В статье рассматривается проблема подготовки педагогов к массовому использованию театрализованной деятельности в воспитании детей-школьников. Представлено описание подготовительной работы с педагогами к использованию в воспитательных практиках с детьми с ОВЗ театрализованной деятельности, которая рассматривается как педагогическая пропедевтика. Алгоритм подготовки педагогов связан не только с возрастными и личностными особенностями развития особенных детей, но и с постепенным расширением и усложнением сферы общения с театральным персонажем. Приведены результаты внутришкольного исследования процесса подготовки педагогов к театрализованной деятельности детей с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата) и ЗПР (задержкой психического развития) в школе-интернате «Красные Зори» в г. Петергоф (Санкт-Петербург) и результаты апробации алгоритма пропедевтической подготовки педагогов к использованию театрализованной деятельности в воспитании таких школьников. Содержание театрализованной деятельности основано на образцах региональной культуры – сказках территории современной Ленинградской области. Обсуждается практическая возможность создания сетевого педагогического сообщества нескольких территориально разобщённых школ (школьная сеть) на основе активного использования театрализации в урочной и внеурочной работе, в т. ч. с участием родителей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
- Префикс DOI
- 10.54884/1815-7041-2025-83-2-108-117
Понятие «театрализация» [18] рассматривается в работах Н. И. Никоновой как «гармоничное сочетание театрального искусства (условность атрибутов и декораций, особенности актёрского мастерства, режиссёрские умения, цвет, звук) и анализа произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, конфликт, композиция, жанр, авторская позиция)» [19, с. 134].
Список литературы
1. Организация деятельности театра для детей с ОВЗ: методические рекомендации / составители: Е.В. Баутина, И.И. Чулкова. Абакан: ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА». 2022. 28 с.
2. Якименко В.А. Педагогическая диагностика игры дошкольника: современные тенденции и трудности проведения // Калининградский вестник образования: научно-методический электронный журнал. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-diagnostika-igry-doshkolnika-sovremennye-tendentsii-i-trudnosti-provedeniya (дата обращения: 10.03.2025).
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
5. Володина Е.С. Антропологическая концепция штайнерской педагогики // Гуманитарные и социальные науки. 2023. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antroposofskaya-kontseptsiya-shtaynerskoy-pedagogiki (дата обращения: 08.04.2025).
6. Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. М.: Парсифаль, 1995. 251 с.
7. Глёклер М., Лангхаммер С., Вихерт К. Воспитание и здоровье. Задача для педагогов, медиков и родителей. Дорнах: Гётеанум, 2006. 340 с.
8. Высказывания известных педагогов о воспитании детей. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/11/16/vyskazyvaniya-izvestnyh-pedagogov-pro-vospitanie-detey (дата обращения: 10.04.2025).
9. Застрогина О.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции коммуникативных сфер у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/24/articles/7694 (дата обращения: 10.03.2025).
10. Рублёва А.Ю., Филиппова Е.А. Театрализованная деятельность как средство совершенствования социально-коммуникативных навыков младших школьников. URL: https://corp-univer.ru/setevoe-izdanie/dop-obr/teatralizovannaya_deyatelnost_ml_shkolnikov (дата обращения: 10.03.2025).
11. Ильин М.А. Общение в концепции актёрского искусства К.С. Станиславского // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschenie-v-kontseptsii-akterskogo--iskusstva-k-s-s-tanislavskogo (дата обращения: 10.03.2025).
12. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 т. М.: Искусство, 1954-1961. Т. 2. 258 с.
13. Шестакова О.Г., Мартанова Ю.В., Максаев А.А. Создание условий для развития детей средствами искусства / Сборник материалов ежегодной междун. научно-практ. конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy-dlya-razvitiya-detey-sredstvami-iskusstva (дата обращения: 10.03.2025)
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2024. 320 с.
15. Родионова Р.В. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста / Форум молодых учёных. 2020. № 12 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.03.2025).
16. Мудрик А.В., Никитская Е.А. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 224-230.
