В статье рассматриваются последствия стремительного внедрения технологии генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в образование, происходящие в настоящее время и ожидаемые в ближайшие годы. С помощью всестороннего обзора академической литературы за 2023–2025 гг. иллюстрируется его широкомасштабное влияние на образование, прежде всего университеты. Обсуждаются возможности, представляемые ГИИ, и инициируемые им проблемы, связанные с трансформацией учебных программ, ролью преподавателей, систем оценивания в образовании; анализируются потенциальные угрозы академической честности, проблемы конфиденциальности, распространение дезинформации. В контексте масштабности влияния ГИИ на образование разграничиваются два подхода, один из которых условно может быть отнесён к эволюционному, второй – к более радикальному, носящему революционный характер. Делается вывод о том, что с позиций второго подхода системы образования в настоящее время находятся в начале точки отсчёта принципиально нового функционирования в условиях колоссальных изменений, вызванных нарастающей «гегемонией» генеративного искусственного интеллекта; предстоит изменение не отдельных технологий, но самой парадигмы системы образования.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
- Префикс DOI
- 10.54884/1815-7041-2025-83-2-142-153
Внедрение грамотности в области ИИ в навыки выпускников может повысить их шансы на трудоустройство на быстро меняющемся рынке труда. Для этого вузы должны: обучать студентов решению проблем, связанных с ИИ; разработать сценарии использования моделей ГИИ в образовательных условиях, которые актуальны для будущей работы выпускников и позволяют улучшить результаты выпускников.
Список литературы
1. Каменева Н.А. Использование искусственного интеллекта в высшем образовании / Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании. Сб. статей V международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2024 г. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 374-386 с.
2. Монахова Л.Ю. Искусственный интеллект в образовательной деятельности // Журнал правовых и экономических исследований. 2024. № 2. С. 17-24.
3. Mah DK., Groß N. Artificial intelligence in higher education: exploring faculty use, self-efficacy, distinct profiles, and professional development needs // International journal of educational technology in higher education. 2024. № 21. URL: https://doi.org/10.1186/s41239-024-00490-1 (дата обращения: 1.06.2025).
4. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 19-37. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37.
5. Букина Т.В. Искусственный интеллект в образовании: современное образование и перспективы развития // Общество: социология, психология, педагогика. 2025. № 1. С. 76-83. https://doi.org/10.24158/spp.2025.1.9.
6. Вдовина Е.К., Попова Н.В., Мильская Е.А. Искусственный интеллект и проблема модернизации образования» // Человек и образование. 2025. № 1. С. 31-43.
7. Sabzalieva E., Valentini A. ChatGPT and artificial intelligence in higher education: quick start guide. Caracas: IESALC, 2023. 121 p.
8. Lim W.M., Gunasekara A., Pallant J.L. et al. Generative AI and the future of education: Ragnarök or reformation? A paradoxical perspective from management educators // The International journal of management education. 2023. № 21(2). Pp. 1-13. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2023.100790.
9. Lecler A., Duron L., Soyer P. Revolutionizing radiology with GPT-based models: Current applications, future possibilities and limitations of ChatGPT // Diagnostic and interventional imaging. 2023. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S221156842300027X (Дата обращения: 20.05.2025).
10. Lee D., Arnold M., Srivastava A. et al. (2024) Impact of generative AI on higher education learning and teaching: A study of educators’ perspectives // Computers and education artificial intelligence. 2024. Vol. 6. Pp. 96-114. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2024.100221.
11. Dwivedi Y.K., Kshetr N., Hughes, L. et al. (2023) Opinion Paper: «So what if ChatGPT wrote it?» Multidisciplinary perspectives on opportunities, challenges and implications of generative conversational AI for research, practice and policy // International journal of information management. Vol. 71. Pp. 102-115. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2023.102642.
12. Поспелова Е.А., Отоцкий П.Л., Горлачева Е.Н., Файзуллин Р. В. Генеративный искусственный интеллект в образовании: текущие тенденции и перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 3. С. 6-21. https://doi.org/10.52944/PORT.2024.58.3.001.
13. Advantages and disadvantages of AI in education (2025) University Canada West. URL: https://www.ucanwest.ca/blog/education-careers-tips/advantages-and-disadvantages-of-ai-in-education (Дата обращения: 25.05.2025).
