В «Армянской книге канонов», кодифицированной впервые католикосом св. Йовханнэсом III Одзнеци (717–728), под № 42 числятся девять «Канонов святого собора, созванного в Феодосиополе, который ныне зовется городом Карин». В преамбуле протокола говорится об армяно-романо-византийском совместном соборе, состоявшемся по велению императора Юстиниана и под председательством армянского католикоса Сахака. Со времен патриарха Константинопольского ААЦ Магакии (1896–1908) в научных кругах бытует мнение о том, что речь идет о католикосе Сахаке III Дзорапореци (677–704) и императоре Юстиниане II (685–695, 705–711), так как два правила из девяти якобы не были актуальными в более ранние эпохи. А подготовивший в 1964–1971 гг. критическое издание «Армянской книги канонов» В. А. Акопян, в виду полного отсутствия сведений о «Канонах святого собора, созванного в Феодосиополе…», в раннесредневековой литературе, а также своеобразного определения догматов православия в преамбуле его Акта, впервые заявил о «поддельном оригинале» данного документа. Однако анализ тех же двух правил, непрямые ссылки на три из девяти правил в грамоте Степаноса, епископа Сюникского (ум. 735 г.), адресованной в Антиохию, анализ контекста преамбулы Синодального акта, наконец косвенные упоминания в двух нарративных источниках сведений о созыве подобного собора, позволили автору не только доказать их аутентичность. Как наглядно продемонстрировано в статье, «Каноны святого собора, созванного в Феодосиополе…», вполне могли быть приняты под председательством католикоса Сахака II Улкеци (534–539) и по велению императора Юстиниана I Великого (527–565) в 534 или 535 гг. Дело в том, что определение догматов православия в них полностью соответствовало духу так называемого в церковной литературе «непредвиденного» богословского указа Юстиниана Великого 533 г.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
В ведущих справочных изданиях по истории церкви («Православная энциклопедия», «Христианская Армения» и др.) можно обнаружить сведения об одном большом соборе, который проходил в крупнейшем городе Византийской Армении Феодосиополе (Θεοδωσιουπόλεως Ἀρμενίας, совр. Erzurum, Türkiye); он же Карин (Կարին [Karin]) в древнеармянских источниках [Арутюнова-Фиданян, 2009; Арутюнова-Фиданян, 2013; Бартикян, 2002; Попов, Кузенков, 2016; The Book of Canon Law («Կանոնագիրք Հայոց»), 2010. Р. 27]. По итогам тридцатидневных работ Каринского не законодательного собора состоялось подписание в сентябре 633 г. грамоты об унии с одной стороны между византийским императором Ираклием I (610–641) и возможно патриархом Константинопольским Сергием (610–638), а с другой — великоармянским католикосом Езром I Паражнакертци (630–641) [Melkonian, 2022; Шагинян, 2025. C. 47–50].
Список литературы
1. Адонцъ Н.Г. Арменiя въ эпоху Юстинiана. Политическое состоянiе на основѣ нахарарскаго строя. СПб.: Типогр. Имп. Академии наук, 1908. 528 с.
2. Адонцъ Н.Г. Ампелiй, епископъ Херсонскiй // Христианскiй Востокъ. 1913. Т. 2. С. 175-186.
3. Акопян А.А. Мовсес Каланкатуаци // Православная энциклопедия. 2021. Т. 46. С. 164-165.
4. Акопян В.А. Предисловие. В кн.: Армянская книга канонов. Т. 2 / предисл., научно-критич. текст и примеч. В.А. Акопяна. Ереван: АН Арм. ССР, 1971 (Հակոբյան Վ.Ա. Ներածություն. Կանոնագիրք Հայոց. Հտր. Բ / աշխ. Վ.Ա. Հակոբյանի. Երևան: ՀՍՍՌ ԳԱ, 1971). С. VII-CXXII.
5. Армянская книга канонов. Т. 1-2 / предисл., научно-критич. текст и примеч. В.А. Акопяна. Ереван: АН Арм. ССР, 1964-1971 (Կանոնագիրք Հայոց. Հտր. Ա-Բ / աշխ. Վ.Ա. Հակոբյանի. Երևան: ՀՍՍՌ ԳԱ, 1964-1971). Т. 1. 744 с.; Т. 2 476 с.
6. Арутюнова-Фиданян В.А. «Повествование о делах армянских» (VII в.). Источник и время. М.: Индрик, 2004. 272 c.
