Статьи в выпуске: 24

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (2023)
Авторы: ЛАПТЕВ РОМАН ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

В статье рассматриваются некоторые актуальные аспекты теории и практики моделирования. Кратко представлены достижения отечественной и зарубежной науки в разработке научных категорий «модель» и «моделирование».

Обозначены пока не решенные проблемы их использования для психологического обеспечения надежности специальной профессиональной подготовки и деятельности сотрудников правоохранительных органов в современных условиях.

Раскрыты важные для теории и практики моделирования психологические условия обучения и развития у сотрудников способности к произвольной саморегуляции в обстановке нарастания требований, системных нагрузок, риска и увеличения цены тяжелых последствий ошибок.

В качестве единого основания для разработки модельного и моделирующего пространства развития способности к произвольной саморегуляции при наличии универсального стресс-фактора представлены характеристики, процессы и результаты их взаимообусловленности, которые определяются понятиями «напряжение», «напряженность» и специальным психологическим термином «стресс-напряженность».

Затронуты традиционные и инновационные подходы к образовательным технологиям и стандартам профессионально-психологической подготовки сотрудников.

Выделены ключевые предпосылки создания трансдисциплинарного многоуровневого комплекса моделей и их корректного использования.

Описаны результаты разработки интегральных моделей психологических условий и их применения в ходе проведенных исследований.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В ЗДАНИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ (2023)
Авторы: БОНДАРЕНКО МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ, ДЕГАСЮК МАКСИМ ЮРЬЕВИЧ

Сохранение жизни и здоровья людей, тушение пожаров на различных объектах экономики в целом и в зданиях повышенной этажности в частности - ключевые задачи пожарной охраны. Неснижающееся количество погибших на таких пожарах обострило вопрос качественного обучения личного состава подразделений пожарной охраны и обусловило актуальность данного исследования.

Авторами указано на необходимость организации в процессе специального профессионального образования непрерывного, качественного, методически грамотно организованного обучения пожарных на местах для повышения эффективности деятельности личного состава подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности.

С помощью методов теоретического анализа литературы и служебных документов, определяющих обучение личного состава подразделений пожарной охраны, наблюдения за учебной деятельностью пожарно-спасательных подразделений осуществлен мониторинг системы обучения личного состава подразделений пожарной охраны тушению пожаров в зданиях повышенной этажности.

Представлены результаты мониторинга системы обучения личного состава подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности, определены «узкие» места, проблемные вопросы, требующие рассмотрения при проведении исследований по заданной проблематике.

Рассмотрены возможности продолжения качественного профессионального обучения пожарно-спасательных подразделений на месте службы. Обозначены перспективы дальнейших исследований и работы, которые могут быть связаны с рассмотрением отдельных элементов системы обучения пожарных на местах, начиная с совершенствования педагогического мастерства руководителей (организаторов) учебного процесса и заканчивая обучением особенностям работы с новыми образцами пожарной техники, оборудования, приборов и устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу огнетушащих веществ на высоту.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА (2023)
Авторы: ОЛЬХИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, МЕДВЕДЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, УРОМОВА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА

В статье рассмотрены представления родителей о роли логопеда в речевом развитии детей и их понимание влияния семьи на становление речи ребенка.

Обращено внимание на востребованность у родительской общественности логопедической помощи детям и на нехватку научных разработок данной проблемы, снижающую качество выбора родителями логопедической помощи и ее реализации. Доказано, что семья, являясь главным ресурсом детского речевого развития, не всегда способна создать оптимальные условия для этого процесса.

Раскрыты факторы семейной среды, влияющие на нормативное развитие речи. Проанализированы результаты анкетирования родителей с целью определения их представлений о задачах и направлениях работы логопеда, требованиях к его профессиональным качествам и формату проведения логопедических занятий, а также предпочтения родителей при выборе логопеда.

Представлены оценка удовлетворенности семьи качеством логопедических услуг, степень вовлеченности и заинтересованности родителей в логопедическую коррекцию и сотрудничество со специалистом, мнения родителей об их совершенствовании.

Сохранить в закладках
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (2023)
Авторы: МОТОРИНА ИРИНА ВАДИМОВНА, МАНАЕНКОВА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА

В статье актуализирована проблема развития эффективной коммуникации дошкольников со сверстниками, заострившаяся из-за усиления влияния цифрового пространства в обществе, и изложены особенности коммуникативной компетентности старших дошкольников с нарушениями речи.

Обоснована чрезвычайная востребованность комплексной психолого-педагогической поддержки детей с нарушениями речи, имеющих больше сложностей в овладении эффективной коммуникацией по сравнению с нормативно развивающимися детьми.

Рассмотрены диагностические и коррекционно-развивающие аспекты работы психолога дошкольного учреждения, ориентированной на развитие у старших дошкольников коммуникативных умений, обеспечивающих их успешную адаптацию в коллективе сверстников и выступающих ресурсом психологического благополучия во временной перспективе.

Представлены результаты исследования особенностей коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в рамках четырехкомпонентной модели Н. Рудаковой и Л. Чернецкой.

