Статья посвящена анализу библейского термина «Сын человеческий», прослеживая его эволюцию в иудейской и раннехристианской традициях. Исследуется употребление этого выражения в книге пророка Даниила, апокалиптических текстах эпохи Второго Храма (1 Енох, 4 Ездры, Прем, 2 Вар) и евангельском корпусе. Основной тезис статьи заключается в том, что термин «Сын человеческий» задолго до возникновения христианства был глубоко укоренён в иудейской апокалиптической традиции как мессианский образ, связанный с эсхатологическим судом, наказанием нечестивых и спасением праведных. В Дан 7:13 «Сын человеческий» предста- ёт как небесная фигура, получающая власть от Бога, которая более поздней апокалиптической иудейской традиции наделяется функциями Божественного суда и избавления верных. В Евангелиях Иисус использует этот термин для указания на Свое мессианство, обращаясь к существующей традиции, известной Его слушателям. В статье критикуется теория, согласно которой «Сын человеческий» в Евангелиях является лишь арамейской идиомой, и утверждается, что этот термин во время проповеди Иисуса имел устойчивые мессианские коннотации. Тем самым, в статье предлагается комплексный взгляд на историческое и богословское значение этого термина в ветхозаветной, иудейской апокалиптической и новозаветной традициях.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
«Сын человеческий» (ивр. ן אדם, арам. ר אנש, греч. (ὁ) υἱὸς τοῦ ἀνθρώπου) — библейский термин с довольно широким спектром значений. В одних контекстах он обозначает человечество в целом, особенно в противопоставлении Богу (напр., Чис 23:19, Пс 8:5, Иов 25:6); в других — отдельного человека (например Иез 2:1, Дан 8:17). В иудейской апокалиптической литературе периода Второго Храма это выражение может относиться к ангельской сущности, мессии или иной богоподобной фигуре. В новозаветной традиции «Сын человеческий» выступает как самоименование Иисуса Христа; однако историческая аутентичность соответствующих логий и точная интерпретация этого титула остаются предметом богословских и историко‑критических дискуссий.
Список литературы
1. Biblia Hebraica Stuttgartensia. Editio quinta emendata opera A. Schenker; Fünfte verb. Aufl., Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1997.
2. Boyarin D. Daniel 7, intertextuality, and the history of Israel’s cult. Harvard theological review, 2012, vol. 105, no. 2, pp. 139-162.
3. Boyarin D. The Jewish Gospels. The Story of the Jewish Christ. New York: The New Press, 2012b.
4. Burkett D. The Son of Man debate: A history and evaluation. Cambridge University Press, 2000, vol. 107.
5. Casey M. The Solution to the “Son of Man” Problem. London: Continuum, 2007.
6. Charlesworth J. Baruch, Second book of. Anchor Bible Dictionary. Vol. 1, New York: Anchor Bible, 1992.
7. Collins J. Daniel, book of. Anchor Bible Dictionary. Vol. 2, New York, Anchor Bible, 1992.
8. Collins J. Daniel: A Commentary on the Book of Daniel. Minneapolis: Fortress Press, 1993.
9. Collins J. The Apocalyptic Imagination: An Introduction to Jewish Apocalyptic Literature. New York: Crossroad, 1984.
10. Collins J. The Scepter and the Star: The Messiahs of the Dead Sea Scrolls and Other Ancient Literature. New York: Doubleday, 1995.
11. Collins J. The Son of Man in Ancient Judaism. Handbook for the Study of the Historical Jesus, vol. 2, Leiden: Brill, 2011.
12. Collins J.J. Apocalyptic eschatology in philosophical dress in the Wisdom of Solomon. Shem in the tents of Japhet, 2002, pp. 93-107.
13. Collins J.J. Jewish cult and Hellenistic culture: Essays on the Jewish encounter with Hellenism and Roman rule. Brill, 2005, vol. 100.
14. Emerton J.A. The origin of the Son of Man imagery. The Journal of Theological Studies, 1958, pp. 225-242.
15. Evans C. Fabricating Jesus: How Modern Scholars Distort the Gospels. Downers Grove: InterVarsity Press, 2006.
16. Fuller R. Review of “Die Entchristologisierung Des Menschensohnes: Die Übertragung Des Traditionsgefüges Um Den Menschensohn Jesus,” by Kearns R. Journal of Biblical literature, 1990, vol. 109, pp. 721-723.
17. Gurtner D. Second Baruch: A Critical Edition of the Syriac Text: With Greek and Latin Fragments, English Translation, Introduction, and Concordances. New York: T&T Clark, 2009.
18. Gurtner D.M. Second Baruch: a critical edition of the Syriac text: with Greek and Latin fragments, English translation, introduction, and concordances. Bloomsbury Publishing USA, 2009.