7. Арутюнова-Фиданян В.А. Армяне-халкидониты // Православная энциклопедия. 2009. Т. 3. С. 326-329.
8. Арутюнова-Фиданян В.А. Езр I Паражнакертци // Православная энциклопедия. 2013. Т. 18. С. 97.
9. Багумян З. (Архим. Закария Багумян). Проблема неразбавленного вина в Армянской церкви. Эчмиадзин: изд-во Первопрестольного Св. Эчмиадзина, 2013 (Բաղումյան (Զաքարիա վարդապետ Բաղումյան). Անապակ բաժակի խնդիրը Հայոց եկեղեցում. Էջմիածին: Մայր Աթոռ Ս. Էջմիածնի հրատ., 2013). 184 с.
10. Бартикян Р.М. К вопросу о «Хронографии», приписываемой Анании Ширакаци, и о ее компиляторе // Вестник Матенадарана. 1967. № 8 (Բարթիկյան Հ.Մ. Անանիա Շիրակացուն վերագրվող «Ժամանակագրության» և նրա բանաքաղի հարցի շուրջը // Բանբեր Մատենադարանի. 1967. № 8). С. 57-77.
11. Бартикян Р. Каринский Собор 633 // ХАЭ. 2002 (Բարթիկյան Հ. Կարինի Ժողով 633 // ՔՀՀ. 2002). С. 478-479.
12. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. IV. История церкви в период Вселенских соборов. III. История богословской мысли. - Петроград: Третья гос. типогр., 1918. 600 c.
13. Грацианский М.В. Император Юстиниан и наследие Халкидонского собора. М.: Изд-во МГУ, 2016. 391 c. (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 86; Сер. II, Исторические исследования: 42).
14. Грацианский М.В. «Акакианская» или всё же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 44-63.
15. Грузинские источники об Армении и армянах / выдержки из грузинских оригиналов с армянским переводом с введениями, комментариями и приложениями Л.М. Меликсет-Бека. Т. I: V-XII вв. Ереван: Наркомпрос ССР Армении, 1934 (Վրաց աղբյուրները Հայաստանի յեվ հայերի մասին / քաղվածքներ վրացերեն բնագրերից հայերեն թարգմանությամբ. ներածություն-ծանոթություններով յեվ հավելվածներով Լ.Մ. Մելիքսեթ-Բեկի. Հտր. Ա: Ե-ԺԲ. դար. Յերեվան: ՀՍԽՀ Լուսժողկոմատ, 1934). 344 c.
16. Джаваховъ И.А. Исторiя церковнаго разрыва между Грузiей и Арменiей въ началѣ VII вѣка // Извѣстiя Императорской Академiи наукъ. Сер. VI. Т. 2. 1908. № 5. С. 433-446.
17. Джаваховъ И.А. Исторiя церковнаго разрыва между Грузiей и Арменiей въ началѣ VII вѣка // Извѣстiя Императорской Академiи наукъ. Сер. VI. Т. 2. 1908. № 6. С. 511-536.
18. Казарян А. Тимофей Элур // ХАЭ. 2002 (Ղազարյան Ա. Տիմոթեոս Կուզ // ՔՀՀ. 2002). С. 1017-1018.
19. Казарян Г.С. «Армянские» правила Трулльского Собора // Метафраст. 2022. № 1 (7). С. 46-73.
20. Казарян Р.С. Словарь древнеармянского языка: в 2-х т. Ереван: изд-во Ереван. ун-та, 2000 (Ղազարեան Ռ.Ս. Գրաբարի բառարան. Հտր. Ա-Բ. Երևան: Երևանի համալս. Հրատ., 2000). Т. 1. 685 c.
21. Казарян Р.С. Словарь древнеармянского языка: в 2-х т. Ереван: изд-во Ереван. ун-та, 2000 (Ղազարեան Ռ.Ս. Գրաբարի բառարան. Հտր. Ա-Բ. Երևան: Երևանի համալս. Հրատ., 2000). Т. 2. 659 c.
22. Карташёв А.В. Вселенские соборы. Минск: Изд-во Белорусский Экзархат, Харвест, 2008. 639 c.
23. Нелюбов Б.А. Древние Восточные Церкви: Коптская Церковь // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16). С. 330-369.
24. Нелюбов Б.А. Древние Восточные Церкви: Сиро-Яковитская Церковь // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 341-363.
25. Нелюбов Б.А. Древние Восточные Церкви: Армянская Церковь // Альфа и Омега. 1999. № 2 (20). С. 308-339.