Подтверждена обобщенная гипотеза о том, что мотивационно-личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты коммуникативной компетентности старших дошкольников с речевыми нарушениями имеют специфические особенности. Установлено, что дети с общим недоразвитием речи (3-й уровень) отстают от детей без нарушений речи по развитию мотивационно-личностного, эмоционального и поведенческого компонентов коммуникативной компетентности.

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речихарактерны менее выраженные нарушения, однако они также отличны от показателей дошкольников с нормативным развитием.

Дополнение имеющихся представлений об особенностях коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи представляет теоретическую значимость и новизну исследования, а структурированные описания специфичности коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи (3-й уровень) и дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обозначающие практическим психологам точные мишени для проведения более эффективной коррекционно-развивающей работы по достижению коммуникативной компетентности детей с нарушениями речи, его практическую ценность.

Детальное рассмотрение вероятности влияния нарушений речи на развитие коммуникативной компетентности в старшем дошкольном возрасте, изучение коммуникативных умений дошкольников с заиканием могут стать перспективными направлениями дальнейших исследований.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (2023)
Авторы: КАРПУШКИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, КИСОВА ВЕРОНИКА ВЯЧЕСЛАВОВНА, КОНЕВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА

Статья посвящена актуальной проблеме формирования у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) эмоционального интеллекта, который во многом способствует их успешной социальной адаптации.

В специальной психологии наблюдается дефицит прикладных исследований, направленных на разработку коррекционных технологий для развития эмоциональной сферы младших школьников с данными расстройствами, несмотря на то, что нарушения эмоционально-волевой сферы составляют ядро дефекта при асинхронном типе дизонтогенеза.

В статье описаны общие характеристики понимания, идентификации, саморегуляции, использования эмоций для повышения эффективности регуляции поведения младших школьников, имеющих расстройства аутистического спектра.

Представлена авторская критериально-ориентированная система диагностики эмоционального интеллекта младших школьников с расстройствами аутистического спектра, направленная на выявление индивидуально-типических особенностей эмоционального интеллекта и оценку эффективности его формирования.

Раскрыты специфические индивидуально-типические особенности эмоционального интеллекта учащихся начальных классов с РАС согласно критериально-ориентированному подходу и комплексная программа его развития, основанная на учете этих особенностей. Обоснована эффективность отмеченной комплексной программы в развитии таких показателей эмоционального интеллекта, как идентификация и понимание эмоций.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (2023)
Авторы: Верозуб Анастасия Сергеевна

В статье обозначена важность исследования особенностей психического развития лиц с тяжелыми множественными нарушениями с акцентом на значимости изучения особенностей развития лиц с комплексными нарушениями с точки зрения критерия успешности.

Кратко раскрыт генезис понятия «тяжелые множественные нарушения» и описаны результаты исследования лиц от 5 до 22 лет с различными сочетаниями нарушений (детский церебральный паралич с нарушениями слуха или зрения, интеллектуальной недостаточностью, эпилепсией).

Доказана гипотеза о наличии уровней успешности и индивидуальных особенностей развития лиц с комплексными нарушениями.

Выделены 4 группы с различными показателями успешности: 1) лица разных возрастных групп с тяжелыми множественными нарушениями развития, имевшие показатель успешности от 0 до 0,2 и действовавшие сопряженно со взрослым; 2) лица, которым требовалась физическая помощь при выполнении различных заданий (показатель успешности от 0,2 до 0,4); 3) лица, выполнявшие действия по подражанию или по зрительному образцу (показатель успешности от 0,4 до 0,6), и 4) лица, нуждавшиеся в вербальной подсказке или в пошаговой словесной инструкции со стороны взрослого (показатель успешности от 0,6 до 0,8).

Представлены особенности эмоционального реагирования, коммуникации, зрительного, слухового и тактильного восприятия, движений, предметно-практических действий, познавательного и социально-личностного развития, общей характеристики деятельности лиц с I и II уровнями успешности (от 0 до 0,2 и от 0,2 до 0,4), которые действовали сопряженно с взрослым или нуждались в минимальной физической помощи.

Это определяет научную новизну и теоретическую значимость представленных результатов, а также позволяет наметить направления дальнейшего изучения лиц с III и IV уровнями успешности и их психологического сопровождения.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИЕМНЫХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРЕЙ (2023)
Авторы: СТРЕЛЕНКО АННА АНАТОЛЬЕВНА

Статья посвящена проблеме социально-перцептивной детерминации родительско-детского взаимодействия приемных и биологических матерей, необходимость изучения которой определяется высокой значимостью роли не только биологический, но и приемной семьи, не всегда готовой к адекватному восприятию и ресурсному взаимодействию с приемными детьми.

Автор предположил, что родительско-детское взаимодействие может быть обусловлено формирующимися в сознании родителей социально-перцептивными образами себя и ребенка.

В статье описаны и проанализированы результаты эмпирического исследования социально-перцептивной детерминации родительско-детского взаимодействия, в котором приняли участие приемные и биологические матери.

Установлено, что у приемных и биологических матерей когнитивный и конативный параметры вербального компонента социально-перцептивных образов, а также самоустановка отражают направленность на познание самих себя и своей субъектности в коммуникации с приемными и родными детьми как объектами восприятия, а когнитивный, конативный и регулятивный компоненты, включая оценку этих объектов восприятия, - направленность на отношения с детьми и коммуникацию с ними.

