Архив статей журнала
Власти современного КНР позиционируют таланты как ключевой фактор и мощную силу национального технологического прогресса. Фокусом статьи выступает анализ направлений и мер государственной политики Китая по привлечению и удержанию в стране талантливых представителей науки, высококвалифицированных экспертов, молодых специалистов с качественным образованием. Автор выделяет особенности стратегии и тактики формирования национального человеческого капитала с позиции усиления в нем образовательной и интеллектуальной составляющей.
Статья посвящена анализу ценностных установок государственных служащих. Авторы показывают их взаимосвязь с эффективностью государственного управления, представляют основные результаты исследования отношения студенческой молодежи к эффективности государственного управления, выявленные в ходе контент-анализа эссе студентов, а также показывают зависимость ценностных установок государственных служащих от политической, экономической ситуации в стране, ее культурных особенностей, исторического контекста. Цель исследования заключается в выявлении проблемных зон при формировании ценностных ориентаций государственных служащих и выработке предложений по их коррекции для повышения эффективности государственного управления.
В статье представлены результаты социологического мониторинга (2022-2024 гг.), направленного на изучение отношения российского населения к цифровизации государственного управления. В задачи исследования входило в т. ч. выявление у граждан, представляющих различные социально-демографические группы российского населения, готовности к цифровому взаимодействию с государственными органами и учреждениями (ГОиУ). Результаты мониторинга продемонстрировали, что респонденты стали чаще декларировать свою полную готовность к цифровому взаимодействию с государством. Вместе с тем каждый второй опрошенный по-прежнему выражает готовность использовать цифровые технологии при взаимодействии с госорганами и учреждениями, однако не по всем вопросам. Чаще всего это проявляется среди представителей социально уязвимых групп населения (старшие возрастные группы, люди, имеющие инвалидность, более низкий образовательный статус и др.). Ключевым препятствием для более широкого использования цифровых технологий при взаимодействии с ГОиУ выступает наличие различных рисков цифровизации, которые отмечают граждане, таких как возможность утечки персональных данных, избыточный цифровой контроль со стороны государства, риски неустойчивости государственных информационных систем и др.
В статье рассматривается механизм образования политических элит в странах Центральной Азии, роль патрон-клиентских отношений и кланов. Автор анализирует факторы, которые потенциально могут повлиять на изменение механизма элитообразования, - вызревание инновационного типа элит; демографические процессы, омоложение населения и элит; внешние влияния; роль гражданского сектора и НКО; проблемы имитационно-имиджевых моделей элитности. По результатам исследования автор приходит к выводу, что изменения механизма образования элит в странах Центральной Азии возможно под воздействием комплекса факторов, однако в ближайшей перспективе такие изменения вряд ли произойдут.
Россия сталкивается с широким спектром различных трудностей, таких как безработица, деградация окружающей среды, изменение климата и т. д. В этом контексте социальное предпринимательство превратилось в мощный инструмент для решения этих проблем, создавая возможности для трудоустройства, уменьшая загрязнение окружающей среды и содействуя устойчивому развитию государства в целом. Целью настоящего исследования является анализ различных проблем социального предпринимательства и определение путей их решения. Авторы отмечают положительное влияние организационной плотности на развитие социального бизнеса.
В данной статье исследуется роль технологий искусственного интеллекта (ИИ) в международной конкуренции в условиях формирующегося многополярного миропорядка. Авторы анализируют перечень игроков мировой политики, обладающих преимуществами в сфере ИИ, а также затрагивают вопросы санкционного давления и технологического суверенитета, уделяя внимание рассмотрению политических рисков внедрения технологий ИИ, включающих в себя проблемы приватности пользовательских данных, информационных манипуляций и вмешательства транснациональных корпораций в политическую жизнь.
В статье предлагается рассмотреть влияние динамики политического доверия различных социальных групп на социальное доверие между ними. Обращение к такому ракурсу исследования связано с необходимостью прояснения факторов устойчивости политической системы при противоречивом и поляризованном символическом пространстве государственного управления. Автор формулирует предположение, что совокупности индивидов, дискурсивно объединенные между собой по критериям доверия/недоверия к власти, склонны к враждебности по отношению друг к другу, невзирая на потенциальную либо фактическую социальную близость (родственные связи, схожесть социального положения, экономического статуса, образовательного уровня). Отсутствие взаимного понимания политических позиций и принятия ценностей между представителями разных кругов доверия обусловлено трудностями в организации и поддержании равноправного диалога. При сохранении тенденций информационно-символического нагнетания вокруг различий условно «доверяющих» и «не доверяющих» возрастают риски роста социального напряжения, вплоть до конфронтации.
