ISSN 2075-3500
Язык: ru

Статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (2023)

Читать онлайн

В данной статье рассматривается проблема использования медитативных практик в практической психологии и психотерапии. Особое внимание уделено феномену концентрации как неотъемлемой части медитативного процесса.

Рассмотрены четыре типа концентрации в процессе медитации: концентрация на мантре, которая представляет собой набор звуков, выстроенных в определенной последовательности, или стих, который следует произносить с определенной интонацией; концентрация на визуализации, когда в процессе медитации выбирается объект представления, на котором и концентрируется внимание; концентрация внимания на тратаке, то есть на определенном объекте действительности, и телесно-ориентированная концентрация, которая представляет собой сосредоточение на внутренних процессах, в частности на дыхании.

Описаны различные типы дыхания и их влияние на организм. Кроме того, рассмотрены два таких наиболее изученных вида медитации, как медитация осознанности и трансцендентальная медитация.

Благодаря Джону Кабат-Зинну, который одним из первых заинтересовался медитацией с точки зрения научного подхода, медитация осознанности получила научное обоснование и легла в основу различных методик, в частности Mindfulnes Based Stress Reduction и Mindfulness-based cognitive therapy, которые активно используются на Западе.

Описаны результаты исследований Элизабет Ходж и Сары Лазар, показывающие влияние трансцендентной медитации на снижение стресса.

Ключевые фразы: медитация, концентрация, мантра, визуализация, тратака, телесно-ориентированная медитация, осознанность, депрессия, стресс, саморегуляция, тревожные расстройства
Автор (ы): ЕВДОКИМОВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ, Солянкина Людмила Егоровна
Журнал: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.97. Аномалии психики (психопатология)
Для цитирования:
ЕВДОКИМОВ О. К., СОЛЯНКИНА Л. Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК. 2023. №4
Текстовый фрагмент статьи