26. Никитин А. (Архим. Августин Никитин), Э.П.Г. Армянская апостольская церковь: вероучение // Православная энциклопедия. 2008. Т. 3. С. 329-355.
27. Попов И.Н., Кузенков П.В. Ираклий // Православная энциклопедия. 2016. Т. 26. С. 280-292.
28. Тэр-Мкртчеан К. (Архим. Карапет). История Армянской церкви. Часть 1. Вагаршапат: Тип. Первопрестольного Св. Эчмиадзина, 1908 (Տէր-Մկրտչեան Կ. (Ծ. Վարդապետ Կարապետ). Հայոց եկեղեցւոյ պատմութիւն. Մասն Ա. Վաղարշապատ: Տպ. Մայր Աթոռոյ Ս. Էջմիածնի, 1908). 218 с.
29. Христианская Армения: энциклопедия / ред. колл. О.М. Айвазян и др. - Ереван: Гл. ред. Армянской Энциклопедии, 2002. 1076 с.: илл., карты (Քրիստոնյա Հայաստան: հանրագիտարան / խմբ. խորհ.՝ Հ.Մ Այվազյան և ուրիշ. Երևան: Հայկական Հանրագիտարանի գլխ. խմբ., 2002. 1076 էջ: նկ., քարտեզ).
30. Шагинян А.К. Раннесредневековая география Армении и стран Южного Кавказа. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. 480 с.
31. Шагинян А.К. Пределы церковно-канонической юрисдикции и протектората Двинского католикосата в условиях византийско-иранского противостояния // Византийский временник. 2017. Т. 101. С. 95-113.
32. Шагинян А.К. Армяно-византийская церковная уния в эпоху Ираклидов (610-695 и 705-711) // Христианство на Ближнем Востоке. 2025. Т. 9. № 2. С. 43-58.
33. Armenian Classical Authors: in 22 vols. / Dir. Dr. Z. Yegavian. Antelias-Lebanon: Armenian Catholicosate of Cilicia, 2003 - present (Մատենագիրք Հայոց: 22 հատորով. Անթիլիաս-Լիբանան: Մեծի Տանն Կիլիկիոյ Կաթողիկոսութիւն, 2003 - առայսօր).
34. The Book of Canon Law («Կանոնագիրք Հայոց»), compiled by Catholicos Hovhannes Otsnetsi (John of Otsoon, VIII c.) / ed. by V. Hakobyan. Introduction by Fr. Z. Arzoumanian. Burbank: Publication of the Western Diocese of the Armenian Church, 2010. 46 p.
35. The Book of Letters. 2nd ed. / ed. by Norayr Archbishop Bogharean. Jerusalem : I Tparani Srbots‘ Yakovbeants‘, 1994 (Գիրք Թղթոց, 2րդ հրատ. / աշխ. Նորայր արքեպս. Պողարեանի. Երուսաղէմ: Ի Տպարանի Սրբոց Յակովբեանց, 1994). 711 р.
36. Chamchiants M. Patmut‘iwn Hayoc‘: in 3 vols. Vol. 2. Venice: I Tparani Petros Vaghvazeants‘, 1785 (Չամչեանց Մ. Պատմութիւն Հայոց երեք հատորով. Հտր. Բ. Վենէտիկ: Ի Տպարանի Պետրոս Վաղվազեանց, 1785). 1060 p.
37. Epistola Simeonis Beth-Arsamensis de Barsauma episcopo Nisibeno, deque haeresi Nestorianorum // Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana / rec. J. S. Assemani. T. I: De scriptoribus Syris orthodoxis. Romae: Typis Sacræ Congregationis de Propaganda Fide, 1719. P. 354-356.
38. Esbroeck M. van. The Byzantine policies towards Armenia from Justinian II to Leo III (investigation, transl. from French by A. Bozoyan) // “Etchmiadzin” official Monthly of Holy Etchmiadzin. 1997. Vol. 53. June-July (Էսբրուկ Մ. վան. Բյուզանդիայի հայկական քաղաքականությունը սկսած Հուստինիանոս Բ-ից մինչև Լևոն Գ // «Էջմիածին», Ս․ Էջմիածին. 1997. ԾԳ տարի, հտր. Զ-Է). P. 170-180.