Социально-перцептивные образы выполняют регулирующую функцию в построении отношений между родителями и детьми, на основании которых возможно определение особенностей родительско-детского взаимодействия.

Социально-перцептивная детерминация родительско-детского взаимодействия обусловлена влиянием социально-перцептивных образов и социальных установок на отношения матерей со своими детьми.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕНСИОНЕРОВ (2023)
Авторы: ГЕРАСЬКИНА МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА

Проблематика смысложизненных ориентаций особенно остро встает перед пенсионером, достигающим определенного «рубежа», нового социального статуса.

С изменением социального статуса его мир сужается, ограничивается круг общения, возникает экономическая зависимость от государства или родственников и как следствие - деструкции, отражающиеся на его здоровье и самооценке, иногда приводящие к летальному исходу.

Разное психологическое, социальное, экономическое положение пенсионеров в современном обществе требуют выработки широких социальных смыслов жизни для определенных групп пенсионеров и узких - для каждого пенсионера отдельно, для чего разрабатываются социально-психологические технологии повышения смысла их жизни.

В статье автором рассматриваются теоретико-методологические аспекты смысложизненных ориентаций с точки зрения социально-психологического подхода, обосновывается их важность для личности, анализируется зарубежный и отечественный опыт по развитию смысложизненных ориентаций пенсионеров.

Приводятся и интерпретируются результаты проведенного эмпирического исследования сформированности смысложизненных ориентаций пенсионеров, проживающих на базе государственного бюджетного стационарного учреждения Рязанской области «Рязанский геронтологический центр имени П. А. Мальшина.

Описываются факторы и условия их формирования, а также возможности использования для этого арт-терапии, логотерапии, трудотерапии. Даются краткие социально-психологические рекомендации по их развитию.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (2023)
Авторы: ЕВДОКИМОВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ, Солянкина Людмила Егоровна

В данной статье рассматривается проблема использования медитативных практик в практической психологии и психотерапии. Особое внимание уделено феномену концентрации как неотъемлемой части медитативного процесса.

Рассмотрены четыре типа концентрации в процессе медитации: концентрация на мантре, которая представляет собой набор звуков, выстроенных в определенной последовательности, или стих, который следует произносить с определенной интонацией; концентрация на визуализации, когда в процессе медитации выбирается объект представления, на котором и концентрируется внимание; концентрация внимания на тратаке, то есть на определенном объекте действительности, и телесно-ориентированная концентрация, которая представляет собой сосредоточение на внутренних процессах, в частности на дыхании.

Описаны различные типы дыхания и их влияние на организм. Кроме того, рассмотрены два таких наиболее изученных вида медитации, как медитация осознанности и трансцендентальная медитация.

Благодаря Джону Кабат-Зинну, который одним из первых заинтересовался медитацией с точки зрения научного подхода, медитация осознанности получила научное обоснование и легла в основу различных методик, в частности Mindfulnes Based Stress Reduction и Mindfulness-based cognitive therapy, которые активно используются на Западе.

Описаны результаты исследований Элизабет Ходж и Сары Лазар, показывающие влияние трансцендентной медитации на снижение стресса.

Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА (2023)
Авторы: РЕВКОВА ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВНА

1. Алдошина М. И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2020. - № 1. - С. 79-87. EDN: UARYIL
2. Бабина А. А. Изучение ценностных ориентаций обучающихся в образовательном процессе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 12-16. -. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p12-16 EDN: UQSTZN
3. Касаткина М. И., Федотенко И. Л. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих социальных работников как условие развития их готовности к профессиональной деятельности // Человеческий капитал. - 2023. - № 1 (169). - С. 220-228. -. DOI: 10.25629/HC.2023.01.25 EDN: YGTXCV
4. Касаткин П. И. Ценностный компонент в образовании: нужен ли он сегодня? // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. “Философия”. - 2017. - № 2 (24). - С. 42-50. EDN: YZLZIB
5. Кисляков П. А., Корчагина А. А., Мерзлякова О. А., Пасечник Е. В. Ценностные установки россиян в условиях социокультурной трансформации общества // Научный поиск: личность, образование, культура. - 2022. - № 1 (43). - С. 33-35. -. DOI: 10.54348/SciS.2022.1.5 EDN: UHCWCG
6. Костикова Л. П. Формирование коммуникативных ценностей студентов вуза средствами иностранного языка // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2013. - Т. 2, № 4. - С. 19-24. EDN: QZQDXL
7. Костикова Л. П., Ревкова Е. А., Федотова О. С. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов-международников: исследование представлений студентов // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 2 (56). - С. 219-234. -. DOI: 10.32744/pse.2022.2.13 EDN: VGGXOS
8. Костыря С. С., Жарких Н. Г. Возможности исследования ценностей профессиональной деятельности сотрудников промышленного предприятия // Образование и общество. - 2021. - № 5 (130). - С. 118-127. EDN: AYXICL
9. Мартишина Н. В., Бобылева О. А. Ценности социального воспитания в наследии отечественных педагогов XX века. - Рязань: Концепция, 2016. - 172 с. EDN: VQPYRB
10. Мелешенко В. А. Информационная война и современные аспекты информационного противоборства // Научный резерв. - 2021. - № 1 (13). - С. 73-79. EDN: YXVBSZ
11. Минаев А. И., Исаева О. Н. Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей: из опыта работы РГУ имени С. А. Есенина // Русский мир: проблемы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и пути их решения: пленар. докл. Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. В. Беспаловой. - Донецк: Донецк. нац. ун-т, 2018. - С. 93-99. EDN: YPAEUH
12. Обращение президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 года. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67828 (дата обращения: 01.03.2023).
13. Пекушкина Д. В., Романенко Н. М. Воспитание у студентов гражданственности средствами социально значимой проектной деятельности: на примере вуза международного профиля: моногр. - М., 2023. - 160 с. EDN: FEQQSF
14. Пичкова Л. С., Кулемекова М. В. Развитие критического мышления как основного компонента в формировании профессионально значимых компетенций экономиста-международника // Европейский день языков в МГИМО: материалы V Междунар. межвуз. конф. “Европейский день языков в МГИМО”. - М.: МГИМО, 2022. - С. 130-138. EDN: OTYBUX
15. Попова Е. А. Формирование ценностных ориентаций у студентов-международников в курсе дисциплины “Иностранный язык” // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. “Образование и педагогические науки”. - 2018. - № 6 (814). - С. 124-138. EDN: DZLWQP
16. Психологические тесты для профессионалов / сост. Н. Ф. Гребень. - Мн.: Современная школа, 2007. - 496 с.
17. Савельева Н. Х., Кусарбаев Р. И., Фоминых И. М., Контобойцева М. Г., Булатова В. В. Роль аксиологического воспитания в профессиональном становлении будущих специалистов // Обзор педагогических исследований. - 2022. - Т. 4, № 4. - С. 150-153. EDN: MNHHHA
18. Санькова О. А. К проблеме формирования ценностных ориентаций современной молодежи // Образование и общество. - 2019. - № 3 (116). - С. 23-29. EDN: ZSEBRT
19. Сохранов-Преображенский В. В., Дымова Т. В., Мазалова А. Е. Формирование профессиональной культурной идентичности студентов в условиях образования с цифровыми компонентами // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 3 (152). - С. 105-112. -. DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.013 EDN: CNMFHB
20. Степанова Ю. В. Роль аналитического чтения в развитии коммуникативной компетенции студентов-международников // Высшее образование сегодня. - 2022. - № 3-4. - С. 74-77. -. DOI: 10.18137/RNU.HET.22.03-04.P.074 EDN: DRKVMM
21. Стрюченко И. Г. Культура и кризис современной мировой цивилизации // Россия и АТР. - 2022. - № 1 (115). - С. 16-26. -. DOI: 10.24412/1026-8804-2022-1-16-26 EDN: MWOOXX
22. Шлегель Е. В. Поколение Z: типические черты и ценностные ориентации // Вестник Гуманитарного университета. - 2022. - № 2 (37). - С. 122-130. DOI: 10.35853/vestnik.gu.2022.2(37).12 т
23. Belogurov A. Yu., Voevoda E. V., Inozemtsev M. I., Romanova E. A., Khokhlova N. I. Development of Education Districts in the Strategy of Strengthening the Axiological Foundations of the Russian Education Space // Higher Education in Russia. - 2020. - Vol. 29, N 1. - Pp. 25-36. -. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-25-36 EDN: HKVSBZ
24. The Role of Today’s VRE and Considerations for Cognitive Warfare. - 2022. - URL: https://www.act.nato.int/articles/cognitive-warfare-considerations (accessed: 01.03.2023).

Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОГНИТИВНЫХ, КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕГУЛЯТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (2023)
Авторы: ОСНИЦКИЙ АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Рассматриваются проблемы исследования когнитивных, коммуникативных и регулятивных способностей с позиций деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов).

В соответствии с взглядами С. Л. Рубинштейна уточнено понятие деятельности как проектируемой, целенаправленной активности, подчеркнут социальный аспект освоения деятельности и ее отличия от реактивного и импульсивного поведения. Сопоставлены подходы Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна к определению способностей, выявлены сходство и различия в их теоретических позициях.

Представлена ретроспектива исследований способностей в научной школе Б. М. Теплова, где, помимо познавательных, коммуникативных и предметно преобразующих, рассматриваются способности человека к саморегуляции своего поведения и действий.

Подчеркнута значимость современной модели М. К. Кабардова «Учитель - Метод - Ученик» для диагностики и развития способностей учащихся и педагогов в их взаимодействии, в рамках которой исследование общей способности к саморегуляции осуществляется преимущественно через изучение конкретных механизмов осознанной системы саморегуляции (О. А. Конопкин) и сформированности компонентов ценностного, рефлексивного, операционального, коммуникативного регуляторного опыта и «привычной активизации».

Раскрыты возможности развития регуляторного опыта и общей способности человека к саморегуляции и представлена методика, позволяющая провести диагностику сформированности регуляторного опыта учащихся и педагогов в профессиональном самоопределении.