19. Hanson P. The Dawn of Apocalyptic. Philadelphia: Fortress Press, 1975.
20. Milik J.T. The Books of Enoch: Aramaic Fragments of Qumran Cave 4. Oxford: Clarendon Press, 1976.
21. Moule C.F.D. The Influence of Circumstances on the use of Christological Terms. The Journal of Theological Studies, 1959, pp. 247-263.
22. Mowinckel S. He That Cometh: The Messiah Concept in Israel and Later Judaism. Nashville, Abingdon, 1956.
23. Nickelsburg G. Enoch, first book of. Anchor Bible Dictionary. Vol. 2. New York: Anchor Bible, 1992a.
24. Nickelsburg G. Son of Man. Anchor Bible Dictionary. Vol. 6. New York: Anchor Bible, 1992b.
25. Nickelsburg G.W.E. Jewish literature between the Bible and the Mishnah: A historical and literary introduction. Fortress Press, 2005.
26. Perrin N. A Modern Pilgrimage in New Testament Christology. Minneapolis: Fortress Press, 1974.
27. Rowley H.H. The Unity of the Book of Daniel. The Servant of the Lord and Other Essays on the Old Testament. Oxford: Blackwell, 1965.
28. Ruzer S. Early Jewish Messianism in the New Testament: reflections in the dim mirror. Brill, 2020, vol. 36.
29. Schäfer P. Two Gods in Heaven: Jewish Concepts of God in Antiquity. Princeton: University Press, 2020.
30. Schweizer A. The Quest of the Historical Jesus. New York: Macmillan, 1968.
31. Segal M. Dreams, Riddles, and Visions: Textual, Contextual, and Intertextual Approaches to the Book of Daniel. Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2016, vol. 455.
32. Septuaginta: id est, Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes. Bd. 2. Stuttgart: Priviligierte Wuerttembergische Bibelanstalt, 1935.
33. Sperber A. Bible in Aramaic, Vol. 3: The Latter Prophets, According to Targum Jonathan. Brill, 2024.
34. Tantlewskiy I.R. Melchizedek and Metatron in the Jewish Mystical-Apocalyptic Tradition. St. Petersburg University Press, 2007 [Тантлевский И.Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007]. (In Russian).
35. The First Book of Enoch. Translated and commented by I.S. Vevyurko. Moscow: Author’s layout, 2024, 255 p. [Первая книга Еноха / Пер. и комментарии И.С. Вевюрко. М.: Авторская верстка, 2024. 255 с.]. (In Russian).
36. The Syriac version of the 4th book of Ezra. Preface and translation from the Syriac by E.V. Barsky. Theological Works, 2012, no. 43-44, pp. 13-60 [Сирийская версия 4-й книги Эзры / Предисл. и пер. с сирийского Е. В. Барского // Богословские труды. 2012. № 43-44. С. 13-60]. (In Russian).
37. Vermes G. Post-biblical Jewish studies. Brill Archive, 1975, vol. 8.
38. Winston D. Solomon, book of. Anchor Bible Dictionary. Vol. 6, New York: Anchor Bible, 1992.
39. Wright N.T. Jesus and the Victory of God. (Christian Origins and the Question of God, Vol. 2). Minneapolis: Fortress Press, 1997.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ современных концепций трансформаций природы человека в свете традиционных духовных и религиозных учений. Современность рассматривается в свете христианских в своих истоках идей эпохи Возрождения. Развитие рациональных представлений о природе человека связано с развитием медицины как практики помощи человеку в восстановлении душевно-телесной гармонии и здоровья, а также с общенаучной установкой на рационализацию знаний о человеке. Новейшие медицинские технологии в мировоззренческих аспектах пересекаются с идеологическими установками трансгуманизма как учения, представляющего человеку абсолютную свободу в телесном и духовном самоопределении. Духовная традиция подчеркивает, что все аспекты телесности человека связаны с его идентичностью, с самосознанием, с «Я». В этом смысле медицинское вмешательство — это возможное нарушение естественного хода вещей, отказ человека от идеи предопределения. Учитывая, что ни духовные учения, ни медицинская этика не имеют однозначных ответов в конкретных экзистенциальных ситуациях нравственного выбора человека, внимание исследователей, экспертов и пастырей в решении и интерпретации нравственных вопросов, возникающих в связи с развитием новейших медицинских технологий, должно быть сосредоточено именно на нравственном выборе человека.