17. Домникова С.В., Е.А. Никифорова И.Ю. Тащилкина, Митрофанова Л.М. Обновление содержания дополнительного образования: примерные модели школьных театров: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». 2022. 80 с.
18. Никонова Н.И. К проблеме содержания понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе // Природные ресурсы Арктики и субарктики. 2010. № 1. С. 70-74.
19. Никонова Н.И. Система использования приёмов театрализации при изучении эпических произведений // Психологическая наука и образование. 2013. № 5. С. 134-138.
20. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания // Обруч. 1999. № 5. С. 36-40.
21. Филиппова О.Г., Терещенко М.Н., Батенова Ю.В., Прохорова А.А. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2021. № 4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.04.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена описанию прецедентного опыта проведения на историко-филологическом факультете Томского государственного педагогического университета студенческой предметной олимпиады по литературе в качестве апробации диагностической модели оценки уровня сформированности функциональных и предметных навыков обучающихся. В свете происходящих трансформаций в системе общего образования, нацеленных на повышение уровня функциональной грамотности обучающихся, задача изучения качества функциональной подготовки студентов вузов – своевременная и в настоящий момент мало освещённая в научной и научно-методической литературе. Актуальность исследования состоит в формулировании подходов к оцениванию и осуществлении диагностики функциональной грамотности у студентов филологического профиля подготовки. В статье описан эмпирический опыт проведения интеллектуального творческого мероприятия конкурсного характера в вузе; дан аналитический обзор итогов студенческой предметной олимпиады по литературе; представлены выводы об эффективности предлагаемой модели, что явилось основой определения подходов к диагностике сформированности функциональной предметной и интегративной грамотности студентов. Практическая значимость настоящего исследования связана с возможностью использования разработанных диагностических материалов и оценочных средств в педагогической практике высших учебных заведений, в том числе в качестве инструмента текущей, промежуточной аттестации.
В статье рассматриваются актуальные методы развития критического мышления у студентов аграрных вузов в условиях цифровизации и глобализации сельского хозяйства. Обосновывается положение о том, что в условиях глобальных вызовов критическое мышление перестаёт быть «мягким навыком», а становится стратегическим ресурсом для обеспечения качества подготовки студентов. Анализируются педагогические технологии развития критического мышления, такие как кейс-стади, дебаты, проектное обучение и цифровые инструменты, способствующие формированию аналитических навыков, необходимых для решения сложных агропромышленных задач. Приводятся результаты экспериментального исследования, проведённого среди студентов Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, а также рекомендации по интеграции критического мышления в образовательные программы.
Статья посвящена рассмотрению потенциала педагогического краеведения в профессионально-личностном становлении будущих педагогов дошкольного образования. Педагогическое краеведение как область историко-педагогического знания об особенностях развития педагогической культуры края обладает образовательным и развивающим потенциалом в формировании у будущих педагогов профессиональной направленности, важных для педагогической деятельности качеств и компетенций, ценностного отношения к работе с детьми дошкольного возраста на основе краеведческого материала конкретной местности. В статье описан опыт реализации цикла мероприятий на основе историко-краеведческого материала Томского региона. Сделаны выводы, что предлагаемые направления работы с обучающимися позволяют обогащать образовательную практику и систему профориентационной работы в педагогическом вузе.
В статье рассмотрены основные подходы к пониманию смыслов опережающего образования, раскрыта ретроспектива идей образования для целей устойчивого развития, приведены некоторые педагогические исследования в области образования в целях устойчивого развития региона. В статье подчёркивается, что опережающее образование в интересах устойчивого развития включает в себя все виды деятельности системы образования и подготовки кадров в целях воспитания, обучения, приобретения компетенций, соответствующих современным требованиям производства и потребления. Дана характеристика комплексу исследований и диссертационных работ, ориентированных на раскрытие механизма и педагогических условий достижения целей устойчивого развития региона.
