Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (Досааф) в своих организациях широко развивает морской моделизм. Тысячи юношей и девушек — членов Досаафа — с огромным интересом строят самоходные, парусные и настольные модели кораблей и судов. Чтобы сделать моделизм массовым. выявить наиболее интересные конструкции, комитеты Общества ежегодно проводят соревнования, смотры, выставки. Для того, чтобы уравнять возможности соревнующихся, разработана и утверждена Единая всесоюзная классификация моделей. Большинство моделей согласно Классификации является самоходным, т. е. таким, которое снабжено различными двигателями.
Особенно интересно строить самоходные морские модели с паровыми двигателями. Изготовляя такую модель, моделистконструктор не только приобретает навыки, но и познает основы техники.
Паровые двигатели имеют широкое применение в нашем народном хозяйстве. Они устанавливаются на пароходах, паровозах, паровых автомобилях, приводят в движение генераторы на электростанциях.
Занимаясь постройкой миниатюрных паровых машин, юный конструктор должен помнить, что паровой двигатель—русское изобретение. Его сконструировал и построил в 1765 году в Барнауле, на Алтае, наш соотечественник — выдающийся изобретатель Иван Иванович Ползунов. Много трудностей пришлось пережить русскому изобретателю в борьбе за свою идею: «облегчить труд по нас грядущим». Сам вычерчивал, сам рассчитывал свою паровую машину Иван Иванович Ползунов, самому ему ее пришлось и строить. Однако запустить и испытать свою машину изобретателю так и не пришлое. В результате чрезмерного и непосильного труда и без того слабое здоровье И. И. Ползунова сильно подточилось, и в 1766 году великий русский изобретатель скончался. Его работу продолжили ученики и последователи.
В 1766 году машина И. И. Ползунова была пущена в ход и проработала, приводя в движение воздуходувки 12 медеплавильных печей, несколько лет.
Сейчас даже трудно себе представить многие отрасли промышленности и транспорта без парового двигателя.
Большое распростран