SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 19 док. (сбросить фильтры)
Статья: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ И СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ

Введение. Обосновывается актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности. Цель статьи – проанализировать социально-психологические способы ведения информационной войны и средства противодействия. Задачи статьи: доказать, что информационное влияние становится специфическим современным оружием; проанализировать способы противодействия информационной войне; описать влияние информационной войны на правовые отношения и правовое сознание. Теоретический анализ. Проанализированы три типа войны: информационная, когнитивная и психосенсорная. Информационная война направлена на разрушение правопорядка, правовых отношений и государственного строя противника. Подобная война может принести правовому сознанию значительный урон, формируя недоверие к органам власти. Информационная война не имеет границ и распространяется на коммуникативные каналы всех государств. Заключение перемирия или капитуляция не означает прекращения информационной войны. Цель когнитивной войны состоит в получении контроля над сознанием противника, перекодировании его менталитета. В задачи психосенсорной войны входит угнетение эмоционального состояния членов общества, создания атмосферы страха, ужаса, безысходности. В процессе проведения такой войны совершаются террористические акты.

Заключение. Российский народ успешно противостоит информационной войне, и именно он является основным гарантом информационной безопасности России.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: КОНЦЕПЦИЯ КОГНИТИВНОЙ ВОЙНЫ: ПОДГОТОВКА НАТО К КОНФЛИКТАМ БУДУЩЕГО

Рассматривается концепция когнитивной войны - современного типа конфликта, целью которого является подчинение воли противника через воздействие на его мышление и поведение. Авторы описывают подходы к определению когнитивной войны, её отличительные особенности и методы, включая использование когнитивных уязвимостей и современных технологий таких как искусственный интеллект и вычислительная пропаганда. Анализируются актуальные исследования отечественных и западных специалистов, посвященные применению технологий когнитивной войны и методам противодействия им. Ставшая результатом эволюции информационной и психологической войн, когнитивная война фокусируется на познании и человеческом разуме, делая их пространством для ведения боевых действий в конфликтах XXI века.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ СУБЪЕКТОВ ГИБРИДНЫХ ВОЙН

Цель. Разработать классификацию субъектов, принимающих участие в современных гибридных войнах.

Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ зарубежной и отечественной литературы, посвящённой современным конфликтам, гибридным войнам. Автором использованы общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение), методы наблюдения, традиционного анализа документов и кейсстади.

Результаты. Сделан вывод, что субъекты гибридных войн особую опасность представляют в виде альянсов государственных и негосударственных акторов.

Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в научно-преподавательской деятельности в ходе рассмотрения концепции гибридной войны, в работе государственных органов, отвечающих за обеспечение национальной безопасности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПРЕЗИДЕНТСТВО Д. ТРАМПА (2017-2021 ГГ.): ЗАКАТ АМЕРИКАНСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ?

Публичная дипломатия администрации Дональда Трампа (2017-2021) негативно отразилась на репутации Вашингтона. Это подтверждалось многочисленными опросами общественного мнения по всему миру.

