ISSN 2075-3500
Язык: ru

Статья: ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (2023)

Читать онлайн

В статье обозначена важность исследования особенностей психического развития лиц с тяжелыми множественными нарушениями с акцентом на значимости изучения особенностей развития лиц с комплексными нарушениями с точки зрения критерия успешности.

Кратко раскрыт генезис понятия «тяжелые множественные нарушения» и описаны результаты исследования лиц от 5 до 22 лет с различными сочетаниями нарушений (детский церебральный паралич с нарушениями слуха или зрения, интеллектуальной недостаточностью, эпилепсией).

Доказана гипотеза о наличии уровней успешности и индивидуальных особенностей развития лиц с комплексными нарушениями.

Выделены 4 группы с различными показателями успешности: 1) лица разных возрастных групп с тяжелыми множественными нарушениями развития, имевшие показатель успешности от 0 до 0,2 и действовавшие сопряженно со взрослым; 2) лица, которым требовалась физическая помощь при выполнении различных заданий (показатель успешности от 0,2 до 0,4); 3) лица, выполнявшие действия по подражанию или по зрительному образцу (показатель успешности от 0,4 до 0,6), и 4) лица, нуждавшиеся в вербальной подсказке или в пошаговой словесной инструкции со стороны взрослого (показатель успешности от 0,6 до 0,8).

Представлены особенности эмоционального реагирования, коммуникации, зрительного, слухового и тактильного восприятия, движений, предметно-практических действий, познавательного и социально-личностного развития, общей характеристики деятельности лиц с I и II уровнями успешности (от 0 до 0,2 и от 0,2 до 0,4), которые действовали сопряженно с взрослым или нуждались в минимальной физической помощи.

Это определяет научную новизну и теоретическую значимость представленных результатов, а также позволяет наметить направления дальнейшего изучения лиц с III и IV уровнями успешности и их психологического сопровождения.

Ключевые фразы: тяжелые множественные нарушения развития, уровень успешности, эмоциональное реагирование, КОММУНИКАЦИЯ, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, движения, предметно-практи­ческие действия, познавательное и социально-личностное развитие, общая характеристика деятельности
Автор (ы): Верозуб Анастасия Сергеевна
Журнал: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.97. Аномалии психики (психопатология)
Для цитирования:
ВЕРОЗУБ А. С. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК. 2023. №4
Текстовый фрагмент статьи