Обращено внимание на присущую отечественной психологии ориентацию на необходимость формирования рефлексивного опыта на всех этапах развития и обучения человека.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЯХ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА (2023)
Авторы: Донина Ирина Александровна, ВОДНЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, КЛЕЦ ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

В настоящее время не утрачивает своей актуальности проблема трудоустройства молодых специалистов - выпускников вузов, поскольку они представляют собой важный сегмент трудового потенциала в российской экономической системе, на который возлагаются надежды в процессе эффективного развития экономической мощи государства.

Авторами рассматриваются сущность и особенности профессионального самоопределения студенческой молодежи, а также обозначаются наиболее значимые объективные и субъективные факторы, определяющие стратегии выбора молодыми специалистами профессиональной траектории.

Анализируются результаты анкетирования студентов, обучающихся по различным направлениям бакалавриата, нацеленного на выявление их профессиональных предпочтений как будущих участников рынка труда и потенциальных субъектов трудовых отношений.

Представлены портрет будущего участника рынка труда и основные тенденции и ожидания выпускников вуза.

ДОНИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Сделан вывод о том, что при выборе профессии в процессе социально-профессионального самоопределения и при дальнейшем трудоустройстве доминирующей стратегией студенческой молодежи выступает стремление достичь высокого профессионального уровня и быстро повысить свой финансовый достаток. Обозначены мероприятия, оказывающие положительное воздействие на профессиональное самоопределение молодых людей.

Полученные данные могут стать ориентирами для менеджмента вузов в построении молодежной политики и профориентационной работы, в выработке более продуктивных подходов к реализации профессиональной подготовки и воспитания конкурентоспособного специалиста с активной жизненной позицией, а также могут представлять интерес для потенциальных работодателей.

Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С "ЭНЕРГИЧНЫМ" ТИПОМ РЕАЛИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (2023)
Авторы: КОНТАРЕВА МАРИНА МАРАТОВНА, Фомина Наталья Александровна

В статье кратко обоснована актуальность психологического исследования мотивационно-потребностной сферы и личностной ответственности. Представлены отдельные психологические взгляды на проблему ответственности человека.

Описаны содержательные и стилевые особенности ответственности, выявленные в результате системного исследования данного свойства личности, а также ценностные ориентации студентов с «энергичным» типом реализации ответственного поведения. В процессе эмпирического исследования авторами было установлено, что эти студенты имели устойчивое стремление и готовность проявлять ответственность, так как четко осознавали ее важность для различных сфер жизни; стремились преодолевать возникающие трудности и препятствия, ориентируясь на свои внутренние ресурсы и не полагаясь на помощь окружающих или волю случайных обстоятельств; ощущали большую результативность ответственного поведения в личностно значимой сфере.

При этом они руководствовались в одинаковой мере личными установками, намерениями, интересами и стремлениями выполнить долг, оказать помощь близким, соответствовать ожиданиям значимых для них других людей.

Наиболее значимыми ценностями для студентов являлись духовное удовлетворение, сохранение индивидуальности, признание и уважение других людей, помощь и милосердие, а наиболее важными жизненными сферами - обучение, профессиональная жизнь и увлечения.

Среди социально-психологических установок доминируют установки на процесс и свободу. Знание специфических индивидуально-типологических особенностей ценностных ориентаций студентов с «энергичным» типом реализации ответственности, учет сильных и слабых сторон этого важнейшего свойства личности помогут вузовским психологам, педагогам и самим студентам определить направления работы по его развитию и коррекции.

Сохранить в закладках
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БИОСТАНЦИЮ РГУ ИМЕНИ С. А. ЕСЕНИНА (2023)
Авторы: ГАЛЬЧЕНКО СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА, СЕЛЕЗНЕВА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА

В статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью использования в рамках современного образовательного процесса в школьной среде интерактивных методов обучения в соответствии с требованиями новых ФГОС для начального, основного и среднего образования в Российской Федерации, в частности проведения интерактивных экскурсий для школьников на Биостанцию Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

Показана роль использования интерактивных технологий в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.

Авторами разработана модель интерактивной экскурсии в оранжерею Биостанции РГУ имени С. А. Есенина, которую можно проводить офлайн и онлайн (дистанционно, с использованием информационных технологий), и видеоэкскурсия «Образовательное путешествие в мир экзотических растений», рекомендованная к просмотру и изучению учениками средних общеобразовательных школ с 6 класса и размещенная на сайте «Биостанция РГУ имени С. А. Есенина» платформы Rutube (с электронной ссылкой на видеофильм и презентацию экскурсии на Gооgle-диске, а также QR-кодом).

Представлен план проведения интерактивных экскурсий и методические рекомендации к нему. Изложена краткая история становления и развития Биостанции. С целью проведения рефлексии обучающихся по окончании интерактивной экскурсии «Образовательное путешествие в мир экзотических растений» на Биостанции авторами подготовлены вопросы для проведения итоговой викторины.

Данные материалы могут быть использованы в школьной практике как элемент дистанционных технологий начиная с 6 класса средней общеобразовательной школы, при изучении дисциплин естественно-научной предметной области, в первую очередь биологической направленности, а также при разработке интерактивных экскурсий в виде видеофильмов, презентаций по разнообразным темам и в различных организациях (ботанических садах, оранжереях, дендропарках и т. д.) для обучающихся различных уровней (в зависимости от тематики).