Цель: рассмотреть и проанализировать особенности публичной дипломатии Соединенных Штатов в обозначенный временной период, а также идентифицировать факторы, обусловившие снижение ее влияния. В рамках данного исследования был проведен анализ официального (правовые акты, правительственные программы, выступления Д. Трампа) и экспертного дискурса американской публичной дипломатии в обозначенный период. Для достижения поставленной цели использовалась следующая источниковая база: документы американских ведомств, статистические данные, представленные независимыми и государственными единицами, опросы общественного мнения и публикации иностранных СМИ. В статье делается вывод: хронический дефицит бюджета и кадровый голод оказали тлетворное влияние на систему американской публичной дипломатии. Игнорирование мнений ведущих экспертов в данной области привело к череде непродуманных и необоснованных действий, которые поставили под сомнение то, что выстраивалось с помощью инструментов гражданской публичной дипломатии десятилетиями - имидж США как глобального лидера и надежного внешнеполитического партнера. При этом дискурс Трампа отличался непоследовательностью, яркой эмоциональной окраской и регулярно противоречил заявлениям высокопоставленных чиновников правительства США. Ввиду общей деградации публичной дипломатии, осуществляемой гражданскими ведомствами (хотя были и некоторые позитивные тенденции), на передний план выдвинулась пропагандистская машина Пентагона, сконцентрировавшаяся на противодействии дезинформации, которая, по мнению министерства, исходила от России и Китая. После окончания своего президентского срока Д. Трамп оставил непростое внешнеполитическое наследство. Многочисленные проблемы в публичной дипломатии требовали незамедлительный мер, касающихся не только концептуальной ревизии, но и всего механизма ее осуществления.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Шур Елизавета
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС ВО ФРАНКО-ЯПОНСКИХ ПЕРЕГОВОРАХ 1882-1885 ГГ. В КОНТЕКСТЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В 1882 г. Япония инициировала переговоры с западными державами, включая Францию, о пересмотре неравноправных договоров 1854-1858 гг. Их частью стали франко-японские переговоры, на которых был поставлен вопрос о возможном союзе двух держав против Китая. Главный проводник политики колониальной экспансии в Восточной Азии Жюль Ферри (Jules Ferry; 1832-1893), занимавший в 1883-1885 гг. посты премьер-министра и министра иностранных дел, готов был предложить не-«белой» Японии союз, чтобы с ее помощью обеспечить полный контроль Франции над Аннамом и Тонкином. В ходе войны с Китаем в 1884-1885 гг. Франция вела боевые действия на Тайване, но рассматривала возможность уступки его Японии в обмен на союз. Япония отказалась от французского предложения о союзе, сделав ставку на отношения с Великобританией, от которой главным образом зависел пересмотр неравноправных договоров.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Формирование многополярного мироустройства и субъектность государства

В данной статье обсуждается влияние формирования многополярного мироустройства на динамику субъектности государства. Под государственной субъектностью в пространстве международной политики понимается умение суверенного государства отстаивать свои национальные интересы и безопасность, его выступление с инициативами в решении актуальных международных проблем, учет другими государствами военно-политической, торгово-экономической и других позиций данного государства. Отстаивается тезис, что государственная субъектность в полной мере реализуется в рамках международных объединений, образованных на основе равноправия, учета взаимных интересов и гарантии взаимной безопасности. Обоснование тезиса автором проводится на основе того факта, что с началом становления многополярного мироустройства в пространстве международной политики происходят фундаментальные изменения: в рамках новых межгосударственных объединений и организаций формируются новые правовые нормы международного сотрудничества между странами разных континентов, которые реально могут обеспечивать полноту суверенитета и субъектности странам — членам организации, независимо от их размера, уровня экономического развития и военной мощи. Принципы и нормы этих объединений исключают явный или скрытый диктат крупных, более развитых государств над остальными странами в военно-политическом и торгово-экономическом отношениях. Согласно автору, образование многополярного мироустройства, увеличение государств-субъектов в международной политике, действующих на основе общепринятых международных правовых норм, способствуют смягчению экзистенции глобального политического пространства и установлению действительной демократии в международных отношениях.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Махаматов Таир
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Индо-Тихоокеанская Азия во внешней политике Японии в XXI веке

