был и геронтологический аспект. В информационном обществе, обществе цифровизации, проблемы геронтологии становятся крайне актуальны. Философ одним из первых стал рассматривать связь долгожительства с режимом, которому индивид следует в течение всей его жизни. Связь между эмоциональным, физиологическим и духовным как фактор долгожительства, переписка с медиками того времени являются подтверждением того, что он фактически занимался тем, что в XXI веке назовут геронтософией.