14. Gökçearslan S., Tosun C, Gizem Erdemir Z. Benefits, challenges, and methods of Artificial intelligence (AI) Chatbots in education: A systematic literature review // International journal of technology in education. 2024. Vol. 7. № 1. Pp. 19-39. https://doi.org/10.46328/ijte.600.
15. Сысоев П.В. Персонализированное обучение на основе технологий искусственного интеллекта: насколько готовы современные студенты к новым возможностям получения образования // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 51-71. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-2-51-71.
16. Abuhassna H., Awae F., Adnan M. et al (2023) The Information age for education via artificial intelligence and machine learning: A bibliometric and systematic literature analysis. URL: https://www.semanticscholar.org/reader/cfbe5f099b326e54dd0b7f492db636561aa338aa (дата обращения: 25.05.2025).
17. Сережкина А.Е. Применение искусственного интеллекта в образовании / Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании: сб. статей V международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2024 г. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 743-755.
18. Goteka, P. Negative effects of Artificial Intelligence in education // Mobile Gardian. URL: https://www.mobileguardian.com/blog/negative-effects-of-artificial-intelligence-in-education (дата обращения: 02.06.2025).
19. Crawford J., Allen K.A., Pani B., & Cowling M. When Artificial intelligence substitutes humans in higher education: the cost of loneliness, student success, and retention. Studies in Higher Education, 2024. № 49(5). Pp. 883-897.
20. Acosta-Enriquez B.G., Arbulú Ballesteros M.A., Arbulu Perez Vargas C.G. et al. Knowledge, attitudes, and perceived Ethics regarding the use of ChatGPT among generation Z university students. International Journal for Educational Integrity. 2024. № 1. Pp. 1-23.
21. Bobula M. Generative Artificial intelligence (AI) in higher education: a comprehensive review of challenges, opportunities, and implications // Journal of learning development in higher education. 2024. № 30. URL: https://journal.aldinhe.ac.uk/index.php/jldhe/article/view/1137 (дата обращения: 24.05.2025).
22. Константинова Л.В., Ворожихин В.В., Петров А.М. и др. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. № 2. С. 36-48.
23. Weixi L. The influence of Artificial intelligence on the education system / Proceedings of ICILLP, 2024. Pp 109-114. URL: https://www.researchgate.net/publication/385337743 (дата обращения: 02.06.2025).
24. Robbins H. It’s later than you think. URL: https://hollisrobbinsanecdotal.substack.com/p/its-later-than-you-think (дата обращения: 03.06.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена описанию прецедентного опыта проведения на историко-филологическом факультете Томского государственного педагогического университета студенческой предметной олимпиады по литературе в качестве апробации диагностической модели оценки уровня сформированности функциональных и предметных навыков обучающихся. В свете происходящих трансформаций в системе общего образования, нацеленных на повышение уровня функциональной грамотности обучающихся, задача изучения качества функциональной подготовки студентов вузов – своевременная и в настоящий момент мало освещённая в научной и научно-методической литературе. Актуальность исследования состоит в формулировании подходов к оцениванию и осуществлении диагностики функциональной грамотности у студентов филологического профиля подготовки. В статье описан эмпирический опыт проведения интеллектуального творческого мероприятия конкурсного характера в вузе; дан аналитический обзор итогов студенческой предметной олимпиады по литературе; представлены выводы об эффективности предлагаемой модели, что явилось основой определения подходов к диагностике сформированности функциональной предметной и интегративной грамотности студентов. Практическая значимость настоящего исследования связана с возможностью использования разработанных диагностических материалов и оценочных средств в педагогической практике высших учебных заведений, в том числе в качестве инструмента текущей, промежуточной аттестации.
В статье рассматриваются актуальные методы развития критического мышления у студентов аграрных вузов в условиях цифровизации и глобализации сельского хозяйства. Обосновывается положение о том, что в условиях глобальных вызовов критическое мышление перестаёт быть «мягким навыком», а становится стратегическим ресурсом для обеспечения качества подготовки студентов. Анализируются педагогические технологии развития критического мышления, такие как кейс-стади, дебаты, проектное обучение и цифровые инструменты, способствующие формированию аналитических навыков, необходимых для решения сложных агропромышленных задач. Приводятся результаты экспериментального исследования, проведённого среди студентов Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, а также рекомендации по интеграции критического мышления в образовательные программы.
