SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Цель. Исследование и описание образа добровольца (волонтёра) в представлении людей, не вовлечённых в добровольческую (волонтёрскую) деятельность.
Процедура и методы. Сбор данных осуществлялся методом группового ассоциативного эксперимента. Респондентам к оценке был предъявлен стимул «доброволец (волонтёр)». Ответы (ассоциативные реакции) были занесены в гугл-форму (Google-forms). Анализ семантического поля исследуемого стимула «доброволец (волонтёр)» был проведён посредством подсчё- та абсолютных частот встречаемости ассоциаций и расчёта рангов. Были выявлены семантические универсалии, в которые включались ассоциации, использованные респондентами неслучайно. В ходе анализа было выявлено 313 ассоциаций, которые были распределены по частоте встречаемости. Были также выявлены и описаны семантические группы ассоциаций.
Результаты. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление образа добровольца (волонтёра) через анализ ассоциативных реакций респондентов – людей, не вовлечённых в добровольческую (волонтёрскую) деятельность. В представлении группы респондентов, волонтёры (добровольцы) – это добрые и отзывчивые люди, бескорыстно оказывающие помощь окружающим. В семантическом поле исследуемого стимула было выявлено 5 семантических групп – основных смысловых категорий, описывающих: 1) направленность деятельности добровольца; 2) характеристики межличностных отношений; 3) основу деятельности добровольца; 4) деятельную вовлечённость; 5) эмоциональную вовлечённость. В представлении респондентов отражены основные характеристики деятельности добровольцев (волонтёров), а также их личностные и эмоциональные особенности, параметры межличностных отношений с окружающими.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования дополняют теоретический материал имеющихся на сегодняшний день работ по изучению личности добровольца (волонтёра). Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в рамках добровольческих (волонтёрских) организаций и движений для решения задач вовлечения людей в добровольчество (волонтёрство), психологического консультативного сопровождения и индивидуального консультирования добровольцев (волонтёров) с целью формирования у них психологической готовности к добровольческой (волонтёрской) деятельности, а также с целью их психологической поддержки в процессе деятельности.
В статье анализируется учение В. Зомбарта о генезисе и социальной сущности капитализма в аспекте культуркритики. Критика техники выделяется как специальный дискурс внутри культуркритики. Первая гипотеза заключается в том, что критика техники Зомбарта есть критика современного капитализма и требует рассмотрения в контексте фундаментальных философских и социологических дискуссий вокруг трансформации роли техники в культуре Германии накануне Первой мировой войны. Идеальный тип критики техники определяется инструментальной трактовкой техники и убеждением в том, что механизация и массовизация современного общества, отчуждение труда, психологическая деградация etc. суть следствия инверсии отношения «назначение/средство». Вторая гипотеза заключается в том, что Зомбарт предлагает версию «другого модерна», которая означает попытку поставить технику на службу буржуазному порядку посредством ее подчинения этическим принципам. Принятие достижений техники сопровождается беспокойством по поводу ее негативного воздействия на общественную и частную сферу. Доклад «Техника и культура» (1910) ставит проблему «культурной ценности техники», дает определение отношений между отдельными явлениями модерной культуры и предлагает баланс ценностей. Третья гипотеза связана с объяснением этой версии «другого модерна» компенсаторным интересом (она не отвергает индустриализацию как таковую, а указывает на требующие исправления дефекты развития позднекапиталистического общества). В исследовании выделяются две различные диахронные парадигмы в консервативной мысли Германии до Первой мировой войны и, соответственно, в период Интербеллума: 1) культурпессимистическая парадигма компенсации (кризисных явлений модерна) и 2) проактивная парадигма в смысле инициативной и деятельной вовлеченности, задающей новые ориентиры в осмыслении самих фундаментальных условий модерна. В 1920-1930-е годы зомбартовская критика капитализма преодолевает культуркритическую установку и демонстрирует черты проактивного модернизма («немецкий социализм» с плановой экономикой и технократическим менеджментом в интересах общего).