В «Армянской книге канонов», кодифицированной впервые католикосом св. Йовханнэсом III Одзнеци (717–728), под № 42 числятся девять «Канонов святого собора, созванного в Феодосиополе, который ныне зовется городом Карин». В преамбуле протокола говорится об армяно-романо-византийском совместном соборе, состоявшемся по велению императора Юстиниана и под председательством армянского католикоса Сахака. Со времен патриарха Константинопольского ААЦ Магакии (1896–1908) в научных кругах бытует мнение о том, что речь идет о католикосе Сахаке III Дзорапореци (677–704) и императоре Юстиниане II (685–695, 705–711), так как два правила из девяти якобы не были актуальными в более ранние эпохи. А подготовивший в 1964–1971 гг. критическое издание «Армянской книги канонов» В. А. Акопян, в виду полного отсутствия сведений о «Канонах святого собора, созванного в Феодосиополе…», в раннесредневековой литературе, а также своеобразного определения догматов православия в преамбуле его Акта, впервые заявил о «поддельном оригинале» данного документа. Однако анализ тех же двух правил, непрямые ссылки на три из девяти правил в грамоте Степаноса, епископа Сюникского (ум. 735 г.), адресованной в Антиохию, анализ контекста преамбулы Синодального акта, наконец косвенные упоминания в двух нарративных источниках сведений о созыве подобного собора, позволили автору не только доказать их аутентичность. Как наглядно продемонстрировано в статье, «Каноны святого собора, созванного в Феодосиополе…», вполне могли быть приняты под председательством католикоса Сахака II Улкеци (534–539) и по велению императора Юстиниана I Великого (527–565) в 534 или 535 гг. Дело в том, что определение догматов православия в них полностью соответствовало духу так называемого в церковной литературе «непредвиденного» богословского указа Юстиниана Великого 533 г.
Данная статья исследует исторические тексты древней философии и трудов отцов церкви с целью демонстрации преемственности их мысли и установления основы для диалога как непрерывного процесса человеческого самопознания. В центре внимания находится концепция человека, выраженная через триаду «тело-душа-дух», и ее преобразование в рамках христианской антропологии. Исследование прослеживает эволюцию этих категорий от платоновского трипартизма и аристотелевского гилеморфизма до их синтеза и переосмысления у таких мыслителей, как Ириней Лионский, Ориген, Григорий Нисский и Августин. Автор утверждает, что, хотя патристическая мысль и заимствовала философские категории эллинизма, она подчинила их библейскому откровению, стремясь сохранить целостность и единство человеческой личности, созданной по образу Божию. Статья предлагает методологию, которая является одновременно исторической и конструктивной: исторической в генеалогическом прослеживании идей и конструктивной в стремлении переосмыслить эти инсайты в контексте современных антропологических вызовов. Основной тезис заключается в том, что патристическая антропология, с ее акцентом на единстве личности, динамике нравственной свободы и ориентации на обожение (theosis), предлагает богатый ресурс для продуктивного диалога с современной психологией. Этот диалог может обогатить обе дисциплины: психология может найти в теологической традиции глубину онтологического понимания человека, а теология — интегрировать эмпирические инсайты о человеческой природе. В заключение автор призывает к открытому, междисциплинарному разговору, основанному на принципах смирения, любознательности и взаимного уважения, который способствовал бы более целостному и интегрированному пониманию человеческой личности.
Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ генезиса и трансформации системы духовного образования России на протяжении Синодального периода. На основе системного изучения нормативно-правовых актов, опубликованных источников и архивных материалов реконструирована целостная картина ее становления и развития. Зародившись вместе с первыми просветительскими организациями, духовные учебные заведения изначально выполняли ключевую функцию подготовки кадров для Русской православной церкви. Принципиальный этап их институционализации связан с царствованием Петра I, законодательно закрепившего основы государственной политики в данной сфере. Принятый «Духовный регламент» (1721 г.) определил порядок создания и содержания духовных школ при архиерейских домах и монастырях, которые, будучи ориентированы на детей церковнослужителей, имели закрытый характер. Заложенные Петром I основы в последующий период получили последовательное развитие: наблюдался количественный рост духовных учебных заведений, а их выпускники получили приоритет при замещении вакансий в Синоде. Важнейшей вехой стала реформа 1808 г., законодательно оформившая многоуровневую структуру духовного образования. На протяжении XIX в. уставы духовно-учебных заведений неоднократно пересматривались. Целями этих корректировок являлись: расширение социального состава учащихся, диверсификация карьерных траекторий выпускников, а также усиление административного контроля, что было реакцией на распространение революционных настроений в студенческой среде. Финальной значимой новацией стал Устав православных духовных академий 1910 г., направленный на повышение образовательного уровня воспитанников путем расширения учебных программ. Однако системная реформа так и не была реализована.
