SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Материал представляет рецензию на сборник памяти известного историка балета, доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Наталии Лазаревны Дунаевой (1933-2020) “Omnia Praeclara Rara”. Рассмотрены основные этапы биографии главной героини книги, даны краткий портрет ее личности, а также оценка влияния на последователей; показана важность источниковедения как дисциплины, введенной Наталией Лазаревной в программу подготовки балетоведов. В рецензии проанализировано содержание основных разделов - “IN MEMORIAM” и «Научные статьи и публикации». Отдельно раскрыты деятельность учеников Дунаевой в годы обучения, а также развитие ее педагогических и научных идей в настоящее время.
Казалось, что Великая Отечественная война, несшая с собой смерть и разруху, должна была заставить замереть всю культурною жизнь страны. Но нет. Она не только не остановилась, а стала более насыщенной, лишь изменив окраску на более строгий, суровый цвет. Казань не осталась в стороне. Эти настроения коснулись и ее театральной жизни. Те формы, которые она приобрела в военные годы, выражали гражданскую позицию актеров и отличались разнообразием. Концертные бригады, в состав которых входили артисты казанских драматических и оперного театров и филармонии, выезжали к бойцам на передний край сражений. Мобильные художественно-артистические коллективы для поднятия боевого духа давали концерты на призывных пунктах, заводах и фабриках города, в госпиталях. Благотворительные вечера и лотереи проводились актерами казанских театров, как для сбора денег на нужды обороны, так и для поднятия общего оптимистического настроя тружеников тыла и сельских жителей. Актеры и работники сцены дежурили в госпиталях, выполняя функции сиделок и санитаров, несли вахты противовоздушной обороны. Помимо этого, театры продолжали и свою основную, сценическую деятельность, включая в свой репертуар пьесы, главными мотивами которых были патриотизм, гуманизм и дружба народов. Все ресурсы театров города были отданы общенародному делу - делу борьбы за победу над фашизмом.
Павел Марков - уникальное явление театроведа, совмещавшего в себе театрального критика, активного участника театральных событий, историка и теоретика театра. Областью его интересов были две эпохи: время накануне Малого театра и Александринский театр периода либеральных реформ. Марков, филолог по образованию, является автором статей о таких русских драматургах, как А. Островский, Н. Некрасов, А. Сухово-Кобылин, М. Булгаков, Л. Леонов. В статье «Фиксация актерской игры» ярко раскрывается его талант теоретика. Для понимания его места в театроведении и индивидуальности важно отметить, что он, увлекаясь современным театром, воспринимал театральный процесс как нечто единое - движение, течение, на которое он смотрел с той точки зрения, которую Бахтин называл «вненаходимостью». Для Маркова было чрезвычайно важным понять место того или иного участника театрального процесса в исторической цепи. К любому новому явлению в истории культуры, искусства, мысли он всегда относился с интересом. Марков является автором множества работ о выдающихся современниках, в том числе об актерах Федотовой, Ермоловой, Лешковской, Давыдове, Южине и многих других. Он был младшим современником Михаила Чехова и Алисы Коонен, был знаком с Качаловым, Бердяевым и Вяч. Ивановым. Режиссеры, которых он застал, - это Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Товстоногов, Любимов, Эфрос, Ефремов, Вахтангов, Таиров. Он видел дебюты Фоменко, Фокина и застал первые спектакли Анатолия Васильева. Поэтому так ценен опыт театроведческой мысли этого выдающегося театроведа, чьи первые работы появились более столетия назад.