Несмотря на то, что Кавказская Албанская церковь является одной из древнейших христианских церквей мира, основанной по преданию в результате проповеди апостолов и их учеников и оформившейся как автокефальный, т. е. вполне самостоятельный, религиозный институт в IV в., ее история в период после арабских завоеваний Южного Кавказа вплоть до нового времени мало изучена. Скрупулёзная работа с разрозненными сведениями и отрывочными сообщениями источников позволяет вписывать страницу за страницей в историческую летопись христианского прошлого Азербайджана. Одним из новых источников по данной теме стала обнаруженная в 1991 г. в библиотечных архивах Болонского Университета топографическая карта из коллекции восточных рукописей графа Луиджи Фердинандо Марсильи, изготовленная в Константинополе в 1691 г. Автор документа — интеллектуал, дипломат, исследователь и путешественник XVII в. Иеремия Челеби сообщает ценнейшие сведения о структурах католикосатов Эчмиадзина, Гянджасара, Киликии и Ахтамара, обозначив на своей карте важнейшие города, географические объекты, епархиальные центры, монашеские обители, святилища и паломнические места. Благодаря четко очерченным границам и цветовым меткам мы в точности идентифицируем объекты, обозначенные на карте, принадлежностью к тому или иному религиозному центру. Карта содержит информацию о епископских кафедрах, монастырях, скитах и паломнических маршрутах на территории исторического Азербайджана, находившегося в то время в составе Сефевидской империи. В данной статье мы классифицируем данные источника, касающиеся основных паломнических маршрутов и мест поклонений Гянджасарского католикосата в XVII в.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
Как известно, к началу XVI в. в регионе Ближнего Востока и Северной Африке политической доминантой была могущественная Османская империя, закрепившая к тому же свою власть над священными центрами мусульман Меккой и Мединой. Главным соперником и религиозным антагонистом османов на Востоке стала Сефевидская империя, чей правитель шах Исмаил I Сефеви (1501–1524) в 1501 г. подчинил своей власти исторические земли Азербайджана, Ширван, южный Дагестан, Армению [Ward, 2014. P. 43], а в 1503 г. завоевал грузинские царства Картли и Кахети [Rayfield, 2013. P. 165]. С этого момента и в продолжение последующих двухсот двадцати лет Кавказская Албанская церковь осуществляла свое служение под властью сефевидских правителей, а ее положение определялось издаваемыми ими указами и установленными в империи законами.
Список литературы
1. Альтман М.М. Исторический очерк города Гянджи. Баку: АН АзССР, 1949. 114 с.
2. Апциаури Н. О миссионерской деятельности св. Григория Просветителя // Христианский Восток. 1999. № 1 (7). С. 289-295.
3. Арутюнова-Фиданян В.А. Григорий Просветитель // Православная энциклопедия. 2009. Т. 13. С. 41-42.
4. Бар Э. Церковная история // Гусейнова Р.А. Сирийские источники XII-XIII вв. об Азербайджане. Баку, 1960. 181 с.
5. Бархударянц М. Арцах / Перевод с арм. яз. Нельсона Алексаняна. Санкт-Петербург, 2009. 384 с.
6. Буниятов З.М. Историческая география Азербайджана. Баку, 1987. 146 с.
7. Велиев С.С. Древний, древний Азербайджан: историко-географические очерки. Баку, 1983. 148 с.
8. Волков И.В. Путешествие Иосафата Барбаро в Персию в 1473-1478 гг. (текст, перевод, комментарий) // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Kazan - Simferopol - Kishinev: Stratum plus, 2015. С. 605-691.
9. Гаджиева У. Конфессиональная деятельность последнего Албанского католикоса // Dövlət və Din. 2018. № 3 (56). С. 66-72.
10. Гевонд. История халифов. СПб., 1862. 165 с.
11. Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984. 192 с.
12. Даврижеци А. Книга историй. М., 1973. 622 с.
13. Джафарли Н. Азербайджанское государство Сефевидов. СПб., 2009. 141 с.
14. Джафаров Ю. Гаргары и алванская письменность. К вопросу возникновения этноязыковой общности // Пилипчук Я. В. Украина-Азербайджан. Материалы международной научной конференции «Украина-Азербайджан: диалог культур и цивилизаций. Киев, 2021. С. 38-50.
