Данная статья исследует исторические тексты древней философии и трудов отцов церкви с целью демонстрации преемственности их мысли и установления основы для диалога как непрерывного процесса человеческого самопознания. В центре внимания находится концепция человека, выраженная через триаду «тело-душа-дух», и ее преобразование в рамках христианской антропологии. Исследование прослеживает эволюцию этих категорий от платоновского трипартизма и аристотелевского гилеморфизма до их синтеза и переосмысления у таких мыслителей, как Ириней Лионский, Ориген, Григорий Нисский и Августин. Автор утверждает, что, хотя патристическая мысль и заимствовала философские категории эллинизма, она подчинила их библейскому откровению, стремясь сохранить целостность и единство человеческой личности, созданной по образу Божию. Статья предлагает методологию, которая является одновременно исторической и конструктивной: исторической в генеалогическом прослеживании идей и конструктивной в стремлении переосмыслить эти инсайты в контексте современных антропологических вызовов. Основной тезис заключается в том, что патристическая антропология, с ее акцентом на единстве личности, динамике нравственной свободы и ориентации на обожение (theosis), предлагает богатый ресурс для продуктивного диалога с современной психологией. Этот диалог может обогатить обе дисциплины: психология может найти в теологической традиции глубину онтологического понимания человека, а теология — интегрировать эмпирические инсайты о человеческой природе. В заключение автор призывает к открытому, междисциплинарному разговору, основанному на принципах смирения, любознательности и взаимного уважения, который способствовал бы более целостному и интегрированному пониманию человеческой личности.
This article examines the historical texts of ancient philosophy and the Church Fathers to demonstrate the continuity of their thought and to establish a framework for dialogue as an ongoing process of human self-discovery. It focuses on the conception of the human person expressed through the bodysoulspirit triad and its transformation within Christian anthropology. The study traces the evolution of these categories from Platonic tripartition and Aristotelian hylomorphism to their synthesis and reinterpretation by thinkers such as Irenaeus of Lyons, Origen, Gregory of Nyssa, and Augustine. The author argues that while patristic thought borrowed philosophical categories from Hellenism, it subordinated them to biblical revelation, striving to preserve the integrity and unity of the human person created in the image of God. The article proposes a methodology that is both historical and constructive: historical in its genealogical tracing of ideas and constructive in its commitment to rearticulating these insights in the context of contemporary anthropological challenges. The central thesis is that patristic anthropology, with its emphasis on the unity of the person, the dynamics of moral freedom, and the orientation toward deification (theosis), offers a rich resource for productive dialogue with modern psychology. This dialogue can enrich both disciplines: psychology can find in the theological tradition a profound ontological understanding of the human being, while theology can integrate empirical insights into human nature. In conclusion, the author calls for an open, interdisciplinary conversation based on the principles of humility, curiosity, and mutual respect, which would contribute to a more holistic and integrated understanding of the human person.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
В этой статье мы исследуем исторические тексты античной философии и отцов церкви, чтобы продемонстрировать преемственность их идей и создать основу для диалога как непрерывного процесса самопознания человека.
This article seeks to examine the historical texts of ancient philosophy and the Church Fathers in order to demonstrate the continuity of their thought and to establish a framework for dialogue as an ongoing process of human self-discovery.
Список литературы
1. Фома Аквинский (1947). «Сумма теологии». Перевод отцов английской доминиканской провинции. Нью-Йорк: Benziger Brothers.
2. Аристотель (1931). «О душе» (De Anima). Перевод Дж. А. Смита. В сборнике «Основные труды Аристотеля» под ред. Р. Маккеона. Нью-Йорк: Random House.
3. Августин (1950). О количестве души, в: Corpus Christianorum Series Latina, т. 72. Тёрнхаут: Бреполс.
4. Августин (1956). Троица, пер. С. МакКенна. Вашингтон, округ Колумбия: CUA Press.
5. Августин (1991). Исповедь. Перевод Генри Чедвика. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
6. Августин (2002). Исповедь, пер. Х. Чедвик. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
7. Августин (2002). О Троице. Перевод Эдмунда Хилла. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки.