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (2023)
Авторы: МАРТИШИНА НИНА ВАСИЛЬЕВНА, ГРЕЧУШКИНА НИНА ВЛАДИМИРОВНА, Байкова Лариса Анатольевна

Необходимым условием успешной профессионально-личностной самореализации человека XXI века выступают такие ключевые личностные компетенции, как нацеленность на результат, критичность, креативность, коммуникативность, человекоориентированность, эмоциональный интеллект, что диктует необходимость развития их у школьников и студентов вузов в контексте существующих требований к личностным результатам обучения, способствующим гармоничному личностному и профессионально-личностному развитию обучающихся.

В статье представлены методологические подходы к выявлению и анализу возможностей цифровой образовательной среды как пространства для развития у обучающихся ключевых личностных компетенций современного человека, обоснование этих возможностей, а также результаты исследования особенностей, средств, факторов и барьеров их развития, что определяет новизну, теоретическую и практическую значимость данного исследования.

Авторы предположили, что корректное использование возможностей цифровой образовательной среды способствует развитию таких ключевых личностных компетенций обучающихся, как нацеленность на результат, коммуникативность, креативность, критичность мышления, человекоцентричность, эмоциональный интеллект.

В дальнейших исследованиях предполагается изучение результативности применения описанных возможностей цифровой образовательной среды в различных академических контекстах.

Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ: МОСТЫ МЕЖДУ ДВУМЯ ПОДХОДАМИ (2023)
Авторы: КОРОЛЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА, МУХЛАЕВА ТАТЬЯНА ВСЕВОЛОДОВНА

Качество подготовки педагога, включающее развитие ценностных ориентаций, всегда стояло на повестке дня образовательной политики и научного сообщества.

В статье рассматриваются современные представления о профессионализации и управлении качеством образования, которые в настоящее время нередко смешиваются.

Описываются два подхода к управлению качеством и профессионализации с акцентом на их две разные логики.

Профессионализация в образовательном контексте сосредоточена прежде всего на процессе развития профессионализма людей, работающих в области образования, при этом профессионализм учителя тесно связан со структурой его ценностных ориентаций, задающих ориентиры решения им педагогических задач.

После краткого сравнения двух подходов рассматривается возможность их объединения в образовании при удержании в поле зрения существенной роли формирования ценностных ориентаций педагога как компонента и профессионализации, и обеспечения качества образования, а также повышения его результативности.

Внимание к проблеме ценностных ориентаций обусловлено требованиями государственной образовательной политики к ценностным ориентациям педагогических работников, разработкой профиля российской гражданской идентичности педагога в структуре ценностной стратегии Академии Минпросвещения.

По мнению авторов, признавая границы между профессионализацией и управлением качеством, следует находить способы наведения мостов между ними, не забывая об их существенных различиях и уделяя особое внимание аксиологическим аспектам.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВЕННОГО МОТИВА СТУДЕНТОВ К ЛИЧНОСТНОМУ САМОРАЗВИТИЮ (2023)
Авторы: КИКТЕНКО МАКСИМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, ПЕТРЯКОВ ПЕТР АНАТОЛЬЕВИЧ, ПЕВЗНЕР МИХАИЛ НАУМОВИЧ

Формирование действенного мотива к саморазвитию является условием для результативной и самостоятельной учебной и профессиональной деятельности молодых людей.

Вместе с тем наблюдаются нарастающая тенденция инфантилизации молодежи, снижение уровня развития волевых качеств и общей самостоятельности студентов и школьников, формальное отношение обучающихся к учебной деятельности, личному и профессиональному саморазвитию.

В статье рассматривается процесс формирования действенного мотива студентов к развитию личностных и профессиональных качеств в ходе специального цифрового развивающего курса «Развитие воли и самоорганизации», разработанного на основе деятельностного подхода, важным компонентом которого является цифровое приложение, обеспечивающее эффективное целеполагание, планирование и самоанализ развивающей деятельности студентов.

Приводятся результаты онлайн-анкетирования 1867 студентов разных курсов и специальностей, что подтверждает справедливость выдвинутых авторами гипотетических предположений.

Исследование показало, что в ходе двух месяцев развивающей работы у студентов удалось сформировать действенный мотив к саморазвитию, что подтверждает эффективность предлагаемых авторами технологии и методов саморазвития студентов в условиях цифровизации образовательного процесса в вузе.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МАГИСТРАТУРЫ (2023)
Авторы: ЕРЕМКИНА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

В статье рассматривается готовность к профессиональному самосовершенствованию личности будущего педагога высшей школы как пролонгированный процесс приобретения им профессиональной компетентности, становления профессионально важных качеств в рамках перспективных программ личностного и профессионального развития, формируемых в условиях магистратуры профиля «Педагогика высшей школы».

Представлен анализ педагогических условий и сложившейся системы деятельности преподавателей и студентов в учебной, практической и самостоятельной работе по формированию у них готовности к профессиональному самосовершенствованию личности.