39. Garsoïan N. Pure Wine of Eucharistic Chalise in the Armenian Church (transl. from English by A. Bozoyan) // “Etchmiadzin” official Monthly of Holy Etchmiadzin. 2010. Vol. 66. July (Ն․ Գարսոյան, Հաղորդության սուրբ բաժակի (=սկիհի) անապակ գինին Հայոց եկեղեցում // «Էջմիածին» Ս․ Էջմիածին, 2010. ԿԶ տարի, հտր. Է). P. 12-30.
40. Greatrex G., Lieu S.N.C. The Roman Eastern Frontier and the Persian Wars. Part II: AD 363-630. A Narrative Sourcebook. London; New York: Routledge, 2002. xxxii, 373 p.
41. Grumel V. Traité d’études byzantines. Vol. 1: La Chronologie. Paris: Presses universitaires de France, 1958. 510 p.
42. Hollingsworth P.A., Coutler A. Constantine IV // The Oxford Dictionary Of Byzantium. 1991. Vol. 1. P. 500-501.
43. Hollingsworth P.A. Justinian II // The Oxford Dictionary Of Byzantium. 1991. Vol. 2. P. 1084-1085.
44. Kaegi W.E., Kazhdan A., Cutler A. Justinian I // The Oxford Dictionary Of Byzantium. 1991. Vol. 2. P. 1083-1084.
45. Melkonyan S. The Question of the Council in Theodosiopolis / Karin Mentioned in the “Armenian Book of Canons” // Yerevan State University. Faculty of Theology. Yearbook (Collection of Scientific Articles) 2016. Vol. XI (Մելքոնյան Ս. Կանոնագիրք Հայոց-ում հիշատակվող Կարինի Ժողովը // Երեւանի Պետական համալսարանի Աստվածաբանության ֆակուլտետ. Տարեգիրք (Գիտական հոդվածների ժողովածու) 2016. Հտր. ԺԱ. Էջ 157-176). P. 158-176.
46. Melkonian, S. The Question of the Dogmatic Document adopted in the Council of Theodosiopolis / Garin (632) // Bazmavep. Rivista di Studi Armenistici fondato nel 1843. San Lazzaro - Venezia, 2022. Anno CLXXX. № 3-4 (Մելքոնեան Ս. Թէոդոսուպոլիս/Կարինի ժողովում (632) ընդունուած դաւանագրի հարցը // Բազմավէպ. Հայագիտական - Բանասիրական - Գրական Հանդէս. Վենետիկ - Ս. Ղազար, 2022. ՃՁ տարի. Թիւ 3-4). P. 173-232.
47. Ormanian M. (Archbishop Malachia Ormanian). Azgapatum (“National History”). Vol. 1. Constantinople: V. & H. Ter-Nersesian, 1912 (Օրմանեան Մ. (Արք. Մաղաքիա Օրմանեան). Ազգապատում. Հտր. Ա. Կոստանդնուպոլիս: Հրատ. Վ. եւ Հ. Տէր-Ներսէսեան, 1912). 850 p.
48. The Oxford Dictionary of Byzantium: in 3 vols. New York; Oxford: Oxford Univ. Press, 1991. 2338 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ современных концепций трансформаций природы человека в свете традиционных духовных и религиозных учений. Современность рассматривается в свете христианских в своих истоках идей эпохи Возрождения. Развитие рациональных представлений о природе человека связано с развитием медицины как практики помощи человеку в восстановлении душевно-телесной гармонии и здоровья, а также с общенаучной установкой на рационализацию знаний о человеке. Новейшие медицинские технологии в мировоззренческих аспектах пересекаются с идеологическими установками трансгуманизма как учения, представляющего человеку абсолютную свободу в телесном и духовном самоопределении. Духовная традиция подчеркивает, что все аспекты телесности человека связаны с его идентичностью, с самосознанием, с «Я». В этом смысле медицинское вмешательство — это возможное нарушение естественного хода вещей, отказ человека от идеи предопределения. Учитывая, что ни духовные учения, ни медицинская этика не имеют однозначных ответов в конкретных экзистенциальных ситуациях нравственного выбора человека, внимание исследователей, экспертов и пастырей в решении и интерпретации нравственных вопросов, возникающих в связи с развитием новейших медицинских технологий, должно быть сосредоточено именно на нравственном выборе человека.