8. Эйрес, Л. (2004). Никея и её наследие: подход к тринитарному богословию IV века. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
9. Барт, К. (1960). Церковная догматика III/2: Учение о сотворении мира. Эдинбург: T&T Clark.
10. Бер, Дж. (2013). Становление человеком: размышления о христианской антропологии в Слове и Образе. Йонкерс, штат Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии.
11. Брок, С. (1992). Светящееся око: духовное мировоззрение святого Ефрема. Каламазу: Цистерцианские публикации.
12. Брюс, Ф.Ф. (1990). Послание к Евреям. Переработанное издание. Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс.
13. Бубер, М. (1923). Я и Ты. Лейпциг: Insel Verlag.
14. Бубер, М. (1958). Я и Ты (пер. Р. Г. Смита). Нью-Йорк: Scribner.
15. Кэри, П. (2000). Изобретение Августином внутреннего «я»: наследие христианского платоника. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
16. Клайнс, Д. Дж. А. (1968). Тема Пятикнижия. Шеффилд: JSOT Press.
17. Кокли, С. (2000). «Личности в “образе” и “подобии” Бога: незавершенная программа Григория Нисского», в: Кокли (ред.), Переосмысление Григория Нисского, Оксфорд: Блэквелл.
18. Купер, Дж. У. (2000) Тело, душа и вечная жизнь: библейская антропология и спор о монизме и дуализме. Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс.
19. Кортес М. (2010). Богословская антропология: руководство для сомневающихся. Лондон: T&T Clark.
20. Даниэлу Ж. (1954). Платонизм и мистическая теология: очерк о духовном учении святого Григория Нисского. Париж: Aubier.
21. Даниэлу, Дж. (1955). Ориген. Лондон: Шид и Уорд.
22. Доддс, Э. Р. (1959) Греки и иррациональное. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
23. Эриксон, М. (2013) Христианское богословие. 3-е изд. Гранд-Рапидс, Мичиган: Бейкер Академик.
24. Фи, Дж. Д. (2009). Первое и Второе послания к Фессалоникийцам. Гранд-Рапидс, Мичиган: издательство Eerdmans.
25. Франкл, В. Э. (2006). Человек в поисках смысла. Бостон: издательство Beacon Press.
26. Фрейре, П. (1970). Педагогика угнетённых. Нью-Йорк: Гердер и Гердер.
27. Гален (1978). О доктринах Гиппократа и Платона, под ред. и в пер. П. Де Лейси. Берлин: Akademie Verlag.
28. Жильсон, Э. (1955). Христианская философия святого Фомы Аквинского. Нью-Йорк: Random House.
29. Грант, Р. М. (1997). Ириней Лионский. Лондон: Рутледж.
30. Григорий Нисский (1858). De Hominis Opificio [О сотворении человека]. В кн.: Patrologia Graeca, т. 44. Под ред. Ж.-П. Миня. Париж.
31. Хадот П. (1998). Внутренняя цитадель: Размышления Марка Аврелия. Перевод М. Чейза. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
32. Хейн Р. Э. (2010). Ориген: наука на службе церкви. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
33. Холлис Дж. (2005). «Поиск смысла во второй половине жизни: как наконец-то по-настоящему повзрослеть». Нью-Йорк: Gotham Books.
34. Библия, английская стандартная версия (2001). Crossway Bibles.
35. Ириней Лионский (1885). «Против ересей», в: А. Робертс и Дж. Дональдсон (ред.), «Отцы Церкви до Никейского собора», т. 1. 1. Эдинбург: T&T Кларк.
36. Дживс, М. и Браун, У.С. (2009). Нейробиология, психология и религия: иллюзии, заблуждения и реальность человеческой природы. Уэст-Коншохокен, Пенсильвания: Templeton Press.
37. Иоанн Павел II (2006) «Мужчина и женщина, которых Он сотворил: теология тела», пер. М. Вальдштейна. Бостон, Массачусетс: издательство Pauline Books.
38. Юнг, К.Г. (1953). Психологические аспекты личности. В кн.: Собрание сочинений, т. 7. Принстон: издательство Принстонского университета.
39. Юнг, К.Г. (1960). Структура и динамика психики. Лондон: издательство Routledge and Kegan Paul.