Статья посвящена анализу современной партийной системы России, рассматриваемой как уникальное политико-институциональное образование, не поддающееся традиционным классификациям, разработанным и адаптированным преимущественно для западных государств. Авторы выявляют основные этапы становления российской партийной системы, акцентируя внимание на переходе от фрагментарной и нестабильной к более консолидированной и функциональной модели. Авторы предлагают альтернативную схему анализа партий на основе их ресурсного потенциала и политико-правового статуса, критически рассматривают традиционную «лево-правую» шкалу и иные линейные модели описания современных партийных систем как методологически несостоятельные. Статья обосновывает необходимость разработки оригинальных научных и аналитических подходов, отражающих специфику российского политического ландшафта и новые формы политической мобилизации, представительства и конкуренции в условиях современного постиндустриального и цифрового общества.
Парламентская дипломатия не первый год является объектом исследования политологов и специалистов в области международных отношений. В данной связи разработан и апробирован научно-исследовательский инструментарий в контексте оценки эффективности работы межпарламентских организаций, изучения используемых парламентариями технологий с целью регулирования межгосударственных конфликтов, применения инструментария Soft Power в рамках стабилизации работы национальных парламентских структур и т. д. Вместе с тем современная динамика конструирования международных отношений и изменения геополитического и регионального пространства обусловливает целесообразность обновления понимания целей и задач парламентской дипломатии в современных динамично меняющихся условиях, что в т. ч. крайне актуально для России в контексте реализуемой странами Запада и Европы антироссийской политики и поддерживаемого в данной связи российского изоляционизма в глобальных политических процессах. С учетом российских национальных интересов перспективность использования инструментария парламентской дипломатии видится как минимум в направлении ратификации или денонсации международных соглашений, организации и проведения визитов представителей зарубежных парламентов и руководителей соответствующих структурных подразделений зарубежных парламентов, проведения парламентских конференций с международным участием, организации активной работы депутатов Государственной думы в рамках международных парламентских организаций, а как максимум - в продвижении российского цивилизационного влияния и демонстрации российских ценностей на международной арене. В целом наблюдаются позитивные тенденции обращения российской стороны к парламентской дипломатии как к проверенному механизму согласования межгосударственных интересов и достижения межгосударственных договоренностей с учетом более адресного изложения официальной позиции применительно к современным международным проблемам и обмена мнениями по законотворческой деятельности национальных парламентов. Опыт парламентской дипломатии на уровне актуальной российской национальной проблематики определяет формулирование риторики в рамках историко-политических нарративов и традиционных идеологем и усиление восприимчивости деятельности парламентариев относительно меняющейся глобальной политической повестки. Однако сегодня сохраняются и проблемные особенности выстраивания межпарламентских связей с учетом рискогенных факторов беспредметности и неконструктивности некоторых межпарламентских контактов, трендов на политизацию межпарламентских институтов, вызовов и угроз кибербезопасности и др.
В статье на базе четырехтомного издания посланий президента В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации и других документов 2000-2017 гг. предпринят ретроспективный анализ социально-политической и идейно-политической трансформации Российской Федерации.
В статье анализируются обстоятельства назначения и деятельность М. Б. Егорова в должности губернатора Тамбовской области. Автор приходит к выводу о «технократическом» сценарии рекрутирования элит в Тамбовской области и незавершенности проектов, стартовавших при губернаторе Егорове.
В настоящее время цифровые коммуникации избирательных органов с гражданами имеют большое значение для обеспечения открытости электоральной системы, а также формирования доверия со стороны аудитории, в т. ч. молодежи. В статье представлены результаты анализа аудитории системы избирательных комиссий Российской Федерации в социальных медиа на примере сети цифровых сообществ избирательных комиссий и молодежных избирательных комиссий в социальной сети ВКонтакте (N = 1 020). Авторы выделили несколько блоков параметров для проведения анализа: социально-демографический, ценностно-идеологический, сетевой. Результаты анализа позволили выделить основные характеристики цифровой аудитории российских избиркомов, а также провести сопоставление между показателями цифровых сообществ, относящихся непосредственно к избирательным комиссиям, а также к молодежным избирательным комиссиям.