К педагогическим условиям автором отнесены партнерские отношения преподавателей, научных руководителей с магистрантами, реализация личностного и субъектного подходов; поощрение инициативы и стимулирование творчества студентов, целенаправленное развитие у них исследовательских умений; диагностическое сопровождение личностного и профессионального развития в процессе освоения изучаемых дисциплин; самопознание студентами своих особенностей и создание индивидуальных программ личностного и профессионального развития.

Логика построения практической подготовки будущих педагогов высшей школы, содержание дисциплин, самопознание, самоанализ студентов способствуют созданию ситуации успеха в научной деятельности, профессиональному становлению будущих педагогов высшей школы и формированию готовности к профессиональному самосовершенствованию.

Представлена выявленная автором динамика показателей готовности будущих педагогов высшей школы к профессиональному самосовершенствованию за последние пять лет, представляющая теоретическую и практическую значимость.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ (2023)
Авторы: БОГОМОЛОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, КРАСНОБАЕВ ПАВЕЛ ИГОРЕВИЧ, СИНЯВИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

В статье обоснована актуальность исследования формирования у курсантов компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности на занятиях по информатике, которое влияет на готовность будущих офицеров к защите Родины, усиление обороноспособности страны.

Раскрыты содержание понятия «компетенция применения моделирования в профессиональной деятельности» и состав ее компонентов.

Под компетенцией применения моделирования в профессиональной деятельности курсантов военных вузов понимается интегративная характеристика личности, предполагающая наличие мотивов, высокого уровня знаний и умений в области построения, анализа и интерпретации моделей в процессе решения военно-профессиональных задач и включающая мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный и рефлексивный компоненты.

Представлены требования к системе задач, позволяющей эффективно обучать моделированию: каждая задача должна представлять собой информационную систему, часть компонентов которой необходимо найти; результатом решения задач должно быть получение какого-либо знания, освоение способа деятельности, интерпретация изучаемой модели; задачи должны подбираться и упорядочиваться в соответствии с поставленной целью обучения, их взаимосвязь и взаимодействие должно быть направлено на достижение намеченного синергетического эффекта.

Приведены примеры задач и их решение на основе использования таких средств, как текстовый и табличный процессор, система Mathcad и др. Указаны темы занятий по информатике, на которых изучаются модели, их применение в процессе работы с различными программными средствами.

Описаны результаты реализованного авторами исследования сформированности у курсантов компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности на занятиях по информатике. Показано, что уровень овладения этой компетенцией можно существенно повысить в результате применения предложенной авторами методики, что свидетельствует о ее эффективности.

Сохранить в закладках
СБОРНИК "ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ", МЕМОРИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЯ, ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ, ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ УЧИТЕЛЯ (2023)
Авторы: ЛАЗАРЕВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Для российской педагогической мысли конца XIX - начала XX века была значима проблема формирования образа учителя. В статье мы обращаемся к такому уникальному явлению, характерному для общественно-педагогической жизни конца XIX - начала XX века, как сборники «Памяти учителя».

На основе изучения массива публикаций сделан вывод о том, что они сочетали тексты разных жанров: биографического очерка, воспоминаний, эпитафий, стихотворений, некрологов, панихидных и надгробных речей. Также охарактеризованы жанрово-композиционные и содержательные особенности этих сборников.

Подобные издания создавались прежде всего с целью всесторонне изобразить черты личности и деятельности героев, почтить их память, что опосредованно способствовало формированию у современников и потомков определенных моделей поведения и ценностных ориентаций, к которым относились нравственные (любовь к людям, беззаветность служения, скромность, деликатность, жизнелюбие, энтузиазм, добросовестность) и профессиональные (внимание и интерес к воспитанникам и воспитанницам, способность привить интерес к преподаваемому предмету, самобытность, разносторонность, выдающийся ум) качества человека.

Мемориальные сборники через обряды публичного поминовения наиболее знаковых для педагогического сообщества личностей имеют значительный воспитательный и образовательный потенциал: заложенные в них идеи являются полезными для модернизации современного образования и формирования нового образа учителя в наши дни.

Введение в научный оборот данных материалов, ранее малоизвестных широкому кругу ученых, представляет собой научную новизну и имеет теоретическую и практическую ценность.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТА В СЛОЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (2023)
Авторы: КОРНЕЕНКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Сложная экономическая ситуация требует быстрых и правильных решений в подготовке кадров. Перед университетами ставится задача подготовки качественного специалиста, который может жить и развиваться в сложной ситуации, что требует ответа на вопросы «чему учить?» и «как учить?».

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо развитие целостной способности к жизнедеятельности, которая в будущем поможет выпускнику успешно реализоваться в жизни и представляет собой стратегическую, неадаптивную способность субъекта выстраивать собственную траекторию жизнереализации на основании личностно-профессионального содержания.

В силу входа общественного развития в «фазу риска» - турбулентности, многозадачности и нелинейности и того, что практика становится важной единицей образовательной системы, условия развития этой способности в педагогическом процессе университета изменились.