Статья посвящена анализу экосистемного подхода в образовании и изучению организации высшего образования как экосистемы. Развитие и становление вуза как образовательной экосистемы осуществляется с целью консолидации усилий всех связанных с образованием сторон, что позволяет снизить риски и издержки, связанные с управлением вузом в условиях постоянных изменений и неопределённости в сфере образования и экономике, оперативно реагировать на внешние изменения среды, внедрять современные цифровые технологии, перестраивать содержание обучения за счёт вовлечения разных участников и организации динамичной системы отношений между ними без строгой иерархичности. Вуз рассматривается как гибкая гармоничная и одновременно динамичная структура, образовательная экосистема, способная реагировать на современные вызовы и готовить специалистов, адаптированных к ним. В статье особо подчёркивается, что успех развития кадрового потенциала государства будет наиболее эффективным, если каждая единица системы высшего образования – университет – функционирует как слаженная и целостная экосистема.
В статье рассматривается проект «Цифровые кафедры» как инновационный инструмент дополнительного профессионального образования в сфере цифровых технологий. Анализируются цели и задачи цифровых кафедр, их роль в подготовке высококвалифицированных специалистов с IT-компетенциями для различных отраслей экономики. Особое внимание уделяется организационным аспектам обучения, сочетанию теоретических знаний и практических навыков, а также перспективам развития проекта в контексте цифровой трансформации российского образования и экономики. Статья подчёркивает значимость цифровых кафедр для повышения конкурентоспособности выпускников и удовлетворения потребностей рынка труда в цифровых кадрах.
В статье предпринята попытка рассмотреть источники, оказавшие влияние на формирования народной педагогической мысли, такие как эпос, культурно-исторические традиции, фольклор. Представлены имена учёных, философов, поэтов, обогативших мировую культуру, использовавших в своих трудах идеи народной педагогики, элементы фольклора. На примере фольклорных источников показан эмпирический и междисциплинарный характер народной педагогики и её глубокий воспитательный потенциал. Рассматриваются воспитательные возможности фольклорных источников, в особенности в отношении детей младшего возраста. Рассмотрены примеры литературных эпических произведений, запечатлевших историю азербайджанского народа, содержащие идеи для их использования в процессе патриотического воспитания молодёжи. Поставлены вопросы о возможности применения фольклора, идей народной педагогики в современной образовательной практике.
За последние 10 лет использование цифровых медиа значительно возросло и данное направление в обучении приобрело особую значимость. В статье рассмотрены аспекты эффективности усвоения учебной информации студентами в рамках психолого-педагогических аспектов, актуальных в современных условиях развития электронного обучения. Цель статьи – охарактеризовать психолого-педагогические аспекты эффективности усвоения учебной информации студентами в условиях электронного обучения. Исследование включило изучение практических методик и теоретических концепций, направленных на анализ психологических и педагогических факторов, влияющих на качество восприятия информации студентами в цифровой образовательной среде. Исследование позволило выявить ключевые проблемы, возникающие при работе студентов с информацией в электронной образовательной среде. Анализ различных психолого-педагогических концепций восприятия учебного материала дал возможность сформулировать конкретные рекомендации по совершенствованию обучения, а также предложить эффективные пути преодоления обнаруженных трудностей.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с имитационным моделированием, особенности его использования в педагогике, учитывающие контекст цифровизации. Описаны основные виды имитационного моделирования (дискретно-событийное, агентное, системная динамика), их преимущества (безопасность, вариативность, малозатратность) и ограничения (технические и методологические). Приведены примеры применения имитационного моделирования в педагогике: деловые игры, тренажёры, виртуальные лаборатории. Выделены основные преимущества применения имитационного моделирования. Обосновывается особая роль игрового и неигрового имитационного моделирования. Обозначены рамки и ограничения, определяющие наиболее эффективную опору на имитационное моделирование. Описан опыт внедрения имитационного моделирования по методу тренажёра с использованием компьютерной деловой игры серии «БИЗНЕС-КУРС». Сделан вывод о том, что имитационное моделирование способствует персонализации обучения, развитию системного мышления и подготовке к профессиональной деятельности, открывая новые горизонты для повышения качества образования.