Данная статья исследует исторические тексты древней философии и трудов отцов церкви с целью демонстрации преемственности их мысли и установления основы для диалога как непрерывного процесса человеческого самопознания. В центре внимания находится концепция человека, выраженная через триаду «тело-душа-дух», и ее преобразование в рамках христианской антропологии. Исследование прослеживает эволюцию этих категорий от платоновского трипартизма и аристотелевского гилеморфизма до их синтеза и переосмысления у таких мыслителей, как Ириней Лионский, Ориген, Григорий Нисский и Августин. Автор утверждает, что, хотя патристическая мысль и заимствовала философские категории эллинизма, она подчинила их библейскому откровению, стремясь сохранить целостность и единство человеческой личности, созданной по образу Божию. Статья предлагает методологию, которая является одновременно исторической и конструктивной: исторической в генеалогическом прослеживании идей и конструктивной в стремлении переосмыслить эти инсайты в контексте современных антропологических вызовов. Основной тезис заключается в том, что патристическая антропология, с ее акцентом на единстве личности, динамике нравственной свободы и ориентации на обожение (theosis), предлагает богатый ресурс для продуктивного диалога с современной психологией. Этот диалог может обогатить обе дисциплины: психология может найти в теологической традиции глубину онтологического понимания человека, а теология — интегрировать эмпирические инсайты о человеческой природе. В заключение автор призывает к открытому, междисциплинарному разговору, основанному на принципах смирения, любознательности и взаимного уважения, который способствовал бы более целостному и интегрированному пониманию человеческой личности.
Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ генезиса и трансформации системы духовного образования России на протяжении Синодального периода. На основе системного изучения нормативно-правовых актов, опубликованных источников и архивных материалов реконструирована целостная картина ее становления и развития. Зародившись вместе с первыми просветительскими организациями, духовные учебные заведения изначально выполняли ключевую функцию подготовки кадров для Русской православной церкви. Принципиальный этап их институционализации связан с царствованием Петра I, законодательно закрепившего основы государственной политики в данной сфере. Принятый «Духовный регламент» (1721 г.) определил порядок создания и содержания духовных школ при архиерейских домах и монастырях, которые, будучи ориентированы на детей церковнослужителей, имели закрытый характер. Заложенные Петром I основы в последующий период получили последовательное развитие: наблюдался количественный рост духовных учебных заведений, а их выпускники получили приоритет при замещении вакансий в Синоде. Важнейшей вехой стала реформа 1808 г., законодательно оформившая многоуровневую структуру духовного образования. На протяжении XIX в. уставы духовно-учебных заведений неоднократно пересматривались. Целями этих корректировок являлись: расширение социального состава учащихся, диверсификация карьерных траекторий выпускников, а также усиление административного контроля, что было реакцией на распространение революционных настроений в студенческой среде. Финальной значимой новацией стал Устав православных духовных академий 1910 г., направленный на повышение образовательного уровня воспитанников путем расширения учебных программ. Однако системная реформа так и не была реализована.
Статья посвящена анализу библейского термина «Сын человеческий», прослеживая его эволюцию в иудейской и раннехристианской традициях. Исследуется употребление этого выражения в книге пророка Даниила, апокалиптических текстах эпохи Второго Храма (1 Енох, 4 Ездры, Прем, 2 Вар) и евангельском корпусе. Основной тезис статьи заключается в том, что термин «Сын человеческий» задолго до возникновения христианства был глубоко укоренён в иудейской апокалиптической традиции как мессианский образ, связанный с эсхатологическим судом, наказанием нечестивых и спасением праведных. В Дан 7:13 «Сын человеческий» предста- ёт как небесная фигура, получающая власть от Бога, которая более поздней апокалиптической иудейской традиции наделяется функциями Божественного суда и избавления верных. В Евангелиях Иисус использует этот термин для указания на Свое мессианство, обращаясь к существующей традиции, известной Его слушателям. В статье критикуется теория, согласно которой «Сын человеческий» в Евангелиях является лишь арамейской идиомой, и утверждается, что этот термин во время проповеди Иисуса имел устойчивые мессианские коннотации. Тем самым, в статье предлагается комплексный взгляд на историческое и богословское значение этого термина в ветхозаветной, иудейской апокалиптической и новозаветной традициях.