В процессе рефлексивного анализа научной педагогической и современной философской литературы по развитию университета в современных условиях автором статьи выделено несколько условий, благоприятствующих развитию способности к жизнедеятельности: 1) образовательная среда должна представлять собой пространство практического взаимодействия (имеется в виду практика как единица педагогического процесса и профессиональное применение навыков); 2) должно осуществляться рефлексивное осмысление практики на основе личностно-профессионального содержания; 3) в педагогическом содержании должно быть представлено множество образовательных ресурсов (продуктов), потенциально выступающих пробным испытанием для личности с точки зрения ее ответственности, волевых усилий, стратегии жизни.

Обоснование концептуальных положений развития указанной способности в сложной образовательной среде и выявление педагогических условий ее устойчивого развития в сложной образовательной среде университета определяют научную и теоретическую значимость данной работы.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕМУАРОВ, ВОСПОМИНАНИЙ И Т. П.) (2023)
Авторы: ГРИЦАЙ ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Ретроспективный анализ отечественной традиции воспитания детей в семье возможен и интересен не только на основе работ педагогов и мыслителей, но и в рамках изучения материалов личного характера (мемуаров, дневников и т. д.), помогающих рассматривать повседневную практику детско-родительского взаимодействия.

Благодаря изучению таких материалов второй половины XVIII столетия было выявлено влияние просвещенческих педагогических идей на изменение практики родительского воспитания детей в привилегированных семьях России, что дало возможность проследить, как теоретические нововведения реализовывались в конкретной воспитательной деятельности отцов и матерей.

Изучение этих источников помогло доказать, что нововведения в семейном воспитании носили сословный характер: к ним проявляли интерес дворяне, в то время как другие общественные классы следовали сложившимся в прошлые века представлениям о воспитании.

Сделан вывод о том, что новые педагогические идеи эпохи Просвещения гуманизировали русский семейный уклад к концу XVIII столетия: нормой детско-родительского взаимодействия в дворянской среде стало уважительное отношение к ребенку, родительский деспотизм начал осуждаться как проявление грубости и невежества, окончательно сформировалось представление о ребенке как личности.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Э. ФРОММА О ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА (2023)
Авторы: Байкова Лариса Анатольевна, Кузнецов Андрей Андреевич, МАРТИШИНА НИНА ВАСИЛЬЕВНА

В статье раскрываются отдельные идеи Э. Фромма о гуманизации образования и общественных отношений, подчеркивается синергетическая взаимосвязь общественных явлений и особенностей образовательного процесса.

Гуманизация образования представляется ученым как фактор преобразования существующих негативных проявлений общества потребления, в котором происходит постоянное манипулирование человеком.

В XXI веке, когда в информационном обществе усиливается не только потребление вещей и продуктов, но и часто поверхностное, некритическое потребление информации, деструктивно влияющее на развитие личности, идеи Э. Фромма становятся особо актуальными.

Интенсивное развитие искусственного интеллекта и внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни еще острее ставят вопрос о духовной сущности человека, его высших способностях любить, творить, саморазвиваться.

В трудах Э. Фромма звучат актуальные для современного общества идеи о том, что цель образования и цель общества - создание условий для развития человека, способного к осознанию творческой роли своего «я», в противовес человеку дезинтегрированному.

Актуальные педагогические идеи Э. Фромма обогащают гуманистическую парадигму, в которой развивается современное образование, и подчеркивают важную роль образования в позитивных общественных процессах.

Сохранить в закладках
АКСИОЛОГИЧНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ (2023)
Авторы: АРХИПОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

В статье рассматривается актуальная проблема модернизации языкового образования в информационную эпоху, обусловленная изменением содержания и средств обучения русскому языку в связи с введением обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и программ общего образования.

В цифровую эпоху важнейшим направлением языкового образования является приобщение обучающихся к патриотическим, духовно-нравственным ценностям, выраженным в слове, осознание молодыми людьми ценности родного языка и ценности знания, им выраженного.

Существенным фактором модернизации педагогического дискурса урока русского языка признается усиление роли текстов ценностно-смысловой направленности в процессе обучения.

В связи с этим в статье обосновывается необходимость обновления текстов учебников русского языка с целью усиления акцентов на ценностно значимые темы, актуальные для обучающихся - представителей поколения Z.

Эта необходимость обусловлена результатами проведенного контент-анализа новых федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также современных учебных книг, используемых в процессе обучения русскому языку в основной и средней школах.

Рассматривая основные тенденции в педагогическом дискурсе уроков словесности, связанные с опорой на интертекстуальность, эмоциональный интеллект обучающихся, автор обосновывает важность новых концептного, аксиологического и когнитивно-прагматического подходов к работе над словом, над разделом «Лексикология» в курсе русского языка и предлагает конкретные приемы их реализации в процессе языкового образования в цифровую эпоху, особое место уделяя работе над развитием дискурсивно-логического мышления при обучении толкованию значения новых слов с помощью родо-видовых понятий.

Именно этот прием семантизации обеспечивает категоризацию понятий в процессе познавательной деятельности учащихся.

В статье сделаны выводы о необходимости модернизации педагогического дискурса уроков русского языка за счет введения в процесс обучения новых текстов, в которых реализуются ценностные понятия эпохи цифровизации; о целесообразности опоры на когнитивно-прагматический и аксиологический подходы при изучении лексикологии русского языка с целью развития дискурсивно-логического мышления у представителей поколения Z.

Сохранить в закладках