Архив статей журнала
Власти современного КНР позиционируют таланты как ключевой фактор и мощную силу национального технологического прогресса. Фокусом статьи выступает анализ направлений и мер государственной политики Китая по привлечению и удержанию в стране талантливых представителей науки, высококвалифицированных экспертов, молодых специалистов с качественным образованием. Автор выделяет особенности стратегии и тактики формирования национального человеческого капитала с позиции усиления в нем образовательной и интеллектуальной составляющей.
На протяжении трех десятилетий Российская Федерация и страны Запада имели тесные экономические, политические и социокультурные связи. В последние годы отношения со странами коллективного Запада постепенно ухудшились из-за возрастания санкционного и политического давления на РФ, что послужило активному продвижению идеи поворота на Восток среди правящих элит нашей страны. Ожидания от стратегического партнерства России и Китая очень высоки и значимы для обеих сторон в сложившейся напряженной геополитической ситуации на международной арене как на глобальном, так и на местных уровнях. В качестве цели исследования было выбрано изучение взглядов молодежи на развитие китайско-российских политических взаимоотношений. Среди россиян и в молодежной среде присутствует поддержка восточного направления внешней политики РФ, при этом часть опрошенных опасается экономической зависимости России от Китая. Тем не менее остается очевидным, что укрепление партнерских отношений со странами Востока позволяет создать благоприятные условия для России в мировой экономике и политике.
Статья посвящена анализу ценностных установок государственных служащих. Авторы показывают их взаимосвязь с эффективностью государственного управления, представляют основные результаты исследования отношения студенческой молодежи к эффективности государственного управления, выявленные в ходе контент-анализа эссе студентов, а также показывают зависимость ценностных установок государственных служащих от политической, экономической ситуации в стране, ее культурных особенностей, исторического контекста. Цель исследования заключается в выявлении проблемных зон при формировании ценностных ориентаций государственных служащих и выработке предложений по их коррекции для повышения эффективности государственного управления.
В статье представлены результаты социологического мониторинга (2022-2024 гг.), направленного на изучение отношения российского населения к цифровизации государственного управления. В задачи исследования входило в т. ч. выявление у граждан, представляющих различные социально-демографические группы российского населения, готовности к цифровому взаимодействию с государственными органами и учреждениями (ГОиУ). Результаты мониторинга продемонстрировали, что респонденты стали чаще декларировать свою полную готовность к цифровому взаимодействию с государством. Вместе с тем каждый второй опрошенный по-прежнему выражает готовность использовать цифровые технологии при взаимодействии с госорганами и учреждениями, однако не по всем вопросам. Чаще всего это проявляется среди представителей социально уязвимых групп населения (старшие возрастные группы, люди, имеющие инвалидность, более низкий образовательный статус и др.). Ключевым препятствием для более широкого использования цифровых технологий при взаимодействии с ГОиУ выступает наличие различных рисков цифровизации, которые отмечают граждане, таких как возможность утечки персональных данных, избыточный цифровой контроль со стороны государства, риски неустойчивости государственных информационных систем и др.
В фокусе медиагеографического анализа - динамика поведения глобальной интернет-аудитории по отношению к конфликту Израиля и Палестины. Эмпирическую базу исследования составила статистика систем Google Trends и Google Books. Анализ big data проводился на основе методов рангового, медиаметрического и контент-анализа, имплементированных в пространственно-временную систему координат. Результаты исследования позволяют сформировать представление о настроениях граждан разных стран мира по отношению к событиям на Ближнем Востоке.
В статье рассматривается механизм образования политических элит в странах Центральной Азии, роль патрон-клиентских отношений и кланов. Автор анализирует факторы, которые потенциально могут повлиять на изменение механизма элитообразования, - вызревание инновационного типа элит; демографические процессы, омоложение населения и элит; внешние влияния; роль гражданского сектора и НКО; проблемы имитационно-имиджевых моделей элитности. По результатам исследования автор приходит к выводу, что изменения механизма образования элит в странах Центральной Азии возможно под воздействием комплекса факторов, однако в ближайшей перспективе такие изменения вряд ли произойдут.
Россия сталкивается с широким спектром различных трудностей, таких как безработица, деградация окружающей среды, изменение климата и т. д. В этом контексте социальное предпринимательство превратилось в мощный инструмент для решения этих проблем, создавая возможности для трудоустройства, уменьшая загрязнение окружающей среды и содействуя устойчивому развитию государства в целом. Целью настоящего исследования является анализ различных проблем социального предпринимательства и определение путей их решения. Авторы отмечают положительное влияние организационной плотности на развитие социального бизнеса.