Несмотря на то, что Кавказская Албанская церковь является одной из древнейших христианских церквей мира, основанной по преданию в результате проповеди апостолов и их учеников и оформившейся как автокефальный, т. е. вполне самостоятельный, религиозный институт в IV в., ее история в период после арабских завоеваний Южного Кавказа вплоть до нового времени мало изучена. Скрупулёзная работа с разрозненными сведениями и отрывочными сообщениями источников позволяет вписывать страницу за страницей в историческую летопись христианского прошлого Азербайджана. Одним из новых источников по данной теме стала обнаруженная в 1991 г. в библиотечных архивах Болонского Университета топографическая карта из коллекции восточных рукописей графа Луиджи Фердинандо Марсильи, изготовленная в Константинополе в 1691 г. Автор документа — интеллектуал, дипломат, исследователь и путешественник XVII в. Иеремия Челеби сообщает ценнейшие сведения о структурах католикосатов Эчмиадзина, Гянджасара, Киликии и Ахтамара, обозначив на своей карте важнейшие города, географические объекты, епархиальные центры, монашеские обители, святилища и паломнические места. Благодаря четко очерченным границам и цветовым меткам мы в точности идентифицируем объекты, обозначенные на карте, принадлежностью к тому или иному религиозному центру. Карта содержит информацию о епископских кафедрах, монастырях, скитах и паломнических маршрутах на территории исторического Азербайджана, находившегося в то время в составе Сефевидской империи. В данной статье мы классифицируем данные источника, касающиеся основных паломнических маршрутов и мест поклонений Гянджасарского католикосата в XVII в.
Статья посвящена определению роли нарративной и литературно-риторической стратегии автора Послания к Евреям в исследовании паренетических текстов, играющих важное, а порой и ключевое значение в богословии этой книги. Особое внимание обращено на отрывок Евр. 6:4–6, являющийся фундаментом для доктрины спасения разных христианских деноминаций и, как следствие, предметом богословских баталий на протяжении многих веков. Анализ существующих источников, посвященных изучению Послания к Евреям в целом, а также паренетических отрывков в отдельности, показал, что выводы исследователей в отношении главной темы, структуры, отдельных дискурсов и текстов зачастую сильно отличаются. Выявлено множество разных подходов и методов, используемых различными авторами в работе над Посланием и паренетическими текстами. Показано, что оценке влияния роли нарративов и литературно-риторических методов толкования не было уделено пристального внимания. Предлагается при работе с Посланием учитывать нарративы как больших, так и встроенных дискурсов, а также литературно-риторические приемы, в совокупности со структурным и грамматико-лексическим анализом, что позволит более точно понять эти тексты и в отдельности, и в контексте всего Послания. Исследование текста Евр. 6:4–6 предложенным методом позволило получить более точные результаты и получить ответы на вопросы: кому адресован этот паренетический текст; кто есть отпадшие; почему их нельзя обновлять покаянием?
В статье рассматривается вопрос о времени литературной деятельности значительного христианского богослова Леонтия Иерусалимского, который известен как автор двух полемических трактатов «Против монофизитов» и «Против несториан». Вопрос точной датировки сочинений Леонтия имеет существенное значение для понимания логики христологических дискуссий в Византии в VI–VII столетиях. До недавнего времени в патрологической науке существовал консенсус относительно времени жизни Леонтия Иерусалимского, считавшегося автором эпохи св. императора Юстиниана I Великого. Однако в 2001 г. немецкий исследователь Дирк Краусмюллер предложил гипотезу, согласно которой Леонтий был автором более позднего времени, литературную активность которого следует отнести к началу VII в. Гипотеза Д. Краусмюллера нашла своих сторонников, но не получила всеобщего признания. В статье предпринята попытка проверки гипотезы немецкого патролога. Автор исходит из убеждения, что при датировке древних текстов богословского содержания, особенно поврежденных и интерполированных, каковыми являются христологические трактаты Леонтия Иерусалимского, богословские аргументы безусловно должны иметь преимущество перед аргументами стилистического и исторического характера, поскольку путем умышленных или неумышленных интерполяций можно внести в текст произведения те или иные анахронизмы, затрудняющие его точную датировку, однако практически невозможно фальсифицировать культурно-исторический, в том числе и богословский контекст, в котором произведение создавалось. В статье приводятся семь богословских аргументов (не считая ряда косвенных доводов исторического характера), свидетельствующих в пользу традиционной датировки литературной деятельности Леонтия Иерусалимского второй четвертью VI в. В то же время нет ни одного собственно богословского аргумента, подтверждающего точку зрения Д. Краусмюллера. Таким образом, гипотеза последнего не выдерживает богословской проверки. В результате автор приходит к выводу, что богословское содержание трактатов Леонтия Иерусалимского свидетельствует, скорее, в пользу их традиционной датировки, то есть отнесением их ко второй четверти VI в.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______