40. Лейн, У. Л. (1991). Послание к Евреям 1–8 (Библейский комментарий «Слово», том 47). Даллас: Word Books.
41. Левинас, Э. (1969). Тотальность и бесконечность. Питтсбург: Duquesne University Press.
42. Лонг, А. А. и Седли, Д. Н. (1987). Эллинистические философы: том 1, переводы основных источников с философскими комментариями. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
43. Лаут, А. (2007) Истоки христианской мистической традиции: от Платона до Дени. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
44. Лаут, А. (2007). Введение в восточно-православное богословие. Лондон: SPCK.
45. Лаут, А. (2007). Истоки христианской мистической традиции: от Платона до Дени. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
46. Макинтайр, А. (1981). После добродетели: исследование в области теории морали. Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам.
47. Макинтайр, А. (1990). Три соперничающие версии исследования морали: энциклопедия, генеалогия и традиция. Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам.
48. Маслоу, А. Х. (1971). Дальние пределы человеческой природы. Нью-Йорк: Viking Press.
49. Мэй, Р. (1994). Мужество творить. Нью-Йорк: W. W. Norton.
50. МакАдамс, Д. П. (1993). Истории, которыми мы живём: личные мифы и становление личности. Нью-Йорк: издательство Guilford Press.
51. Ни, У. (1968) Духовный человек. Нью-Йорк: издательство Christian Fellowship Publishers.
52. Нуссбаум, М.К. (2001). Переосмысление разума: разумность эмоций. Кембридж: издательство Кембриджского университета.
53. Нуссбаум, М. К. и Рапп, К. (1995). «О душе» Аристотеля. В: Стэнфордская философская энциклопедия.
54. О’Дейли, Дж. (1987). Философия разума Августина. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
55. Ориген (1966). О началах. Перевод Дж. У. Баттерворта. Глостер, Массачусетс: Питер Смит.
56. Ослер, М. Дж. (1991). Божественная воля и механическая философия: Гассенди и Декарт о случайности и необходимости в сотворённом мире. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
57. Паргамент, К. И. (2007). Духовно-ориентированная психотерапия: понимание сакрального и работа с ним. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
58. Платон (1937) «Государство», пер. П. Шори. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
59. Платон (1961) «Федр», в сборнике «Платон: избранные диалоги», под ред. Э. Гамильтона и Х. Кэрнса. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
60. Платон (1997). «Государство». Перевод Г. М. А. Грубе, редакция К. Д. К. Рива. Индианаполис: издательство Hackett Publishing Company.
61. Платон (2000). «Государство», пер. Г. М. А. Грубе. Индианаполис: издательство Hackett.
62. Платон, «Государство», пер. Дж. М. А. Грубе, отредактировано К. Д. К. Ривом (1992). Индианаполис: издательство Hackett Publishing.
63. Роджерс, К. Р. (1961). Становление личности. Бостон: издательство Houghton Mifflin.
64. Сигел, Д. Дж. (2012). Развивающийся разум: как отношения и мозг взаимодействуют, формируя нашу личность (2-е изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
65. Сорабджи, Р. (2000). Эмоции и душевный покой: от стоического возбуждения к христианскому искушению. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
66. Тиллих, П. (1951). «Систематическое богословие», том I. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
67. Тригг, Дж. У. (1998). Ориген: Библия и философия в церкви III века. Атланта: Издательство Fortress Press.
68. Вольф, М. и Кроасмун, М. (2019). Ради жизни на земле: богословие, которое меняет мир. Гранд-Рапидс: Издательство Brazos Press.
69. Уилбер, К. (2000). Интегральная психология: сознание, дух, психология, терапия. Бостон: Шамбала.
70. Уилкен, Р.Л. (1982). Какими видели христиан римляне. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
71. Вольф, Х.В. (1974) Антропология Ветхого Завета. Филадельфия: Fortress Press.
72. Ялом, И.Д. (1980). Экзистенциальная психотерапия. Нью-Йорк: Basic Books.
73. Зизиулас, Дж.Д. (2006) Причастие и инаковость: дальнейшие исследования личности и церкви. Лондон: T&T Clark.