В данной статье исследуется роль технологий искусственного интеллекта (ИИ) в международной конкуренции в условиях формирующегося многополярного миропорядка. Авторы анализируют перечень игроков мировой политики, обладающих преимуществами в сфере ИИ, а также затрагивают вопросы санкционного давления и технологического суверенитета, уделяя внимание рассмотрению политических рисков внедрения технологий ИИ, включающих в себя проблемы приватности пользовательских данных, информационных манипуляций и вмешательства транснациональных корпораций в политическую жизнь.
В статье предлагается рассмотреть влияние динамики политического доверия различных социальных групп на социальное доверие между ними. Обращение к такому ракурсу исследования связано с необходимостью прояснения факторов устойчивости политической системы при противоречивом и поляризованном символическом пространстве государственного управления. Автор формулирует предположение, что совокупности индивидов, дискурсивно объединенные между собой по критериям доверия/недоверия к власти, склонны к враждебности по отношению друг к другу, невзирая на потенциальную либо фактическую социальную близость (родственные связи, схожесть социального положения, экономического статуса, образовательного уровня). Отсутствие взаимного понимания политических позиций и принятия ценностей между представителями разных кругов доверия обусловлено трудностями в организации и поддержании равноправного диалога. При сохранении тенденций информационно-символического нагнетания вокруг различий условно «доверяющих» и «не доверяющих» возрастают риски роста социального напряжения, вплоть до конфронтации.
Статья посвящена анализу современной партийной системы России, рассматриваемой как уникальное политико-институциональное образование, не поддающееся традиционным классификациям, разработанным и адаптированным преимущественно для западных государств. Авторы выявляют основные этапы становления российской партийной системы, акцентируя внимание на переходе от фрагментарной и нестабильной к более консолидированной и функциональной модели. Авторы предлагают альтернативную схему анализа партий на основе их ресурсного потенциала и политико-правового статуса, критически рассматривают традиционную «лево-правую» шкалу и иные линейные модели описания современных партийных систем как методологически несостоятельные. Статья обосновывает необходимость разработки оригинальных научных и аналитических подходов, отражающих специфику российского политического ландшафта и новые формы политической мобилизации, представительства и конкуренции в условиях современного постиндустриального и цифрового общества.
Парламентская дипломатия не первый год является объектом исследования политологов и специалистов в области международных отношений. В данной связи разработан и апробирован научно-исследовательский инструментарий в контексте оценки эффективности работы межпарламентских организаций, изучения используемых парламентариями технологий с целью регулирования межгосударственных конфликтов, применения инструментария Soft Power в рамках стабилизации работы национальных парламентских структур и т. д. Вместе с тем современная динамика конструирования международных отношений и изменения геополитического и регионального пространства обусловливает целесообразность обновления понимания целей и задач парламентской дипломатии в современных динамично меняющихся условиях, что в т. ч. крайне актуально для России в контексте реализуемой странами Запада и Европы антироссийской политики и поддерживаемого в данной связи российского изоляционизма в глобальных политических процессах. С учетом российских национальных интересов перспективность использования инструментария парламентской дипломатии видится как минимум в направлении ратификации или денонсации международных соглашений, организации и проведения визитов представителей зарубежных парламентов и руководителей соответствующих структурных подразделений зарубежных парламентов, проведения парламентских конференций с международным участием, организации активной работы депутатов Государственной думы в рамках международных парламентских организаций, а как максимум - в продвижении российского цивилизационного влияния и демонстрации российских ценностей на международной арене. В целом наблюдаются позитивные тенденции обращения российской стороны к парламентской дипломатии как к проверенному механизму согласования межгосударственных интересов и достижения межгосударственных договоренностей с учетом более адресного изложения официальной позиции применительно к современным международным проблемам и обмена мнениями по законотворческой деятельности национальных парламентов. Опыт парламентской дипломатии на уровне актуальной российской национальной проблематики определяет формулирование риторики в рамках историко-политических нарративов и традиционных идеологем и усиление восприимчивости деятельности парламентариев относительно меняющейся глобальной политической повестки. Однако сегодня сохраняются и проблемные особенности выстраивания межпарламентских связей с учетом рискогенных факторов беспредметности и неконструктивности некоторых межпарламентских контактов, трендов на политизацию межпарламентских институтов, вызовов и угроз кибербезопасности и др.
В статье на базе четырехтомного издания посланий президента В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации и других документов 2000-2017 гг. предпринят ретроспективный анализ социально-политической и идейно-политической трансформации Российской Федерации.