SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Исследование волонтерской деятельности белорусских и российских студенток обогащает научные представления о молодежной общественно значимой ак-тивности в близких по культурному и социально-политическому развитию странах. Це-лью исследования является определение характеристик и особенностей женского волонтерства в студенческой среде России и Беларуси. По результатам исследования установлено, что в России и Беларуси 72 % студенток третьего курса имеют опыт волонтерской деятельности. Природа этой активности обусловлена социальной ориентированностью студенток, их склонностью к коллективной деятельности, желанием присоединиться к различным социально значимым мероприятиям. Режимы волонтерского участия россиянок и белорусок несколько различаются по темпоральным характеристикам и мотивации. Наряду с альтруистическим мотивом и организованными условиями труда, россиянкам нужны для волонтерского участия друзья, новые знания. Для бело-русских девушек внешний социальный запрос на их помощь должен чаще поддерживаться хорошей организацией и личным приглашением к участию. Данные опроса студенток показывают, что белоруски чаще молодых россиянок идентифицируют себя как вовлеченных в молодежные общественные организации. Российским студенткам свойственна фрагментарная ситуативная вовлеченность в общественный сектор. Для Республики Беларусь актуально внимание к более системной организации труда молодых девушек-волонтеров. В России следует активизировать женские общественные органи-зации для стимулирования участия в их проектах женской части студенчества.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 27 ст. 2 «инклюзивность – не рекомендательная, а обязательная черта, которая должна быть присуща каждому уровню образования». В РУС «ГЦОЛИФК» сложились фундаментальные условия для развития инклюзивного образования. Работает «Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМС)» в сфере физической культуры и спорта. Принята к реализации «Программа развития адаптивной физической культуры РУС «ГЦОЛИФК» до 2030 г». Однако, адаптивная физическая культура выражает иную концепцию и воплощает идею интеграции обучающихся в образовательное пространство, не может полностью заменить инклюзивный подход к образованию [5]. При этом инклюзия не ограничивается обеспечением необходимых условий только для обучающихся с ОВЗ, лиц с инвалидностью, когнитивными и ментальными особенностями.
В статье представлены результаты обзора исследований, проведённых в период с 2020 по 2022 гг. в области проблем чрезвычайного волонтёрства. Целью обзора является определение актуальных направлений исследований, описание характеристик волонтёров-спасателей и особенностей работы добровольческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере общественной безопасности. Особое внимание было уделено применению новых цифровых и технических средств в работе волонтёров. Спасательное волонтёрство является наиболее специализированным и требующим большого набора навыков направлением добровольческой деятельности, а также предполагает значительные риски для здоровья как физического, так и психологического. В связи с этим в заключении были определены основные барьеры для развития чрезвычайного волонтёрства в России. Наиболее выраженной и часто поднимаемой темой остается проблема эффективного взаимодействия и грамотной коммуникации между добровольцами и сотрудниками государственных спасательных служб.
Статья посвящена изучению опыта молодых россиян в медиаволонтёрстве, выявлению потенциала данного вида просоциальной активности и определению условий для его расширения в молодёжной среде. Анализ научной литературы и результаты социологического опроса молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 35 лет позволили определить факторы и характеристики активизации субъектности молодого поколения в медиаволонтёрских инициативах. Установлено, что для повышения управляемости цифрового добровольчества среди молодёжи потенциальные медиаволонтёры должны осознавать ценность своей деятельности в медиа - пространстве для себя лично. В этой связи требуется расширение взаимодействия не только между организаторами добровольческой деятельности и добровольцами, но и между волонтёрами и благополучателями. Это условие связано и с необходимостью транслирования в публичном пространстве как самих инициатив, так и качественных изменений в жизни конкретных людей и сообществ, которые произошли благодаря помощи медиадобровольцев. Следующим важным аспектом является выбор канала связи с потенциальными волонтёрами, в этом отношении социальные сети и онлайн -платформы наиболее удобны в использовании как для организаторов, так и для самих добровольцев. Установлено, что при наличии базовых навыков работы в цифровой среде у современной молодёжи ведущим мотивом включения молодых уральцев в волонтёрские практики в формате онлайн являются перспективы получения новых знаний и навыков, полезных для их личного и профессионального развития. Молодёжи важно понимать, что в конкретной практике медиаволонтёрства она будет взаимодействовать с профессионалами. Для старшеклассников определяющее значение имеет социальная среда медиаволонтёрства - нужно создать условия, чтобы они могли делать что-то полезное совместно с друзьями. В исследовании доказано, что для управляемости данного вида добровольчества важна дружественная цифровая среда, которая в нашей стране формируется благодаря федеральным цифровым платформам. Молодые россияне достаточно хорошо знакомы и с платформой «Добро.РФ», и с порталом «Решаем вместе, голосование». Использование сервисов «Госуслуги» коррелирует с интересом молодёжи к контенту федерального волонтёрского портала. Полученные результаты могут быть использованы организаторами социальных проектов в некоммерческом секторе для повышения эффективности рекрутинга молодых волонтёров и расширения их функционала.