1. Aquinas, T. (1947). Summa Theologica. Translated by Fathers of the English Dominican Province. New York: Benziger Brothers.
2. Aristotle (1931). De Anima (On the Soul). Translated by J.A. Smith. In: The Basic Works of Aristotle, ed. R. McKeon. New York: Random House.
3. Augustine (1950). De Quantitate Animae, in: Corpus Christianorum Series Latina, vol. 72. Turnhout: Brepols.
4. Augustine (1956) The Trinity, trans. S. McKenna. Washington, DC: CUA Press.
5. Augustine (1991). Confessions. Translated by Henry Chadwick. Oxford: Oxford University Press.
6. Augustine (2002). Confessions, trans. H. Chadwick. Oxford: Oxford University Press.
7. Augustine (2002). De Trinitate. Translated by Edmund Hill. Washington, D.C.: Catholic University of America Press.
8. Ayres, L. (2004). Nicaea and Its Legacy: An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford: Oxford University Press.
9. Barth, K. (1960). Church Dogmatics III/2: The Doctrine of Creation. Edinburgh: T&T Clark.
10. Behr, J. (2013). Becoming Human: Meditations on Christian Anthropology in Word and Image. Yonkers, NY: St Vladimir’s Seminary Press.
11. Brock, S. (1992). The Luminous Eye: The Spiritual World Vision of Saint Ephrem. Kalamazoo: Cistercian Publications.
12. Bruce, F.F. (1990). The Epistle to the Hebrews. Rev. ed. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
13. Buber, M. (1923). Ich und Du. Leipzig: Insel Verlag.
14. Buber, M. (1958). I and Thou (trans. R.G. Smith). New York: Scribner.
15. Cary, P. (2000). Augustine’s Invention of the Inner Self: The Legacy of a Christian Platonist. Oxford: Oxford University Press.
16. Clines, D.J.A. (1968). The Theme of the Pentateuch. Sheffield: JSOT Press.
17. Coakley, S. (2000). “Persons in the ‘Image’ and ‘Likeness’ of God: Gregory of Nyssa’s Unfinished Agenda,” in: Coakley (ed.), Re-Thinking Gregory of Nyssa, Oxford: Blackwell.
18. Cooper, J.W. (2000) Body, Soul, and Life Everlasting: Biblical Anthropology and the Monism-Dualism Debate. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
19. Cortez, M. (2010). Theological Anthropology: A Guide for the Perplexed. London: T&T Clark.
20. Daniélou, J. (1954). Platonisme et théologie mystique: Essai sur la doctrine spirituelle de saint Grégoire de Nysse. Paris: Aubier.
21. Daniélou, J. (1955). Origen. London: Sheed and Ward.
22. Dodds, E. R. (1959) The Greeks and the Irrational. Berkeley: University of California Press.
23. Erickson, M. (2013) Christian Theology. 3rd edn. Grand Rapids, MI: Baker Academic.
24. Fee, G.D. (2009). The First and Second Letters to the Thessalonians. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
25. Frankl, V.E. (2006). Man’s Search for Meaning. Boston: Beacon Press.
26. Freire, P. (1970). Pedagogy of the Oppressed. New York: Herder and Herder.
27. Galen (1978). On the Doctrines of Hippocrates and Plato, ed. and trans. P. De Lacy. Berlin: Akademie Verlag.
28. Gilson, E. (1955). The Christian Philosophy of St. Thomas Aquinas. New York: Random House.
29. Grant, R.M. (1997). Irenaeus of Lyons. London: Routledge.
30. Gregory of Nyssa (1858). De Hominis Opificio [On the Making of Man]. In: Patrologia Graeca, vol. 44. Ed. J.-P. Migne. Paris.
31. Hadot, P. (1998). The Inner Citadel: The Meditations of Marcus Aurelius. Translated by M. Chase. Cambridge, MA: Harvard University Press.
32. Heine, R.E. (2010). Origen: Scholarship in the Service of the Church. Oxford: Oxford University Press.
33. Hollis, J. (2005). Finding Meaning in the Second Half of Life: How to Finally, Really Grow Up. New York: Gotham Books.