В статье рассматриваются исторические тенденции развития лекции как ведущей формы образовательного процесса и специфика её применения в системе высшего и постдипломного профессионального образования, а также в образовании взрослых. Выполнен сопоставительный анализ потенциальных возможностей и ограничений классической лекции и проблемной лекции. Обосновывается вывод о том, что эффективность лекционной формы сегодня обусловлена комплексом факторов, среди которых мотивация слушателей является системообразующим. Статья может быть полезна преподавателям высшей школы и учреждений постдипломного образования, учёным, специализирующимся в области истории образования и теории образовательных технологий.
В статье рассматриваются последствия стремительного внедрения технологии генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в образование, происходящие в настоящее время и ожидаемые в ближайшие годы. С помощью всестороннего обзора академической литературы за 2023–2025 гг. иллюстрируется его широкомасштабное влияние на образование, прежде всего университеты. Обсуждаются возможности, представляемые ГИИ, и инициируемые им проблемы, связанные с трансформацией учебных программ, ролью преподавателей, систем оценивания в образовании; анализируются потенциальные угрозы академической честности, проблемы конфиденциальности, распространение дезинформации. В контексте масштабности влияния ГИИ на образование разграничиваются два подхода, один из которых условно может быть отнесён к эволюционному, второй – к более радикальному, носящему революционный характер. Делается вывод о том, что с позиций второго подхода системы образования в настоящее время находятся в начале точки отсчёта принципиально нового функционирования в условиях колоссальных изменений, вызванных нарастающей «гегемонией» генеративного искусственного интеллекта; предстоит изменение не отдельных технологий, но самой парадигмы системы образования.
Информационные технологии и современные запросы общества эволюционным образом трансформируют всю систему образования. Представители поколений A и Z, выросшие в условиях постоянного взаимодействия с информационными технологиями, такими как стриминговые сервисы, устройства с искусственным интеллектом, мобильные виртуальные среды, предъявляют новые требования к методикам обучения. Линейные модели передачи знаний, традиционно используемые в обучении, теряют свою эффективность, уступая место персонализированным и интерактивным методам, которые становятся ключевыми запросами обучающихся на всех уровнях образования. К тому же, одной из наиболее значимых педагогических проблем современного образовательного процесса является снижение мотивации к обучению у обучающихся. В этих условиях геймификация и образовательные игры выступают не просто инновационным педагогическим инструментом, а стратегической необходимостью для массового образования. Многие страны уже интегрировали геймификацию в свои образовательные стратегии. Персонализация, основанная на аналитике разнородных данных, стала доступной с внедрением технологий искусственного интеллекта и открывает возможности для реализации своевременных и предиктивных педагогических решений. Данная статья посвящена исследованию внедрения адаптивных образовательных игр как стратегического направления цифровой трансформации образования. Эти игры базируются на принципах цифровой дидактики и использовании технологий искусственного интеллекта, что позволяет эффективно решать задачи персонализации обучения и повышения мотивации обучающихся.
В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение особенностей развития интеллектуальной одарённости студентов в рамках деятельности студенческого научного сообщества. Рассматриваются вопросы проявления отдельных свойств психики, совокупно обеспечивающих развитие интеллектуальной одарённости у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в период их участия в работе студенческого научного сообщества. Данные, собранные из научных публикаций в электронных базах (Российская государственная библиотека, eLibrary, Web of Science и Scopus), служат основой для анализа теоретических аспектов рассматриваемой проблемы. Результатом исследования стало выявление у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в студенческом научном сообществе, уровня развития личностных характеристик, совокупно обеспечивающих степень проявления интеллектуальной одарённости в процессе её развития, признаков наличия как потенциальной, так и актуальной интеллектуальной одарённости, различающихся по степени выраженности. Установлена связь между личностными характеристиками, уровнем мотивации к научно-исследовательской деятельности и проявлениями интеллектуальной одарённости, что позволяет рассматривать участие в научном сообществе как фактор, способствующий её актуализации и развитию. Полученные данные легли в основу практических рекомендаций, направленных на поддержку интеллектуальной одарённости студентов и повышение эффективности деятельности студенческих научных обществ.
