SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 12 док. (сбросить фильтры)
Статья: Марина Рахманова: какой я ее запомнила

Мемориальный очерк о многолетней сотруднице Государственного института искусствознания, докторе искусствоведения Марине Павловне Рахмановой (1947–2022).

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Зверева Светлана
Язык(и): Русский, Английский, Немецкий
Доступ: Всем
Статья: Сектор музыки ГИИ, его сотрудники и труды: исторические очерки

В этой подборке представлены материалы разных жанров, — очерк, интервью, статьи, — объединенные общей темой памяти о личности и трудах коллег. Все они были частью программы Круглого стола сектора истории музыки «Памятные даты 2022/2023», прошедшего 30 ноября 2022 года.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Виноградова Анна
Язык(и): Русский, Английский, Немецкий
Доступ: Всем
Статья: ОТЧЕТЫ О ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЯХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-Х ГОДОВ В ДОКУМЕНТАХ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ

1960-е гг. - время становления научного направления, связанного с изучением жанров музыкального фольклора, формирования источниковой базы этномузыкологии на основе пополнения архивов новыми экспедиционными записями традиционных народных песен и наигрышей. В отсутствие профильных кадров к участию в экспедициях Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР привлекались выпускники, студенты и аспиранты Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Экспедиционная деятельность послужила одним из оснований для открытия в Союзе композиторов в 1967 г. специального подразделения - секции музыкального фольклора, которое возглавил Феодосий Антонович Рубцов (1904-1986). В настоящей статье на основе документов из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга рассматриваются два экспедиционных отчета, предшествовавшие образованию секции. Первый - подготовлен Борисом Михайловичем Добровольским как характеристика экспедиций 1961 г. сотрудников Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР. Второй - посвящен поездке на родину М. П. Мусоргского Изалия Иосифовича Земцовского и Николая Авксентьевича Мартынова в 1964 г. Протоколы и стенограммы отчетов 1960-х гг. позволяют раскрыть подходы к полевой работе, цели и задачи экспедиций, принципы выбора регионов для обследования, представление результатов поездок на заседаниях, содержание и проблематику научных дискуссий, проходивших после сообщений.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Редькова Евгения
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ПИНЕЖСКАЯ ТРАДИЦИЯ РАСПЕВА ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН В ЗАПИСИ 1927-1930 ГГ.: ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ И ФАКТУРЫ

Многоголосие в народных песенных традициях Русского Севера представляет одно из сложнейших художественных явлений русской национальной культуры. Вместе с тем оно недостаточно изучено, поскольку большинство ранних записей малодоступны для непосредственного слухового анализа. Опубликованные нотировки отражают лишь небольшую часть имеющихся звукозаписей. В статье рассматриваются особенности голосоведения и фактуры классических «протяжных» лирических песен в устной традиции Русского Севера. Материалом исследования послужили полевые фонографические записи Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд, сделанные ими в 1927 и 1930 гг. в деревнях Пинежского района Архангельской области. В ходе анализа привлекаются фонограммы, выполненные в тех же деревнях в 1990-е гг. при участии автора статьи. В работе уделяется особое внимание двухрегистровому пению «тонки´ми» и «толсты´ми» голосами, а также закономерностям мужского и женского исполнительства в смешанных певческих ансамблях. Авторские нотации песен публи-куются впервые.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Якубовская Елена
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: "ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК - БЕЗ ИНТРИГ; СВОБОДЕН И МОЖЕТ ЕХАТЬ": ТРИ ЭПИЗОДА БИОГРАФИИ Е. В. ГИППИУСА