В статье предлагается рассмотреть результаты исследования роли Индо-Тихоокеанского региона (далее ИТР) в современной внешней политике Японии и проанализировать процесс развития и возможные векторы дальнейших изменений в японской внешнеполитической доктрине в регионе. Актуальность данной тематики обусловлена как заинтересованностью Российской Федерации в развитии отношении со странами Азии и ИТР, так и международными политическими процессами, происходящими в регионе и оказывающими влияние как внутри, так и вовне его. В основе исследования лежит системный подход, концепции неофункционализма и структурной взаимозависимости. В целях корректного прогнозирования потенциальных изменений в исследуемом объекте частично используется методология «foresight». Новизна исследования заключается во введении в научный оборот новых источников по тематикам, связанным с внешней политикой Японии, а также в определении векторов дальнейшего развития стратегии Японии в ИТР. В результате исследования выявлено, что концепция «Свободного и Открытого Индо-Тихоокеанского региона» (англ. FOIP) является ключевым вектором внешней политики Японии, направленным на укрепление и расширение её влияния в регионе. Концепция представляет собой многосторонний внешнеполитический подход, который включает в себя развитие сотрудничества с различными странами и региональными организациями, укрепление торговых связей и культурного обмена, а также продвижение общих ценностей и стандартов. Направленная на создание зоны безопасности, стабильности и экономического процветания в ИТР, концепция «Свободного и Открытого Индо-Тихоокеанского региона» отражает долгосрочную стратегию Японии по поддержанию регионального миропорядка, выгодного стране. Исследование показало, что FOIP опирается на использовании доступных инструментов внешней политики, таких как двусторонние и многосторонние соглашения, форумы и форматы диалога, а также минилатеральные соглашения с небольшим количеством региональных акторов в целях поиска взаимовыгодных решений для современных вызовов, в т. ч. в случаях, когда интересы государствпартнёров имеют значительные расхождения.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Зарянский Сергей
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ЕС-КИТАЙ: УЖЕСТОЧЕНИЕ ТОРГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ЕС-КИТАЙ: УЖЕСТОЧЕНИЕ ТОРГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ЧИЖЕВСКАЯ МАРИЯ
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Развитие научной дипломатии в регионе MENA: приоритеты и перспективы сотрудничества с Россией на примере Саудовской Аравии, Египта и Объединенных Арабских Эмиратов

Развитие научной дипломатии направлено на продвижение интересов государства на международной арене. Россия стремится к укреплению сотрудничества в области научно-технического и гуманитарного обмена с Саудовской Аравией, Египтом и Объединенными Арабскими Эмиратами в рамках региона MENA. Эти страны представляют интерес для России в связи с уже существующими формами сотрудничества. Цель исследования – представить модели научной дипломатии с учетом научной организации этих стран и определить перспективы сотрудничества с Россией.

Материалы и методы. При анализе использовались данные открытых источников, отчетов Росстата, доклады по науке ЮНЕСКО, базы данных Всемирного банка. Проведен анализ развития международного научно-технического сотрудничества трех стран исследуемого региона. С помощью описательного метода представлены основные участники научной дипломатии и наглядно отображены модели научной дипломатии в рассматриваемых странах. Разработаны модели развития научной дипломатии Саудовской Аравии, Египта и ОАЭ, что позволяет определить приоритеты и перспективы сотрудничества России с данными странами в условиях геополитического кризиса.

Результаты исследования. Выявлены потенциальные партнеры России в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и Египте в области международного научно-технического сотрудничества. Перспективы сотрудничества с этими странами закреплены в соглашениях с Россией. Изучена политика данных стран в области международного научно-технического сотрудничества, рассмотрены стратегические направления развития научной дипломатии. Выделены ключевые стратегии и приоритеты для стимулирования роста научно-технического и гуманитарного сотрудничества и обмена знаниями между странами MENA и Россией.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование показало, что в рассматриваемых странах арабского региона наблюдается активное развитие научной дипломатии. Правительства этих стран все чаще обращаются к науке для решения политических проблем. Ценность данного исследования заключается в подготовке обширной аналитической базы, которая помогает выявить потенциальных партнеров для России среди стран MENA, а также определить ключевые стратегии и направления для стимулирования роста сотрудничества и обмена знаниями.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ЕС-АФРИКА: СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ

В статье рассматривается эволюция отношений между Европейским союзом и Африкой, а также проводится оценка современного стратегического положения ЕС в отношении африканского континента в контексте современных вызовов. Установлено, что ЕС более не может относиться к Африке как к региону-донору, однако Африка не может игнорировать стратегические инициативы ЕС. Современное возобновление отношений по линии ЕС-Африка является одновременно и перспективным, и непростым направлением устойчивого стратегического взаимодействия.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Судоргин Алексей
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем