SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 27 док. (сбросить фильтры)
Статья: ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях санкционной политики Российская Федерация заинтересована выстраивать новую парадигму международных отношений, ориентированную на достижение экономических и политических преимуществ на основе сотрудничества с дружественными государствами. В качестве такого государства, безусловно, выступает Азербайджан, который благодаря своему географическому положению, политической стабильности и международной кооперации с российскими производителями сегодня способен стать стратегически важным партнером с учетом геополитических и геоэкономических реалий. Несмотря на наличие научных трудов по проблеме экономического сотрудничества России и Азербайджана, в настоящее время отсутствует комплексное исследование возможностей расширения экономического партнерства в условиях турбулентности глобальных процессов.

Цель исследования - выявление приоритетов экономического сотрудничества России и Азербайджана в условиях глобальной трансформации современных международных отношений и поворота Российской Федерации на Восток. Для достижения поставленной цели использовались методы сравнения, системного анализа, синтеза, логического обобщения и экономического анализа. Изучена современная ситуация развития экономического сотрудничества Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией с учетом политических особенностей развития глобального сообщества, что делает данное исследование междисциплинарным. Новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены факторы, содействующие углублению экономического партнерства двух стран. Отмечено, что в современных условиях возрастает роль Азербайджана как стратегического партнера Российской Федерации. Глобальная турбулентность привела к повышению значимости Азербайджана как международного транспортно-логистического центра: только в 2023 г. объем перевозок из России через территорию республики вырос почти вдвое. Авторы приходят к выводу, что страны заинтересованы в расширении экономического сотрудничества и создают условия для развития международной кооперации. Прогнозируется более тесное сотрудничество Азербайджана с государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая процесс углубления интеграционного партнерства в рамках формирования единого экономического пространства. Кроме того, определены новые приоритеты международного экономического сотрудничества и стратегических направлений развития отношений Азербайджанской Республики и Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом турбулентности глобальных процессов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Филькевич Игорь
Язык(и): Русский, Английский
Статья: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВВОЗА ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС

В современном мире, где глобализация и интеграция экономик становятся все более заметными, вопросы, связанные с охраной интеллектуальной собственности (ИС), приобретают особую актуальность. Распространение контрафактной продукции остается серьезной проблемой как на международном уровне, так и в пределах отдельных государств. Подобные нарушения наносят ущерб не только правообладателям, но и экономике в целом, затрагивая интересы и государства, и потребителей. Таможенные механизмы охраны исключительных прав играют ключевую роль в укреплении экономической стабильности и формировании благоприятной среды для предпринимательской деятельности и здоровой конкуренции в рамках единого рынка Евразийского экономического союза. Исследование современных интеграционных процессов показывает, что развитие таможенного регулирования требует согласования разнонаправленных интересов: государств-участников, предпринимательского сообщества, гражданского общества и стратегических целей самого объединения. Проведенный авторами настоящей статьи анализ свидетельствует о том, что изучение механизмов таможенного контроля за товарами с объектами ИС требует комплексного подхода. В настоящем исследовании рассматриваются: теоретические основы, выявленные проблемные зоны, возможные пути совершенствования и нормативно-правовые вопросы регулирования этой сферы. Авторами предложены перспективные направления по разработке единой информационной системы управления правами государств - членов Евразийского экономического союза, способствующей упрощению межгосударственного сотрудничества, снижению объемов незаконного товарооборота объектов интеллектуальной собственности и направленной на обеспечение их экономической безопасности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Романова Ирина
Язык(и): Русский, Английский
Статья: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МАТРИЦЫ ДАННЫХ КАК ПРИОРИТЕТНОГО ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Исследовательская статья подготовлена в рамках проводимого автором научного исследования о совершенствовании теоретических и правовых основ таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (Союз, ЕАЭС) в рамках взаимодействия с Всемирной таможенной организацией. Задача. Сформировать научно-методические подходы к созданию матрицы данных как приоритетного инструмента развития механизма «единого окна» в государствах-членах Евразийского экономического союза (матрица данных). Выводы. Исследовательская статья посвящена вопросу создания матрицы данных в рамках реализации пункта 9.4. Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (Стратегические направления). Сформированные в статье методологические подходы, а также предложения могут быть использованы в ходе экспертной работы по совершенствованию таможенного регулирования и упрощению процедур торговли в ЕАЭС. Социальные последствия. Проведение исследования сопряжено с реализацией Стратегических направлений по направлению 9 в части ведения Комиссией совместно с государствами-членами работ по выработке приоритетных инструментов реализации механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД. Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для блока по таможенному сотрудничеству Комиссии и могут быть использованы его экспертами в рамках функционирования рабочей группы Комиссии по выработке приоритетных инструментов реализации механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД. Статья рекомендуется научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам и иным категориям обучающихся в Российской таможенной академии, в других вузах и региональных учебных центрах ВТамО по специальностям «Таможенное дело» и «Юриспруденция». Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности Комиссии и является результатом комплексного исследования вопроса совершенствования права Союза и упрощения процедур торговли на основе передовой практики таможенного администрирования.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Мозер Сергей
Язык(и): Русский
Статья: Акты международных судебных органов как фактор сближения национальных правовых систем

Настоящая статья посвящена исследованию проблемы сближения национальных правовых систем, как одной из актуальных проблем в правовой науке и практике, поскольку данный процесс связан с межгосударственным сотрудничеством и закономерным развитием человечества и общества. Взаимодействие правовых систем государств неоднократно становилось темой научных дискуссий. Ученые, рассматривающие данную проблему, в основном акцентировали внимание на общей характеристике процесса сближения правовых систем государств. Цель данной статьи состоит в рассмотрении прецедентов и актов международных судебных учреждений, выявлении эффективности влияния судебной практики на процесс сближения систем права различных стран. Объектом исследования является международная правоприменительная практика. Предметом статьи выступают акты международных судебных органов, учрежденных с целью влияния на национальные правовые системы и для обеспечения их сближения. Методологическую основу составляют общенаучные (сравнения, анализа, синтеза, аналогии, дедукции, индукции и другие), специальные (формально-логический, толкования права и другие) и другие методы познания. Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании практики Европейского Суда по правам человека и Суда Евразийского экономического союза и механизма контроля за исполнением постановлений международных судов, выявлении особенностей взаимоотношения и взаимопроникновения национальных законодательств при рассмотрении конкретных дел. В частности, в деле Энгель и другие против Нидерландов Европейский суд по правам человека представил правовую позицию по вопросам доступа к правосудию, которая в дальнейшем получила развитие и подтверждение в прецедентной практике Суда и оказала интегративное воздействие на законодательство государств-членов Совета Европы. Теоретическая значимость статьи обсуловлена тем, что она расширяет и углубляет знания об особенностях процесса сближения национальных правовых систем. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в исследовании выводы могут быть использованы в процессе совершенствования международного и национального законодательства и правоприменительной практики, поиске и выборе наиболее целесообразных мер для обеспечения более эффективного взаимодействия правовых систем государств. Результаты исследования могут применяться в научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чуркина Людмила
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Статья: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КЫРГЫЗСТАНА В ЕАЭС: ПРИОРИТЕТЫ И ОЖИДАНИЯ

Цель статьи - проанализировать процессы внешнеэкономического сотрудничества Кыргызской Республики после присоединения к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и выявить основные направления регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС с точки зрения скоординированной политики. Представлена институциональная база развития внешнеэкономического взаимодействия Кыргызской Республики в рамках ЕАЭС, посредством изучения действующих нормативных актов, формирующих возможности гармонизации, унификации и имплементации законодательства, направленного на сближение прав стран-участниц ЕАЭС. Отметим, что по итогам первого полугодия 2024 года товарооборот между странами увеличился и исследователи прогнозируют создание благоприятных условий для дальнейшего его роста. Представлены предложения по расширению потенциала взаимодействия и применения инструментов унификации договора о ЕАЭС. Среди проблем, требующих оперативного решения, авторами обозначена необходимость корректировки нормативной базы. Среди развития перспективных направлений отмечается востребованность цифровизации процессов внешнеэкономической деятельности и корректировка таможенных инструментов. Обосновано, что унификация права целесообразна в областях, где возможно использование административно-правовых методов регулирования экономической деятельности, а также технических характеристик, норм и стандартов, обеспечивающих организационные рамки взаимодействия экономических акторов. Даны рекомендации по процессу сближения норм в сфере финансового рынка и налогообложения в рамках ЕАЭС. В результате авторами отмечается, что индустриализацию республики стимулировали участие в ЕАЭС и привлечение российских инвестиций.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Матеева Камила
Язык(и): Русский
Статья: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ И ТЕРМИНОЛОГИИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) в России. Исследование посвящено анализу нормативно-правовой базы, а также проанализировано текущее положение дел. Цель статьи - выявление проблем, требующих обсуждения и более глубокого исследования с целью совершенствования регулирования института УЭО, начиная с осмысления термина и его роли в формировании вектора развития отрасли; формулировании концептуальных предложений для вовлечения компаний, действительно нуждающихся в упрощениях при совершении таможенных операций для ведения внешней торговли. Данное исследование базируется на методологических подходах отечественных ученых к проблемам развития экономических институтов. При проведении исследования применялся метод сравнительного анализа законодательства по регулированию института УЭО; проведен анализ научной литературы и существующих данных из открытых Реестров УЭО. Использовались методы научного познания, системного анализа (дедукция, индукция, анализ, синтез), графические и статистические методы, системный подход; применялись методы монографического, статистического и компаративного анализа, обобщения и интервью. Результаты и научная новизна исследования. В работе сделан акцент на исследование терминов, лежащих в основе института УЭО. По мнению автора, термин должен точнее отражать цель и суть его создания. Правовое регулирование института УЭО требует нового переосмысления, с перспективами развития института, как это заложено в стандартах Всемирной таможенной организации, от понимания УЭО как национальных компаний, имеющих ряд упрощений при совершении таможенных операций, до понимания УЭО как организаций - звеньев цепи поставки продукции между УЭО других стран, при условии, что все они соответствуют стандартам торговли и безопасности. Сформирован комплекс предложений для развития института УЭО. Выводы. Предложения касаются уточнения терминологии, совершенствованию нормативной базы, в частности развитию упрощений. Федеральные таможенные службы стран ЕАЭС при разработке правового регулирования развития института УЭО могут использовать положения данной статьи. Степень проработки варьируется от концептуальной идеи до предложения конкретных поправок в статьи законов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Комелова Анна
Язык(и): Русский, Английский
Статья: Контрольные (надзорные) полномочия Евразийской экономической комиссии и Европейской комиссии: сравнительно-правовой аспект

Введение. В статье рассматриваются полномочия Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК, Комиссия) и Европейской комиссии (далее – ЕК, Комиссия) в сфере контроля (надзора) за исполнением норм права интеграционных объединений государствами-членами и хозяйствующими субъектами, их объем, пределы компетенции и влияние на развитие интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) и Европейском союзе (далее – ЕС), а также роль судов соответствующих интеграционных объединений в реализации комиссиями рассматриваемой функции. Кроме того, автором рассмотрена и проанализирована соответствующая правоприменительная практика ЕЭК и ЕК, а также правовые позиции судов рассматриваемых интеграционных объединений.

Материалы и методы. В настоящем исследовании использованы труды как российских, так и зарубежных специалистов в области европейского права и права ЕАЭС, а также проанализированы правовые акты ЕС и ЕАЭС. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания – анализ, синтез, индукция, дедукция. Также в работе использовались специальные юридические методы – формально-юридический, технико-юридический, метод юридической аналогии, а также сравнительно-правовой метод.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлено, что несмотря на функционирование ЕАЭС уже более 10 лет, в деятельности ЕЭК по контролю (надзору) за исполнением государствами-членами и хозяйствующими субъектами права ЕАЭС существуют определенные проблемы. В частности: невозможность обращаться в Суд ЕАЭС с заявлением о привлечении к ответственности государства-члена, нарушившего нормы права ЕАЭС; отсутствие в праве ЕАЭС процедуры предварительного уведомления ЕЭК о принятых государствами-членами актах; наличие фрагментарности в правовом регулировании осуществления ЕЭК контрольной (надзорной) функции за исполнением хозяйствующими субъектами права ЕАЭС. Выявленные проблемы затрудняют эффективное исполнение ЕЭК своих обязанностей в рассматриваемой части, в связи с чем их возможно разрешить посредством, в том числе, использования положительного опыта Европейской комиссии по осуществлению контрольных (надзорных) полномочий за исполнением права Европейского союза.

Обсуждение и заключение. Наличие указанных в статье проблем в сфере осуществления ЕЭК контрольных (надзорных) полномочий обуславливает необходимость внесения комплексных изменений в Договор о ЕАЭС, акты органов ЕАЭС, а также издание новых актов, которые будут регулировать вопросы, которые до настоящего времени не регламентированные правом ЕАЭС. Таким образом, по итогам сравнительно-правового анализа полномочий автором выявлены проблемы и сформулированы выводы по сходству и различиям в правовом положении ЕЭК и ЕК в части осуществления ими контрольных (надзорных) полномочий. Определены тенденции развития правоприменительной практики Комиссий в части, касающейся исполнения государствами-членами и хозяйствующими субъектами, обязательств в рамках соответствующих интеграционных объединений. Представлены пути совершенствования реализации Евразийской экономической комиссией контрольной (надзорной) функции на основе выявленного положительного опыта Европейского союза.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Артеменко Тимофей
Язык(и): Русский
Статья: Международно-правовое регулирование пенсионного обеспечения трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза

Введение. В статье исследованы условия формирования и порядок функционирования системы пенсионной защиты трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз). Изучение проблематики пенсионного обеспечения в ЕАЭС основано на рассмотрении международных договоров государств-членов, формирующих договорно-правовую основу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также источников права Союза в соответствующей области. В частности, нами проведен комплексный анализ положений Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС от 20 декабря 2019 г. (далее — Соглашение) и соответствующей практики Суда ЕАЭС.

Материалы и методы. В ходе исследования нами изучены международные договоры, заключенные государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства в области трудовой миграции, а также источники права Союза и практику Суда ЕАЭС в части пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов. В качестве теоретической основы настоящего исследования выступают научные публикации отечественных юристов-международников, посвященные трудовой миграции в ЕАЭС. В процессе написания статьи мы прибегнули к использованию таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия. Среди частнонаучных методов, которые также применены в данной работе, следует выделить формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы познания.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлено, что разработка и подписание Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС стали ключевым шагом в построении системы пенсионного обеспечения трудящихся стран «евразийской пятерки». Несмотря на то, что данный международный договор, вступивший в силу 1 января 2021 г., только проходит проверку временем, необходимо отметить тот факт, что его применение — одно из важных условий эффективного функционирования общего рынка труда Союза.

Обсуждение и заключение. Обеспечение свободного движения рабочей силы в рамках современных региональных интеграционных объединений зачастую связано с предоставлением трудящимся данных объединений равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, а также защиты их пенсионных прав. В связи с этим положительная динамика трудовой миграции в ЕАЭС может быть среди прочего обусловлена переходом на качественно новый уровень правового регулирования пенсионного обеспечения трудящихся его государств-членов. При этом, как показывает анализ практики Суда ЕАЭС, заинтересованность государств в разъяснении отдельных норм права Союза в соответствующей области остается достаточно высокой.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Левина Мария
Язык(и): Русский
Статья: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ НОРМЫ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Целью настоящего исследования является исследование понятия и значения интеграционных норм в сфере миграции и их влияния на развитие российского миграционного права как подотрасли административного права, отмечается неразработанность концепции интеграционных норм и форм их объективизации.

В результате исследования было выявлено, что интеграционные нормы обладают комплексом специфических признаков, отличающих их от норм международного и национального права, что обусловлено самой правовой природой их возникновения и ролью, которую они выполняют в рамках достижения целей деятельности интеграционного объединения, каковым является Евразийский экономический союз.

Вывод: в результате исследования сформулировано определение понятия интеграционной нормы, рассмотрены интеграционные нормы в сфере внешней трудовой миграции трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, признанна их субъинституциональное место в системе российского миграционного права.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ЖЕРЕБЦОВ АЛЕКСЕЙ
Язык(и): Русский
Статья: РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РОЛЬ «УКРАИНСКОГО ФАКТОРА»

В статье проанализировано влияние позиции и деятельности Украины на развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Источниковой базой послужили доктринальные документы внешней политики, заявления политиков. Авторы приходят к выводу о двойственном характере влияния «украинского фактора». Киев выступал в качестве катализатора дестабилизации и фрагментации региона, но иногда деятельность украинского руководства косвенно стимулировала интеграционные процессы.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Белащенко Дмитрий
Язык(и): Русский
назад вперёд