В статье раскрываются неизвестные страницы научной биографии одного из ведущих отечественных этномузыковедов - Евгения Владимировича Гиппиуса. В научный оборот вводятся архивные документы, охватывающие период 1926-1929 гг. и позволяющие по-новому представить начало его пути как собирателя, архивиста и исследователя. Данные полевого дневника Гиппиуса дают возможность более точно атрибутировать фонографические записи, обозначить методы и особенности собирательской работы в Заонежье, оценить его вклад в камеральную обработку фонозаписей. «Программа фонографических записей» (1926) отражает научный подход Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд к жанровой классификации заонежского фольклора. Записки и письмо к С. И. Бернштейну, заведующему Центральным Фонограммархивом Государственного института истории искусств, свидетельствуют об активном участии Гиппиуса в обсуждении перспектив развития этого подразделения. Автор приходит к выводу, что в конце 1920-х гг. полевая и исследовательская работа Государственного института истории искусств и Ленинградской государственной консерватории была тесно взаимосвязана и проходила в рамках нового научного направления - сравнительного музыкознания. Важная роль в этом принадлежала Гиппиусу.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Подрезова Светлана
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: КОСТРОМСКОЙ ФОЛЬКЛОР В ЗАПИСИ С. М. ЛЯПУНОВА И Ф. М. ИСТОМИНА: К 130-ЛЕТИЮ ВТОРОЙ НАУЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПЕСЕННОЙ КОМИССИИ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена результатам второй экспедиции Песенной комиссии императорского Русского географического общества, состоявшейся в 1893 г. с участием С. М. Ляпунова и Ф. М. Истомина. Авторы прослеживают обстоятельства полевой работы, научное значение материалов костромского маршрута. В исследовании представлены наблюдения о сохранности форм музыкального фольклора, который фиксировали собиратели на территории Верхнего Поволжья в 1970-е и в 2020-е гг. Сравнение записей разных лет свидетельствует об утратах свадебных, лирических песен и вместе с тем - о бытовании жанра причитаний в костромских деревнях вплоть до начала ХХI в. Сопоставление причитаний и свадебных песен, услышанных С. М. Ляпуновым и Ф. М. Истоминым, со звукозаписями, выполненными в 1970-е гг. Т. В. Кирюшиной и А. М. Мехнецовым, показало стабильность композиционной и ритмической организации напевов. Тем самым в большой степени подтверждается достоверность слуховых нотаций, выполненных композитором. Очевидно, что материалы экспедиции Песенной комиссии составляют неотъемлемую часть общей картины, характеризующей народную музыкальную культуру Костромского края.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Теплова Ирина
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ

В настоящее время особо актуальны вопросы истории этномузыкологии, связанные с деятельностью ведущих исследователей - собирателей музыкального фольклора и основателей научных школ. Данной проблематике посвящена главная часть тематического выпуска, обзор которого представлен в статье. Раскрытию ранее неизвестных страниц истории науки способствует обращение к обширной документальной базе: рукописям, аудиозаписям, фотографиям. Суммирование информации и критический анализ источников позволяют прояснить события прошлого и дать верную оценку результатам деятельности ученых. Одним из перспективных историко-текстологических методов, применяемых в ряде работ, является сопоставление слуховых нотаций и фонограмм XIX - начала XX в. с аудиозаписями и их расшифровками, выполненными в 1970-80-е гг. и более позднее время. Сделанные на этой основе выводы касаются не только подходов к фиксации материалов, но и динамики изменения песенных традиций в целом. Весьма востребованы ареалогические изыскания, базирующиеся на результатах полевой работы многих поколений собирателей и открывающие перспективу дальнейших исторических обобщений. Не менее актуальны проблемы использования музыкального фольклора в творчестве композиторов, а также применения в практике современных исполнителей способов музицирования, сложившихся в устной традиции.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Лобкова Галина
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ТЕОРИЯ РИТМА В ТРУДАХ Е. В. ГИППИУСА И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ)

Введение. Автор статьи впервые ставит вопросы о степени преемственности научных идей Е. В. Гиппиуса, возможности соотнесения его научной теории и теории ритмической организации, созданной последовательницей ученого Б. Б. Ефименковой, а также о практической значимости теоретических наработок ученых для удмуртского этномузыковедения. Данная проблематика актуальна не только для удмуртской музыкальной фольклористики, сформированной на монументальных идеях Е. В. Гиппиуса, но и для отечественного этномузыковедения в целом, поскольку касается вопросов методологии исследования музыки устной традиции. Цель исследования - проанализировать теоретические подходы к проблеме ритмической организации традиционной музыки Е. В. Гиппиуса, З. В. Эвальд и современных ученых-этномузыковедов.