Несмотря на то, что Кавказская Албанская церковь является одной из древнейших христианских церквей мира, основанной по преданию в результате проповеди апостолов и их учеников и оформившейся как автокефальный, т. е. вполне самостоятельный, религиозный институт в IV в., ее история в период после арабских завоеваний Южного Кавказа вплоть до нового времени мало изучена. Скрупулёзная работа с разрозненными сведениями и отрывочными сообщениями источников позволяет вписывать страницу за страницей в историческую летопись христианского прошлого Азербайджана. Одним из новых источников по данной теме стала обнаруженная в 1991 г. в библиотечных архивах Болонского Университета топографическая карта из коллекции восточных рукописей графа Луиджи Фердинандо Марсильи, изготовленная в Константинополе в 1691 г. Автор документа — интеллектуал, дипломат, исследователь и путешественник XVII в. Иеремия Челеби сообщает ценнейшие сведения о структурах католикосатов Эчмиадзина, Гянджасара, Киликии и Ахтамара, обозначив на своей карте важнейшие города, географические объекты, епархиальные центры, монашеские обители, святилища и паломнические места. Благодаря четко очерченным границам и цветовым меткам мы в точности идентифицируем объекты, обозначенные на карте, принадлежностью к тому или иному религиозному центру. Карта содержит информацию о епископских кафедрах, монастырях, скитах и паломнических маршрутах на территории исторического Азербайджана, находившегося в то время в составе Сефевидской империи. В данной статье мы классифицируем данные источника, касающиеся основных паломнических маршрутов и мест поклонений Гянджасарского католикосата в XVII в.
Статья посвящена определению роли нарративной и литературно-риторической стратегии автора Послания к Евреям в исследовании паренетических текстов, играющих важное, а порой и ключевое значение в богословии этой книги. Особое внимание обращено на отрывок Евр. 6:4–6, являющийся фундаментом для доктрины спасения разных христианских деноминаций и, как следствие, предметом богословских баталий на протяжении многих веков. Анализ существующих источников, посвященных изучению Послания к Евреям в целом, а также паренетических отрывков в отдельности, показал, что выводы исследователей в отношении главной темы, структуры, отдельных дискурсов и текстов зачастую сильно отличаются. Выявлено множество разных подходов и методов, используемых различными авторами в работе над Посланием и паренетическими текстами. Показано, что оценке влияния роли нарративов и литературно-риторических методов толкования не было уделено пристального внимания. Предлагается при работе с Посланием учитывать нарративы как больших, так и встроенных дискурсов, а также литературно-риторические приемы, в совокупности со структурным и грамматико-лексическим анализом, что позволит более точно понять эти тексты и в отдельности, и в контексте всего Послания. Исследование текста Евр. 6:4–6 предложенным методом позволило получить более точные результаты и получить ответы на вопросы: кому адресован этот паренетический текст; кто есть отпадшие; почему их нельзя обновлять покаянием?
В статье рассматривается вопрос о времени литературной деятельности значительного христианского богослова Леонтия Иерусалимского, который известен как автор двух полемических трактатов «Против монофизитов» и «Против несториан». Вопрос точной датировки сочинений Леонтия имеет существенное значение для понимания логики христологических дискуссий в Византии в VI–VII столетиях. До недавнего времени в патрологической науке существовал консенсус относительно времени жизни Леонтия Иерусалимского, считавшегося автором эпохи св. императора Юстиниана I Великого. Однако в 2001 г. немецкий исследователь Дирк Краусмюллер предложил гипотезу, согласно которой Леонтий был автором более позднего времени, литературную активность которого следует отнести к началу VII в. Гипотеза Д. Краусмюллера нашла своих сторонников, но не получила всеобщего признания. В статье предпринята попытка проверки гипотезы немецкого патролога. Автор исходит из убеждения, что при датировке древних текстов богословского содержания, особенно поврежденных и интерполированных, каковыми являются христологические трактаты Леонтия Иерусалимского, богословские аргументы безусловно должны иметь преимущество перед аргументами стилистического и исторического характера, поскольку путем умышленных или неумышленных интерполяций можно внести в текст произведения те или иные анахронизмы, затрудняющие его точную датировку, однако практически невозможно фальсифицировать культурно-исторический, в том числе и богословский контекст, в котором произведение создавалось. В статье приводятся семь богословских аргументов (не считая ряда косвенных доводов исторического характера), свидетельствующих в пользу традиционной датировки литературной деятельности Леонтия Иерусалимского второй четвертью VI в. В то же время нет ни одного собственно богословского аргумента, подтверждающего точку зрения Д. Краусмюллера. Таким образом, гипотеза последнего не выдерживает богословской проверки. В результате автор приходит к выводу, что богословское содержание трактатов Леонтия Иерусалимского свидетельствует, скорее, в пользу их традиционной датировки, то есть отнесением их ко второй четверти VI в.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______