Статья посвящена рассмотрению потенциала педагогического краеведения в профессионально-личностном становлении будущих педагогов дошкольного образования. Педагогическое краеведение как область историко-педагогического знания об особенностях развития педагогической культуры края обладает образовательным и развивающим потенциалом в формировании у будущих педагогов профессиональной направленности, важных для педагогической деятельности качеств и компетенций, ценностного отношения к работе с детьми дошкольного возраста на основе краеведческого материала конкретной местности. В статье описан опыт реализации цикла мероприятий на основе историко-краеведческого материала Томского региона. Сделаны выводы, что предлагаемые направления работы с обучающимися позволяют обогащать образовательную практику и систему профориентационной работы в педагогическом вузе.
В статье рассмотрены основные подходы к пониманию смыслов опережающего образования, раскрыта ретроспектива идей образования для целей устойчивого развития, приведены некоторые педагогические исследования в области образования в целях устойчивого развития региона. В статье подчёркивается, что опережающее образование в интересах устойчивого развития включает в себя все виды деятельности системы образования и подготовки кадров в целях воспитания, обучения, приобретения компетенций, соответствующих современным требованиям производства и потребления. Дана характеристика комплексу исследований и диссертационных работ, ориентированных на раскрытие механизма и педагогических условий достижения целей устойчивого развития региона.
Статья посвящена анализу экосистемного подхода в образовании и изучению организации высшего образования как экосистемы. Развитие и становление вуза как образовательной экосистемы осуществляется с целью консолидации усилий всех связанных с образованием сторон, что позволяет снизить риски и издержки, связанные с управлением вузом в условиях постоянных изменений и неопределённости в сфере образования и экономике, оперативно реагировать на внешние изменения среды, внедрять современные цифровые технологии, перестраивать содержание обучения за счёт вовлечения разных участников и организации динамичной системы отношений между ними без строгой иерархичности. Вуз рассматривается как гибкая гармоничная и одновременно динамичная структура, образовательная экосистема, способная реагировать на современные вызовы и готовить специалистов, адаптированных к ним. В статье особо подчёркивается, что успех развития кадрового потенциала государства будет наиболее эффективным, если каждая единица системы высшего образования – университет – функционирует как слаженная и целостная экосистема.
В статье рассматривается проект «Цифровые кафедры» как инновационный инструмент дополнительного профессионального образования в сфере цифровых технологий. Анализируются цели и задачи цифровых кафедр, их роль в подготовке высококвалифицированных специалистов с IT-компетенциями для различных отраслей экономики. Особое внимание уделяется организационным аспектам обучения, сочетанию теоретических знаний и практических навыков, а также перспективам развития проекта в контексте цифровой трансформации российского образования и экономики. Статья подчёркивает значимость цифровых кафедр для повышения конкурентоспособности выпускников и удовлетворения потребностей рынка труда в цифровых кадрах.
В статье предпринята попытка рассмотреть источники, оказавшие влияние на формирования народной педагогической мысли, такие как эпос, культурно-исторические традиции, фольклор. Представлены имена учёных, философов, поэтов, обогативших мировую культуру, использовавших в своих трудах идеи народной педагогики, элементы фольклора. На примере фольклорных источников показан эмпирический и междисциплинарный характер народной педагогики и её глубокий воспитательный потенциал. Рассматриваются воспитательные возможности фольклорных источников, в особенности в отношении детей младшего возраста. Рассмотрены примеры литературных эпических произведений, запечатлевших историю азербайджанского народа, содержащие идеи для их использования в процессе патриотического воспитания молодёжи. Поставлены вопросы о возможности применения фольклора, идей народной педагогики в современной образовательной практике.