Материалы и методы. При анализе теоретических подходов разных ученых к проблеме ритмической организации народной музыки был использован сравнительный метод. Стремление вникнуть в исследовательскую логику, выявить дополнительные смыслы и коннотации в рассуждениях авторов потребовало использования текстологического анализа. Материалом для исследований послужили отечественные научные труды Е. В. Гиппиуса, З. В Эвальд, Б. Б. Ефименковой, посвященные проблеме ритма. Результаты исследования и их обсуждение. Исследование трудов Е. В. Гиппиуса, З. В Эвальд показало, что именно удмуртская музыка стала своеобразной научной экспериментальной площадкой для выработки общетеоретических положений ученых, которые Гиппиус развивал в дальнейших трудах. Новаторство его теории заключается, прежде всего, в выделении квантитативной ритмики как самостоятельной ритмической системы. Изучение ритмических систем было продолжено ученицей и последовательницей Е. В. Гиппиуса Бориславой Борисовной Ефименковой, которая создала законченную теоретическую концепцию ритма на материале восточнославянского песенного фольклора. Сравнительный анализ этих двух научных концепций показал, что в исследовании Б. Б. Ефименковой отдельные положения ритмической классификации Е. В. Гиппиуса пересмотрены и представлены в несколько ином виде, что вызывает вопросы и необходимость научной дискуссии.

Заключение. Исследование ритмических типов, проведенное на материале удмуртской традиционной музыки, показало возможность сопоставления научных концепций Е. В. Гиппиуса и Б. Б. Ефименковой и применимость ритмической классификации, разработанной Б. Б. Ефименковой на восточнославянском материале, по отношению к финно-угорской, в частности удмуртской традиционной музыке.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Нуриева Ирина
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ БАШКИРИЯ» В 1948 ГОДУ

Цель исследования - изучение развития музыкальной журналистики и критики в региональном аспекте, а именно в Башкирии, конкретно - в Уфе в 1948 году на примере официального главного печатного издания «Красная Башкирия». В середине XX века газета «Красная Башкирия» являлась главным официальным печатным изданием Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. На её страницах освещался широкий круг тем, включая различные культурные события Уфы и других городов республики. Кроме того, подобно множеству газет Советского Союза, должное внимание в ней уделялось политическим вопросам, касающимся всей страны в целом. Так, данное издание не обошло вниманием и антиформалистическую кампанию 1948 года, непосредственно связанную с Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели», опубликованным в газете «Правда» 10 февраля 1948 года. Безусловно, названный исторический документ оказал значительное влияние на характер публикуемых музыкально-критических материалов, а именно их тематику, обращение к определённым жанрам, авторство, стиль и даже количество. Исследованию данной проблемы на примере одного из печатных изданий Башкирии посвящена настоящая статья. Приоритет в анализе отдан изучению и оценке архивных документов Союза композиторов Башкирской АССР, а также текстам музыкально-критических материалов, вышедшим в газете «Красная Башкирия» в 1948 году.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ САКСОФОННОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ И БЕЛАРУСИ ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА

В статье рассматриваются основные исторические этапы становления и развития саксофонного искусства в Китае и Беларуси ХХ - начала ХХI века. Основной целью является определение особенностей развития музыки для саксофона в китайской и белорусском композиторском творчестве указанного периода. В статье представлена периодизация развития музыки для саксофона китайских и белорусских композиторов на основе определения жанровой и стилевой специфики произведений. Выявляются важнейшие и наиболее показательные черты музыкальной стилистики произведений для саксофона с позиции проявления принципов «этнизации» и «композиторского фольклоризма». Подтверждается научная гипотеза о том, что историческое развитие музыки для саксофона в Китае и Беларуси обнаруживает ряд общих черт, однако в каждой стране имеет свои особенности, прежде всего, в отношении национальной интонационности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гэ Мэн
Язык(и): Русский
Доступ: Всем