Целью данной статьи является анализ проблем, возникающих при диагностике уровня развития правовой культуры студентов высших учебных заведений. В качестве методов исследования использовались анализ существующих подходов к диагностике правовой культуры, разработка и апробация двух вариантов диагностики, а также статистическая обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования, проведённого среди студентов первого курса направления подготовки «Медиакоммуникации». Результаты работы показали, что предложенные варианты диагностики позволяют оценить уровень правовой культуры студентов, выявить проблемные зоны и определить направления для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования предложенных методик для мониторинга уровня правовой культуры студентов в различных вузах и разработки мер по его повышению. Работа ориентирована на целевую группу – преподавателей и специалистов, занимающихся правовым воспитанием студентов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методических материалов, программ повышения квалификации преподавателей и совершенствования системы правового воспитания в высших учебных заведениях.
Статья представляет собой комплексное исследование, направленное на концептуализацию понятия «исследовательская компетенция студентов» в контексте системы среднего профессионального образования (далее – СПО). В работе проведён анализ теоретических подходов к трактовке данного термина, существующих в научной литературе, уточнены представления о содержании и структуре исследовательской компетенции студентов учреждений СПО. В основе работы лежит анализ современных отечественных и зарубежных теоретических источников, включая педагогические, психологические и методические исследования, что позволило выявить разнообразие трактовок и методологических позиций в отношении исследовательской компетенции студента СПО. В статье определены ключевые особенности этой компетенции, выделена её специфика с учётом, практико-ориентированного характера обучения студентов СПО. В рамках структурного анализа подробно раскрыты три взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Особое внимание уделено интегративному характеру компетенции, объединяющей теоретическую подготовку и практические умения, актуальные для будущих специалистов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для разработки образовательных программ СПО, направленных на формирование исследовательских навыков, а также создания диагностического инструментария оценки уровня компетенции.
В статье представлен анализ понятий «методология» (возникновение, значение, уровни, подходы) и «методологический подход» (определения различных авторов, содержание, компонентный состав и терминологическое многообразие). Раскрыто нормативное обеспечение планирования и реализации воспитательной работы в вузе, представлены результаты сравнительного анализа Концепций воспитательной работы различных вузов с точки зрения заявленных в них методологических подходов к построению воспитательного процесса. Представлен анализ методологических подходов, заявляемых в Концепциях воспитательной работы различных вузов. Сделан вывод о том, что методологические подходы к построению воспитательного подхода в вузе не совпадают с теми, которые считаются актуальными в диссертационных исследованиях последних лет. В статье анализируются причины этого несовпадения.
В статье представлен опыт исследований и апробации механизмов образовательной политики, направленных на формирование единых требований к квалификации педагогов, таких как стандартизация и оценка профессиональной деятельности (независимая оценка квалификаций и сертификация компетенций), который стал основой для разработки и апробации региональной организационно-содержательной модели системы сертификации учителей в рамках городских образовательных проектов Москвы при реализации профильного обучения.
Результаты апробации модели сертификации стали основой для разработки предложений по развитию системы квалификаций в образовании РФ и обсуждались в рамках круглого стола «Требования к квалификации учителя информатики в условиях новых ФГОС среднего образования» в Общественной палате РФ. Автором предложены механизмы по реализации образовательной политики в части подготовки кадров для экономики в условиях суверенитета отечественного образования, в том числе, ускоренная подготовка педагогов к реализации задач профильного обучения на уровне среднего общего образования через систему дополнительных и (микро-) квалификаций в образовании и независимая оценка квалификаций как способ точечной подготовки педагогов к решению практических задач в профессиональной деятельности.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/