За последние 10 лет использование цифровых медиа значительно возросло и данное направление в обучении приобрело особую значимость. В статье рассмотрены аспекты эффективности усвоения учебной информации студентами в рамках психолого-педагогических аспектов, актуальных в современных условиях развития электронного обучения. Цель статьи – охарактеризовать психолого-педагогические аспекты эффективности усвоения учебной информации студентами в условиях электронного обучения. Исследование включило изучение практических методик и теоретических концепций, направленных на анализ психологических и педагогических факторов, влияющих на качество восприятия информации студентами в цифровой образовательной среде. Исследование позволило выявить ключевые проблемы, возникающие при работе студентов с информацией в электронной образовательной среде. Анализ различных психолого-педагогических концепций восприятия учебного материала дал возможность сформулировать конкретные рекомендации по совершенствованию обучения, а также предложить эффективные пути преодоления обнаруженных трудностей.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с имитационным моделированием, особенности его использования в педагогике, учитывающие контекст цифровизации. Описаны основные виды имитационного моделирования (дискретно-событийное, агентное, системная динамика), их преимущества (безопасность, вариативность, малозатратность) и ограничения (технические и методологические). Приведены примеры применения имитационного моделирования в педагогике: деловые игры, тренажёры, виртуальные лаборатории. Выделены основные преимущества применения имитационного моделирования. Обосновывается особая роль игрового и неигрового имитационного моделирования. Обозначены рамки и ограничения, определяющие наиболее эффективную опору на имитационное моделирование. Описан опыт внедрения имитационного моделирования по методу тренажёра с использованием компьютерной деловой игры серии «БИЗНЕС-КУРС». Сделан вывод о том, что имитационное моделирование способствует персонализации обучения, развитию системного мышления и подготовке к профессиональной деятельности, открывая новые горизонты для повышения качества образования.
В статье рассматриваются исторические тенденции развития лекции как ведущей формы образовательного процесса и специфика её применения в системе высшего и постдипломного профессионального образования, а также в образовании взрослых. Выполнен сопоставительный анализ потенциальных возможностей и ограничений классической лекции и проблемной лекции. Обосновывается вывод о том, что эффективность лекционной формы сегодня обусловлена комплексом факторов, среди которых мотивация слушателей является системообразующим. Статья может быть полезна преподавателям высшей школы и учреждений постдипломного образования, учёным, специализирующимся в области истории образования и теории образовательных технологий.
Информационные технологии и современные запросы общества эволюционным образом трансформируют всю систему образования. Представители поколений A и Z, выросшие в условиях постоянного взаимодействия с информационными технологиями, такими как стриминговые сервисы, устройства с искусственным интеллектом, мобильные виртуальные среды, предъявляют новые требования к методикам обучения. Линейные модели передачи знаний, традиционно используемые в обучении, теряют свою эффективность, уступая место персонализированным и интерактивным методам, которые становятся ключевыми запросами обучающихся на всех уровнях образования. К тому же, одной из наиболее значимых педагогических проблем современного образовательного процесса является снижение мотивации к обучению у обучающихся. В этих условиях геймификация и образовательные игры выступают не просто инновационным педагогическим инструментом, а стратегической необходимостью для массового образования. Многие страны уже интегрировали геймификацию в свои образовательные стратегии. Персонализация, основанная на аналитике разнородных данных, стала доступной с внедрением технологий искусственного интеллекта и открывает возможности для реализации своевременных и предиктивных педагогических решений. Данная статья посвящена исследованию внедрения адаптивных образовательных игр как стратегического направления цифровой трансформации образования. Эти игры базируются на принципах цифровой дидактики и использовании технологий искусственного интеллекта, что позволяет эффективно решать задачи персонализации обучения и повышения мотивации обучающихся.
В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение особенностей развития интеллектуальной одарённости студентов в рамках деятельности студенческого научного сообщества. Рассматриваются вопросы проявления отдельных свойств психики, совокупно обеспечивающих развитие интеллектуальной одарённости у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в период их участия в работе студенческого научного сообщества. Данные, собранные из научных публикаций в электронных базах (Российская государственная библиотека, eLibrary, Web of Science и Scopus), служат основой для анализа теоретических аспектов рассматриваемой проблемы. Результатом исследования стало выявление у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в студенческом научном сообществе, уровня развития личностных характеристик, совокупно обеспечивающих степень проявления интеллектуальной одарённости в процессе её развития, признаков наличия как потенциальной, так и актуальной интеллектуальной одарённости, различающихся по степени выраженности. Установлена связь между личностными характеристиками, уровнем мотивации к научно-исследовательской деятельности и проявлениями интеллектуальной одарённости, что позволяет рассматривать участие в научном сообществе как фактор, способствующий её актуализации и развитию. Полученные данные легли в основу практических рекомендаций, направленных на поддержку интеллектуальной одарённости студентов и повышение эффективности деятельности студенческих научных обществ.