15. Джафаров Ю.Р. О локализации храмовой области в Кавказской Албании // Вестник древней истории. 1985. № 2. С. 97-107.
16. Егише. О Вардане и войне армянской / Перевод с древнеарм. яз. И.А. Орбели. М., 2012. 214 с.
17. Карапетян С. Памятники армянской культуры в зоне Нагорного Карабаха. Ереван, 2000. 240 с.
18. Карапетян С. Северный Арцах. Москва, 2018. 640 с.
19. Касумова С. Христианство в Азербайджане в раннем средневековье. Баку, 2005. 146 с.
20. Касумова С.Ю. Азербайджан в III-VII вв.: этнокультурная и социально-экономическая история. Баку, 1993. 137 с.
21. Киракос Г. История / Перевод с древнеарм. яз. Л. А. Ханларяна. Москва, 1976. 312 с.
22. Луковникова Е.А. Акепсим, Иосиф и Аифал // Православная энциклопедия. 2000. Т. 1. С. 389-390.
23. Мамедова Ф. Кавказская Албания и албаны. Баку, 2005. 798 с.
24. Мовсэс К. История страны Алуанк / Перевод с древнеарм. яз. Ш.В. Смбатяна. Ереван, 1984. 258 с.
25. Мустафаев Ш. Город Тебриз во второй половине XVII в. по сведениям французских путешественников // Пилипчук Я.В. Культурнi та цивiлiзацiйнi зв’язки мiж Европою та Сходом. Материалы международной научной конференции. Киев, 2022. С. 99-103.
26. Нефедов С.А. Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М., 2008. 752 с.
27. Никоноров А. Деятельность мужа апостольского Елисея в Кавказской Албании // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2020. № 9-10. С. 65-76.
28. Никоноров А. История Церкви Кавказской Албании по Моисею Каланкатуйскому. М.: ИВРАН, 2021. 392 с.
29. Никоноров А.В. Топографическая карта из коллекции Л.Ф. Марсильи как источник по истории Кавказской Албанской церкви в XVII веке // Теология: теория и практика. 2025. Т. 4. № 2. С. 84-92.
30. Никоноров А.В. Епископские кафедры Гянджасарского католикосата в XVII веке // Теология: теория и практика. 2025. Т. 4. № 3. С. 69-82.
31. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Перевод с немецкого А.М. Ловягина. Смоленск, 2003. 480 с.
32. Олеарий А. Подробное описание путешествия в Московию и Персию в 1633, 1636, 1639 годах / Перевод с немецкого И. Барсова. М., 1870. 1033 с.
33. Пашаева М.Т. Последнее пристанище святого Елисея в Кавказской Албании: Заргунская долина (мифы и реальность) // Вопросы истории. 2022. № 1-2. С. 224-231.
34. Пигулевская Н.В. История Мар Ябалахи и Саумы // Палестинский сборник. 1956. № 2 (64-65). C. 97-108.
35. Пигулевская Н.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П., Строева Л.В., Беленицкий А.М. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Ленинград, 1958. 390 с.
36. Пылыпчук Я.В. Несторианское христианство и его распространение в Центральной и Внутренней Азии в эпоху Средневековья // Туркестанский сборник. 2024. № 3. С. 71-104.
37. Раффи. «Меликства Хамсы» - классический труд по истории Арцах-Карабаха (1600-1827 гг.). Ереван, 1991. 168 с.
38. Свет Я.М. После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны трех Индий. М., 1968. 237 с.
39. Тер-Давтян К.С. Армянские жития и мученичества V-XVII вв. Ереван, 1994. 484 с.
40. Фома Мецопский. История Тимур-ланка и его приемников / Перевод с древнеармянского Т. Тер-Григоряна и А. Баграмяна Баку, 1957. 101 с.
41. Челеби Э. Книга путешествия. Т. 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М., 1983. 300 с.
42. Ченцова В.Г. Еще раз о дате кончины Павла Алеппского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2014. № 5 (40). С. 100-110.
43. Шагинян А.К. Армения и страны южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб., 2011. 512 с.
44. Энгельгардт Н. Нахичевань // Кавказский календарь на 1852 г. Тифлис, 1851. С. 347-353.
