ISSN 2075-3500
Язык: ru

Статья: РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ ЭКСПРЕСС-ОПРОСНИКА "РИЧМОНДСКАЯ ШКАЛА КОМПУЛЬСИВНОГО ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ" (2024)

Читать онлайн

Компульсивное потребительское поведение (компульсивное покупательское поведение, компульсивное покупательское расстройство, ониомания, шопоголизм) - непреодолимое влечение к совершению покупок и навязчивое, часто повторяющееся, слабо контролируемое покупательское поведение, иными словами, одержимость покупками.

Несмотря на возрастающее количество шопоголиков, к настоящему моменту не существует детально валидизированных русскоязычных психологических методик, которые бы оценивали уровень ониомании.

Американский вариант Ричмондской шкалы компульсивного покупательского поведения был разработан в 2008 году Н. Риджвэй, М. Кукар-Кинни и К. Монро из Ричмондского университета. Данный опросник адаптирован на китайском, корейском, португальском и русском языках.

Целью работы являлись перевод, кросс-культурная адаптация и психометрическая проверка экспресс-опросника «Ричмондская шкала компульсивного покупательского поведения» (Richmond Compulsive Buying Scale, RCBC). Общее количество участников исследования составило 2263 человека в возрасте от 18 до 73 лет, из них 45,6 % мужчин и 54,4 % женщин из 56 регионов России. Исследование проходило в три этапа: первый - для семантической адаптации опросника (2020 год), второй - для сбора количественной информации (2020-2022 годы), третий - для определения валидности и ретестовой надежности методики (2022-2024 годы).

На первом этапе использовалось фокусированное групповое интервью (N = 13) и нарративное интервью c элементами экспертного опроса (N = 42) с людьми, осознающими свою ониоманию.

На втором этапе был применен Интернет-опрос (N = 2023), включающий Ричмондскую шкалу компульсивного покупательского поведения, социально-демографические данные и самооценивание уровня ониомании.

На третьем этапе применено психологическое тестирование (N = 170). Для обработки и анализа данных были использованы анализ пригодности шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), факторный и корреляционный анализ.

Подсчеты осуществлялись в программе IBM SPSS Statistics 23. Ричмондская шкала компульсивного покупательского поведения, созданная Н. Риджвэй, М. Кукар-Кинни и К. Монро в адаптации О. С. Посыпановой, продемонстрировала простоту применения как специалистами, так и обычными потребителями, высокую внутреннюю согласованность (α Кронбаха = 0,82), достаточную конструктную валидность (корреляция с тестом «Бергенская шкала шопоголизма» r = 0,259 при р ≤ 0,01, N = 170), критериальную валидность (корреляция с самооценкой себя как шопоголика r = 0,102 при р ≤ 0,05, N = 2023), высокую ретестовую надежность (через 2,5 месяца r = 0,809 при р ≤ 0,001, N = 170; через 1 год r = 0,590 при р ≤ 0,001, N = 98; через 2 года r = 0,276 при р ≤ 0,05, N = 51). Результаты показали совпадение факторной структуры с оригиналом и достаточную согласованность русской версии шкалы.

Русскоязычная версия Ричмондской шкалы компульсивного покупательского поведения будет полезна психологам, экономистам, маркетологам, социологам для диагностики нормального и проблемного покупательского поведения, а также психиатрам и психотерапевтам для диагностики аддикции в потреблении.

Данная шкала стала первым детально адаптированным русскоязычным экспресс-опросником для диагностики и социального мониторинга шопоголизма, в том числе в онлайн-варианте.

Ключевые фразы: экономическая психология, психология потребления, психология потребительского поведения, ониомания, шопоголизм, компульсивное покупательское расстройство, компульсивное потребительское поведение, компульсивные покупки, ричмондская шкала компульсивного покупательского поведения, ричмондская шкала компульсивных покупок, экспресс-диагностика
Автор (ы): ПОСЫПАНОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
Журнал: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
339.133.3. Покупательная способность. Покупательский фонд
Для цитирования:
ПОСЫПАНОВА О. С. РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ ЭКСПРЕСС-ОПРОСНИКА "РИЧМОНДСКАЯ ШКАЛА КОМПУЛЬСИВНОГО ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ" // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК. 2024. №3
Текстовый фрагмент статьи