34. Holy Bible, English Standard Version (2001). Crossway Bibles.
35. Irenaeus of Lyons (1885). Against Heresies, in: A. Roberts & J. Donaldson (eds.), Ante-Nicene Fathers, vol. 1. Edinburgh: T&T Clark.
36. Jeeves, M. and Brown, W.S. (2009). Neuroscience, Psychology, and Religion: Illusions, Delusions, and Realities of Human Nature. West Conshohocken, PA: Templeton Press.
37. John Paul II (2006) Man and Woman He Created Them: A Theology of the Body, trans. M. Waldstein. Boston, MA: Pauline Books.
38. Jung, C.G. (1953). Psychological Aspects of the Personality. In: Collected Works, Vol. 7. Princeton: Princeton University Press.
39. Jung, C.G. (1960). The Structure and Dynamics of the Psyche. London: Routledge and Kegan Paul.
40. Lane, W.L. (1991). Hebrews 1-8 (Word Biblical Commentary, Vol. 47). Dallas: Word Books.
41. Levinas, E. (1969). Totality and Infinity. Pittsburgh: Duquesne University Press.
42. Long, A.A. and Sedley, D.N. (1987). The Hellenistic Philosophers: Volume 1, Translations of the Principal Sources with Philosophical Commentary. Cambridge: Cambridge University Press.
43. Louth, A. (2007) The Origins of the Christian Mystical Tradition: From Plato to Denys. Oxford: Oxford University Press.
44. Louth, A. (2007). Introducing Eastern Orthodox Theology. London: SPCK.
45. Louth, A. (2007). The Origins of the Christian Mystical Tradition: From Plato to Denys. Oxford: Oxford University Press.
46. MacIntyre, A. (1981). After Virtue: A Study in Moral Theory. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press.
47. MacIntyre, A. (1990). Three Rival Versions of Moral Enquiry: Encyclopaedia, Genealogy, and Tradition. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press.
48. Maslow, A.H. (1971). The Farther Reaches of Human Nature. New York: Viking Press.
49. May, R. (1994). The Courage to Create. New York: W. W. Norton.
50. McAdams, D.P. (1993). The Stories We Live By: Personal Myths and the Making of the Self. New York: Guilford Press.
51. Nee, W. (1968) The Spiritual Man. New York: Christian Fellowship Publishers.
52. Nussbaum, M.C. (2001). Upheavals of Thought: The Intelligence of Emotions. Cambridge: Cambridge University Press.
53. Nussbaum, M.C. and Rapp, C. (1995). ‘Aristotle’s De Anima’. In: The Stanford Encyclopedia of Philosophy.
54. O’Daly, G. (1987). Augustine’s Philosophy of Mind. Berkeley: University of California Press.
55. Origen (1966). On First Principles. Translated by G.W. Butterworth. Gloucester, MA: Peter Smith.
56. Osler, M.J. (1991). Divine Will and the Mechanical Philosophy: Gassendi and Descartes on Contingency and Necessity in the Created World. Cambridge: Cambridge University Press.
57. Pargament, K.I. (2007). Spiritually Integrated Psychotherapy: Understanding and Addressing the Sacred. New York: Guilford Press.
58. Plato (1937) The Republic, trans. P. Shorey. Cambridge, MA: Harvard University Press.
59. Plato (1961) Phaedrus, in Plato: Collected Dialogues, ed. E. Hamilton and H. Cairns. Princeton, NJ: Princeton University Press.
60. Plato (1997). Republic. Translated by G.M.A. Grube, revised by C.D.C. Reeve. Indianapolis: Hackett Publishing Company.
61. Plato (2000). Republic, trans. G.M.A. Grube. Indianapolis: Hackett.
62. Plato, Republic, trans. by G.M.A. Grube and revised by C.D.C. Reeve (1992). Indianapolis: Hackett Publishing.
63. Rogers, C.R. (1961). On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin.
64. Siegel, D.J. (2012). The Developing Mind: How Relationships and the Brain Interact to Shape Who We Are (2nd ed.). New York: Guilford Press.
65. Sorabji, R. (2000). Emotion and Peace of Mind: From Stoic Agitation to Christian Temptation. Oxford: Oxford University Press.