45. Эфендиев О. Азербайджанское государство Сефевидов в XVI веке. Баку: АН АзССР, 1981. 335 с.
46. Эфендиев О.А. Сефевидское государство Азербайджана. Баку, 1993. 297 с.
47. Barbier de Meynard C. Dictionnaire geographique, historique et litteraire de la Perse et des contrees adjacentes. Extrait en traduction fransaise avec quelques texts originaux, du Mo’djem el-Bouldan, dictionnaire des pays, de Ibn Abdallah el-Roumi el-Hamawi Yaqout, 1179-1229 a.d. et complete a l’aide de documents arabes et persan pour la plupart inedits avec preface analytique et des notes critiques. Amsterdam, 1970. 639 p.
48. Bedjan P. Histoire de Mar Jab-Alaha, de trois autres patriarches, d’un prêtre et de deux laïques, nestoriens. Otto Harrassowitz, 1895.
49. BS = Bibliotheca Sanctorum, 13 voll. Roma, 1961-1970.
50. BSO = Bibliotheca Sanctorum Orientalium, 2 voll. Roma, 1998-1999.
51. Chardin J. The Travels into Persia and East Indies. The First Volume, Containing the Author’s Voyage from Paris to Ispahan. London, 1686. 426 p.
52. Cubero S.P. Peregrinacion del Mundo. Madrid, 1943. 174 p.
53. Cuneo P. Architettura armena: dal quarto al diciannovesimo secolo. Roma, 1988. 930 p.
54. Dostourian A.E. Armenia and the Crusades: tenth to twelfth centuries-the Chronicle of Matthew of Edessa. Univ. Pr. of America, 1993.
55. Floor W., Javadi H. The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran // Iranian Studies. 2013. Т. 46. № 4. P. 569-581.
56. Kosiński R. The Date of the Martyrdom of Simeon bar Sabba ‘e and the Persecution of Christians in Persia under Shapur II // Zeitschrift für Antikes Christentum. 2017. Т. 21. № 3. P. 496-519.
57. Matthee R. Safavid Iran through the eyes of European travelers. From Rhubarb to Rubies: European Travelers to Safavid Iran (1550-1700) // Harvard Library Bulletin. 2012. T. 23. № 1-2. P. 10-24.
58. Najafov S. Arсhaeologial researсh in and around the Avey Albanian temple in 2023 // Ethnoсultural heritage of Cauсasian Albania. 2024. № 5. P. 68-76.
59. Nikonorov A. History of the Church of Caucasian Albania according to Movses Kalankatuatsi. Azerbaijan National Academy of Sciences, 2024. 400 p.
60. Onullahi S.M. İran burjua alimlərinin əsərlərində Azərbaycan dili tarixinin saxtalaşdırılması // Azərbaycan tarixi və mədəniyyətinin burjua saxtalaşdırıcılarına qarşı. Bakı: “Elm” nəşriyyatı, 1978. P. 141-158.
61. Pashayeva M. Albanian Monuments of Karabakh and East Zangazur. Baku, 2023. 240 p.
62. Ptolemaei C. Geographia / E codicibus recognovit Carolus Müllerus, vol. I, pars II. Paris, Firmin Didot, 1901. 1023 p.
63. Rayfield D. Edge of empires: A history of Georgia. Reaktion books, 2013.
64. Rubruk Guillaume, Bernard le Sage et Sæwulf. Relations des voyages. Publiées en entier pour la première fois d’après les manuscrits de Cambridge, de Leyde et de Londres par Francisque Michel et Thomas Wright. Paris, 1839. 275 p.
65. Smith K. The Martyrdom and History of Blessed Simeon Bar Sabba’e // The Martyrdom and History of Blessed Simeon bar Sabba’e. Gorgias Press, 2014.
66. Storfjell J.B. The Church in Kish: Carbon Dating Reveals Its True Age // Azerbaijan International. 2003. Т. 11. № 1. P. 33-39.
67. Tabula Chorographica Armenica (rot. 24), Biblioteca Universitaria di Bologna (Fondo Marsili).
68. Tavernier J.B. Les six voyages en Turquie, en Perse, et aux Indes. In 6 vol. Paris, 1713.
69. Thierry M. Repertoire des monasteries armeniens. Corpus Christianorum. Brepols-Turnhout, 1993. 249 p.
70. Thomas of Marga, Bp. The Book of governors: the Historia Monastica A.D. 840. / Ed. and transl. E.A. Wallis Budge. Huston Street Press, 2025. 620 p.
71. Uluhogian G. Un’antica mappa dell’Armenia: monasteri e santuari dal I al XVII secolo. Longo, 2000.
72. Ward S.R. Immortal: a military history of Iran and its armed forces. Georgetown University Press, 2014.
73. Ալիշան Ղ․ Սիսական. Վենետիկ, 1893. էջ. 564.
74. Աճառյան Հրաչյա. Հայոց անձնանունների բառարան. 5 հատորով. Երևանի պետական համալսարան, 1942, 1944, 1946, 1948, 1962.
75. Բարխուդարյանց Մակար, եպիսկոպոս. Արցախ. Բաքու, 1895. 408 էջ.
76. Բարխուդարյան Ս․ Դիվան հայ վիմագրության. Հտ V. Երևան, 1982. 274 էջ.
77. Չամչեանց Մ. Պատմութիւն Հայոց. Երեք հատորով. ՎԵնետիկ, 1784, 1785, 1786.
78. Մատթէոս Ուռհայեցի. Ժամանակագրութիւն. Երևան, 1991. 540 էջ.
79. Մինասյան Թամարա. Արցախի գրչության կենտրոնները. Երևան, 2015. 220 Էջ.
80. Վարդանայ վարդապետի. Աջխարհացոյց. Քննական հրատարակութիւն Հ. Պերպերեանի, համեմատութեամբ 24 ձեռագրի եւ տպագրի. Բարիզ, 1960. 106 Էջ.
81. Տեղանունների Բառարան = Հայաստանի և հարակից շրջանների տեղանունների բառարան. Կազմողներ՝ Թ. Հակոբյան, Հ. Բարսեղյան, Ս. Մելիք-Բախշյան. 5 հատորով. Երևան, 1986, 1988, 1991, 1998, 2001.
82. Օրբելյան Ստեփանոս. Սյունիքի պատմություն. Թարգմանությունը Ա․ Աբրահամյանի. Երևան, 1986. 613 էջ.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ современных концепций трансформаций природы человека в свете традиционных духовных и религиозных учений. Современность рассматривается в свете христианских в своих истоках идей эпохи Возрождения. Развитие рациональных представлений о природе человека связано с развитием медицины как практики помощи человеку в восстановлении душевно-телесной гармонии и здоровья, а также с общенаучной установкой на рационализацию знаний о человеке. Новейшие медицинские технологии в мировоззренческих аспектах пересекаются с идеологическими установками трансгуманизма как учения, представляющего человеку абсолютную свободу в телесном и духовном самоопределении. Духовная традиция подчеркивает, что все аспекты телесности человека связаны с его идентичностью, с самосознанием, с «Я». В этом смысле медицинское вмешательство — это возможное нарушение естественного хода вещей, отказ человека от идеи предопределения. Учитывая, что ни духовные учения, ни медицинская этика не имеют однозначных ответов в конкретных экзистенциальных ситуациях нравственного выбора человека, внимание исследователей, экспертов и пастырей в решении и интерпретации нравственных вопросов, возникающих в связи с развитием новейших медицинских технологий, должно быть сосредоточено именно на нравственном выборе человека.
В «Армянской книге канонов», кодифицированной впервые католикосом св. Йовханнэсом III Одзнеци (717–728), под № 42 числятся девять «Канонов святого собора, созванного в Феодосиополе, который ныне зовется городом Карин». В преамбуле протокола говорится об армяно-романо-византийском совместном соборе, состоявшемся по велению императора Юстиниана и под председательством армянского католикоса Сахака. Со времен патриарха Константинопольского ААЦ Магакии (1896–1908) в научных кругах бытует мнение о том, что речь идет о католикосе Сахаке III Дзорапореци (677–704) и императоре Юстиниане II (685–695, 705–711), так как два правила из девяти якобы не были актуальными в более ранние эпохи. А подготовивший в 1964–1971 гг. критическое издание «Армянской книги канонов» В. А. Акопян, в виду полного отсутствия сведений о «Канонах святого собора, созванного в Феодосиополе…», в раннесредневековой литературе, а также своеобразного определения догматов православия в преамбуле его Акта, впервые заявил о «поддельном оригинале» данного документа. Однако анализ тех же двух правил, непрямые ссылки на три из девяти правил в грамоте Степаноса, епископа Сюникского (ум. 735 г.), адресованной в Антиохию, анализ контекста преамбулы Синодального акта, наконец косвенные упоминания в двух нарративных источниках сведений о созыве подобного собора, позволили автору не только доказать их аутентичность. Как наглядно продемонстрировано в статье, «Каноны святого собора, созванного в Феодосиополе…», вполне могли быть приняты под председательством католикоса Сахака II Улкеци (534–539) и по велению императора Юстиниана I Великого (527–565) в 534 или 535 гг. Дело в том, что определение догматов православия в них полностью соответствовало духу так называемого в церковной литературе «непредвиденного» богословского указа Юстиниана Великого 533 г.
Данная статья исследует исторические тексты древней философии и трудов отцов церкви с целью демонстрации преемственности их мысли и установления основы для диалога как непрерывного процесса человеческого самопознания. В центре внимания находится концепция человека, выраженная через триаду «тело-душа-дух», и ее преобразование в рамках христианской антропологии. Исследование прослеживает эволюцию этих категорий от платоновского трипартизма и аристотелевского гилеморфизма до их синтеза и переосмысления у таких мыслителей, как Ириней Лионский, Ориген, Григорий Нисский и Августин. Автор утверждает, что, хотя патристическая мысль и заимствовала философские категории эллинизма, она подчинила их библейскому откровению, стремясь сохранить целостность и единство человеческой личности, созданной по образу Божию. Статья предлагает методологию, которая является одновременно исторической и конструктивной: исторической в генеалогическом прослеживании идей и конструктивной в стремлении переосмыслить эти инсайты в контексте современных антропологических вызовов. Основной тезис заключается в том, что патристическая антропология, с ее акцентом на единстве личности, динамике нравственной свободы и ориентации на обожение (theosis), предлагает богатый ресурс для продуктивного диалога с современной психологией. Этот диалог может обогатить обе дисциплины: психология может найти в теологической традиции глубину онтологического понимания человека, а теология — интегрировать эмпирические инсайты о человеческой природе. В заключение автор призывает к открытому, междисциплинарному разговору, основанному на принципах смирения, любознательности и взаимного уважения, который способствовал бы более целостному и интегрированному пониманию человеческой личности.
Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ генезиса и трансформации системы духовного образования России на протяжении Синодального периода. На основе системного изучения нормативно-правовых актов, опубликованных источников и архивных материалов реконструирована целостная картина ее становления и развития. Зародившись вместе с первыми просветительскими организациями, духовные учебные заведения изначально выполняли ключевую функцию подготовки кадров для Русской православной церкви. Принципиальный этап их институционализации связан с царствованием Петра I, законодательно закрепившего основы государственной политики в данной сфере. Принятый «Духовный регламент» (1721 г.) определил порядок создания и содержания духовных школ при архиерейских домах и монастырях, которые, будучи ориентированы на детей церковнослужителей, имели закрытый характер. Заложенные Петром I основы в последующий период получили последовательное развитие: наблюдался количественный рост духовных учебных заведений, а их выпускники получили приоритет при замещении вакансий в Синоде. Важнейшей вехой стала реформа 1808 г., законодательно оформившая многоуровневую структуру духовного образования. На протяжении XIX в. уставы духовно-учебных заведений неоднократно пересматривались. Целями этих корректировок являлись: расширение социального состава учащихся, диверсификация карьерных траекторий выпускников, а также усиление административного контроля, что было реакцией на распространение революционных настроений в студенческой среде. Финальной значимой новацией стал Устав православных духовных академий 1910 г., направленный на повышение образовательного уровня воспитанников путем расширения учебных программ. Однако системная реформа так и не была реализована.