В статье рассматривается проблема подготовки педагогов к массовому использованию театрализованной деятельности в воспитании детей-школьников. Представлено описание подготовительной работы с педагогами к использованию в воспитательных практиках с детьми с ОВЗ театрализованной деятельности, которая рассматривается как педагогическая пропедевтика. Алгоритм подготовки педагогов связан не только с возрастными и личностными особенностями развития особенных детей, но и с постепенным расширением и усложнением сферы общения с театральным персонажем. Приведены результаты внутришкольного исследования процесса подготовки педагогов к театрализованной деятельности детей с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата) и ЗПР (задержкой психического развития) в школе-интернате «Красные Зори» в г. Петергоф (Санкт-Петербург) и результаты апробации алгоритма пропедевтической подготовки педагогов к использованию театрализованной деятельности в воспитании таких школьников. Содержание театрализованной деятельности основано на образцах региональной культуры – сказках территории современной Ленинградской области. Обсуждается практическая возможность создания сетевого педагогического сообщества нескольких территориально разобщённых школ (школьная сеть) на основе активного использования театрализации в урочной и внеурочной работе, в т. ч. с участием родителей.
Целью данной статьи является анализ проблем, возникающих при диагностике уровня развития правовой культуры студентов высших учебных заведений. В качестве методов исследования использовались анализ существующих подходов к диагностике правовой культуры, разработка и апробация двух вариантов диагностики, а также статистическая обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования, проведённого среди студентов первого курса направления подготовки «Медиакоммуникации». Результаты работы показали, что предложенные варианты диагностики позволяют оценить уровень правовой культуры студентов, выявить проблемные зоны и определить направления для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования предложенных методик для мониторинга уровня правовой культуры студентов в различных вузах и разработки мер по его повышению. Работа ориентирована на целевую группу – преподавателей и специалистов, занимающихся правовым воспитанием студентов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методических материалов, программ повышения квалификации преподавателей и совершенствования системы правового воспитания в высших учебных заведениях.
Статья представляет собой комплексное исследование, направленное на концептуализацию понятия «исследовательская компетенция студентов» в контексте системы среднего профессионального образования (далее – СПО). В работе проведён анализ теоретических подходов к трактовке данного термина, существующих в научной литературе, уточнены представления о содержании и структуре исследовательской компетенции студентов учреждений СПО. В основе работы лежит анализ современных отечественных и зарубежных теоретических источников, включая педагогические, психологические и методические исследования, что позволило выявить разнообразие трактовок и методологических позиций в отношении исследовательской компетенции студента СПО. В статье определены ключевые особенности этой компетенции, выделена её специфика с учётом, практико-ориентированного характера обучения студентов СПО. В рамках структурного анализа подробно раскрыты три взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Особое внимание уделено интегративному характеру компетенции, объединяющей теоретическую подготовку и практические умения, актуальные для будущих специалистов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для разработки образовательных программ СПО, направленных на формирование исследовательских навыков, а также создания диагностического инструментария оценки уровня компетенции.
В статье представлен анализ понятий «методология» (возникновение, значение, уровни, подходы) и «методологический подход» (определения различных авторов, содержание, компонентный состав и терминологическое многообразие). Раскрыто нормативное обеспечение планирования и реализации воспитательной работы в вузе, представлены результаты сравнительного анализа Концепций воспитательной работы различных вузов с точки зрения заявленных в них методологических подходов к построению воспитательного процесса. Представлен анализ методологических подходов, заявляемых в Концепциях воспитательной работы различных вузов. Сделан вывод о том, что методологические подходы к построению воспитательного подхода в вузе не совпадают с теми, которые считаются актуальными в диссертационных исследованиях последних лет. В статье анализируются причины этого несовпадения.
В статье представлен опыт исследований и апробации механизмов образовательной политики, направленных на формирование единых требований к квалификации педагогов, таких как стандартизация и оценка профессиональной деятельности (независимая оценка квалификаций и сертификация компетенций), который стал основой для разработки и апробации региональной организационно-содержательной модели системы сертификации учителей в рамках городских образовательных проектов Москвы при реализации профильного обучения.
Результаты апробации модели сертификации стали основой для разработки предложений по развитию системы квалификаций в образовании РФ и обсуждались в рамках круглого стола «Требования к квалификации учителя информатики в условиях новых ФГОС среднего образования» в Общественной палате РФ. Автором предложены механизмы по реализации образовательной политики в части подготовки кадров для экономики в условиях суверенитета отечественного образования, в том числе, ускоренная подготовка педагогов к реализации задач профильного обучения на уровне среднего общего образования через систему дополнительных и (микро-) квалификаций в образовании и независимая оценка квалификаций как способ точечной подготовки педагогов к решению практических задач в профессиональной деятельности.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/