Статья посвящена анализу библейского термина «Сын человеческий», прослеживая его эволюцию в иудейской и раннехристианской традициях. Исследуется употребление этого выражения в книге пророка Даниила, апокалиптических текстах эпохи Второго Храма (1 Енох, 4 Ездры, Прем, 2 Вар) и евангельском корпусе. Основной тезис статьи заключается в том, что термин «Сын человеческий» задолго до возникновения христианства был глубоко укоренён в иудейской апокалиптической традиции как мессианский образ, связанный с эсхатологическим судом, наказанием нечестивых и спасением праведных. В Дан 7:13 «Сын человеческий» предста- ёт как небесная фигура, получающая власть от Бога, которая более поздней апокалиптической иудейской традиции наделяется функциями Божественного суда и избавления верных. В Евангелиях Иисус использует этот термин для указания на Свое мессианство, обращаясь к существующей традиции, известной Его слушателям. В статье критикуется теория, согласно которой «Сын человеческий» в Евангелиях является лишь арамейской идиомой, и утверждается, что этот термин во время проповеди Иисуса имел устойчивые мессианские коннотации. Тем самым, в статье предлагается комплексный взгляд на историческое и богословское значение этого термина в ветхозаветной, иудейской апокалиптической и новозаветной традициях.
Статья посвящена определению роли нарративной и литературно-риторической стратегии автора Послания к Евреям в исследовании паренетических текстов, играющих важное, а порой и ключевое значение в богословии этой книги. Особое внимание обращено на отрывок Евр. 6:4–6, являющийся фундаментом для доктрины спасения разных христианских деноминаций и, как следствие, предметом богословских баталий на протяжении многих веков. Анализ существующих источников, посвященных изучению Послания к Евреям в целом, а также паренетических отрывков в отдельности, показал, что выводы исследователей в отношении главной темы, структуры, отдельных дискурсов и текстов зачастую сильно отличаются. Выявлено множество разных подходов и методов, используемых различными авторами в работе над Посланием и паренетическими текстами. Показано, что оценке влияния роли нарративов и литературно-риторических методов толкования не было уделено пристального внимания. Предлагается при работе с Посланием учитывать нарративы как больших, так и встроенных дискурсов, а также литературно-риторические приемы, в совокупности со структурным и грамматико-лексическим анализом, что позволит более точно понять эти тексты и в отдельности, и в контексте всего Послания. Исследование текста Евр. 6:4–6 предложенным методом позволило получить более точные результаты и получить ответы на вопросы: кому адресован этот паренетический текст; кто есть отпадшие; почему их нельзя обновлять покаянием?
В статье рассматривается вопрос о времени литературной деятельности значительного христианского богослова Леонтия Иерусалимского, который известен как автор двух полемических трактатов «Против монофизитов» и «Против несториан». Вопрос точной датировки сочинений Леонтия имеет существенное значение для понимания логики христологических дискуссий в Византии в VI–VII столетиях. До недавнего времени в патрологической науке существовал консенсус относительно времени жизни Леонтия Иерусалимского, считавшегося автором эпохи св. императора Юстиниана I Великого. Однако в 2001 г. немецкий исследователь Дирк Краусмюллер предложил гипотезу, согласно которой Леонтий был автором более позднего времени, литературную активность которого следует отнести к началу VII в. Гипотеза Д. Краусмюллера нашла своих сторонников, но не получила всеобщего признания. В статье предпринята попытка проверки гипотезы немецкого патролога. Автор исходит из убеждения, что при датировке древних текстов богословского содержания, особенно поврежденных и интерполированных, каковыми являются христологические трактаты Леонтия Иерусалимского, богословские аргументы безусловно должны иметь преимущество перед аргументами стилистического и исторического характера, поскольку путем умышленных или неумышленных интерполяций можно внести в текст произведения те или иные анахронизмы, затрудняющие его точную датировку, однако практически невозможно фальсифицировать культурно-исторический, в том числе и богословский контекст, в котором произведение создавалось. В статье приводятся семь богословских аргументов (не считая ряда косвенных доводов исторического характера), свидетельствующих в пользу традиционной датировки литературной деятельности Леонтия Иерусалимского второй четвертью VI в. В то же время нет ни одного собственно богословского аргумента, подтверждающего точку зрения Д. Краусмюллера. Таким образом, гипотеза последнего не выдерживает богословской проверки. В результате автор приходит к выводу, что богословское содержание трактатов Леонтия Иерусалимского свидетельствует, скорее, в пользу их традиционной датировки, то есть отнесением их ко второй четверти VI в.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______