66. Tillich, P. (1951). Systematic Theology, Vol. I. Chicago: University of Chicago Press.
67. Trigg, J.W. (1998). Origen: The Bible and Philosophy in the Third Century Church. Atlanta: Fortress Press.
68. Volf, M. and Croasmun, M. (2019). For the Life of the World: Theology That Makes a Difference. Grand Rapids: Brazos Press.
69. Wilber, K. (2000). Integral Psychology: Consciousness, Spirit, Psychology, Therapy. Boston: Shambhala.
70. Wilken, R.L. (1982). The Christians as the Romans Saw Them. New Haven: Yale University Press.
71. Wolff, H.W. (1974) Anthropology of the Old Testament. Philadelphia: Fortress Press.
72. Yalom, I.D. (1980). Existential Psychotherapy. New York: Basic Books.
73. Zizioulas, J.D. (2006) Communion and Otherness: Further Studies in Personhood and the Church. London: T&T Clark.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ современных концепций трансформаций природы человека в свете традиционных духовных и религиозных учений. Современность рассматривается в свете христианских в своих истоках идей эпохи Возрождения. Развитие рациональных представлений о природе человека связано с развитием медицины как практики помощи человеку в восстановлении душевно-телесной гармонии и здоровья, а также с общенаучной установкой на рационализацию знаний о человеке. Новейшие медицинские технологии в мировоззренческих аспектах пересекаются с идеологическими установками трансгуманизма как учения, представляющего человеку абсолютную свободу в телесном и духовном самоопределении. Духовная традиция подчеркивает, что все аспекты телесности человека связаны с его идентичностью, с самосознанием, с «Я». В этом смысле медицинское вмешательство — это возможное нарушение естественного хода вещей, отказ человека от идеи предопределения. Учитывая, что ни духовные учения, ни медицинская этика не имеют однозначных ответов в конкретных экзистенциальных ситуациях нравственного выбора человека, внимание исследователей, экспертов и пастырей в решении и интерпретации нравственных вопросов, возникающих в связи с развитием новейших медицинских технологий, должно быть сосредоточено именно на нравственном выборе человека.
В «Армянской книге канонов», кодифицированной впервые католикосом св. Йовханнэсом III Одзнеци (717–728), под № 42 числятся девять «Канонов святого собора, созванного в Феодосиополе, который ныне зовется городом Карин». В преамбуле протокола говорится об армяно-романо-византийском совместном соборе, состоявшемся по велению императора Юстиниана и под председательством армянского католикоса Сахака. Со времен патриарха Константинопольского ААЦ Магакии (1896–1908) в научных кругах бытует мнение о том, что речь идет о католикосе Сахаке III Дзорапореци (677–704) и императоре Юстиниане II (685–695, 705–711), так как два правила из девяти якобы не были актуальными в более ранние эпохи. А подготовивший в 1964–1971 гг. критическое издание «Армянской книги канонов» В. А. Акопян, в виду полного отсутствия сведений о «Канонах святого собора, созванного в Феодосиополе…», в раннесредневековой литературе, а также своеобразного определения догматов православия в преамбуле его Акта, впервые заявил о «поддельном оригинале» данного документа. Однако анализ тех же двух правил, непрямые ссылки на три из девяти правил в грамоте Степаноса, епископа Сюникского (ум. 735 г.), адресованной в Антиохию, анализ контекста преамбулы Синодального акта, наконец косвенные упоминания в двух нарративных источниках сведений о созыве подобного собора, позволили автору не только доказать их аутентичность. Как наглядно продемонстрировано в статье, «Каноны святого собора, созванного в Феодосиополе…», вполне могли быть приняты под председательством католикоса Сахака II Улкеци (534–539) и по велению императора Юстиниана I Великого (527–565) в 534 или 535 гг. Дело в том, что определение догматов православия в них полностью соответствовало духу так называемого в церковной литературе «непредвиденного» богословского указа Юстиниана Великого 533 г.
Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ генезиса и трансформации системы духовного образования России на протяжении Синодального периода. На основе системного изучения нормативно-правовых актов, опубликованных источников и архивных материалов реконструирована целостная картина ее становления и развития. Зародившись вместе с первыми просветительскими организациями, духовные учебные заведения изначально выполняли ключевую функцию подготовки кадров для Русской православной церкви. Принципиальный этап их институционализации связан с царствованием Петра I, законодательно закрепившего основы государственной политики в данной сфере. Принятый «Духовный регламент» (1721 г.) определил порядок создания и содержания духовных школ при архиерейских домах и монастырях, которые, будучи ориентированы на детей церковнослужителей, имели закрытый характер. Заложенные Петром I основы в последующий период получили последовательное развитие: наблюдался количественный рост духовных учебных заведений, а их выпускники получили приоритет при замещении вакансий в Синоде. Важнейшей вехой стала реформа 1808 г., законодательно оформившая многоуровневую структуру духовного образования. На протяжении XIX в. уставы духовно-учебных заведений неоднократно пересматривались. Целями этих корректировок являлись: расширение социального состава учащихся, диверсификация карьерных траекторий выпускников, а также усиление административного контроля, что было реакцией на распространение революционных настроений в студенческой среде. Финальной значимой новацией стал Устав православных духовных академий 1910 г., направленный на повышение образовательного уровня воспитанников путем расширения учебных программ. Однако системная реформа так и не была реализована.
Статья посвящена анализу библейского термина «Сын человеческий», прослеживая его эволюцию в иудейской и раннехристианской традициях. Исследуется употребление этого выражения в книге пророка Даниила, апокалиптических текстах эпохи Второго Храма (1 Енох, 4 Ездры, Прем, 2 Вар) и евангельском корпусе. Основной тезис статьи заключается в том, что термин «Сын человеческий» задолго до возникновения христианства был глубоко укоренён в иудейской апокалиптической традиции как мессианский образ, связанный с эсхатологическим судом, наказанием нечестивых и спасением праведных. В Дан 7:13 «Сын человеческий» предста- ёт как небесная фигура, получающая власть от Бога, которая более поздней апокалиптической иудейской традиции наделяется функциями Божественного суда и избавления верных. В Евангелиях Иисус использует этот термин для указания на Свое мессианство, обращаясь к существующей традиции, известной Его слушателям. В статье критикуется теория, согласно которой «Сын человеческий» в Евангелиях является лишь арамейской идиомой, и утверждается, что этот термин во время проповеди Иисуса имел устойчивые мессианские коннотации. Тем самым, в статье предлагается комплексный взгляд на историческое и богословское значение этого термина в ветхозаветной, иудейской апокалиптической и новозаветной традициях.
Несмотря на то, что Кавказская Албанская церковь является одной из древнейших христианских церквей мира, основанной по преданию в результате проповеди апостолов и их учеников и оформившейся как автокефальный, т. е. вполне самостоятельный, религиозный институт в IV в., ее история в период после арабских завоеваний Южного Кавказа вплоть до нового времени мало изучена. Скрупулёзная работа с разрозненными сведениями и отрывочными сообщениями источников позволяет вписывать страницу за страницей в историческую летопись христианского прошлого Азербайджана. Одним из новых источников по данной теме стала обнаруженная в 1991 г. в библиотечных архивах Болонского Университета топографическая карта из коллекции восточных рукописей графа Луиджи Фердинандо Марсильи, изготовленная в Константинополе в 1691 г. Автор документа — интеллектуал, дипломат, исследователь и путешественник XVII в. Иеремия Челеби сообщает ценнейшие сведения о структурах католикосатов Эчмиадзина, Гянджасара, Киликии и Ахтамара, обозначив на своей карте важнейшие города, географические объекты, епархиальные центры, монашеские обители, святилища и паломнические места. Благодаря четко очерченным границам и цветовым меткам мы в точности идентифицируем объекты, обозначенные на карте, принадлежностью к тому или иному религиозному центру. Карта содержит информацию о епископских кафедрах, монастырях, скитах и паломнических маршрутах на территории исторического Азербайджана, находившегося в то время в составе Сефевидской империи. В данной статье мы классифицируем данные источника, касающиеся основных паломнических маршрутов и мест поклонений Гянджасарского католикосата в XVII в.
Статья посвящена определению роли нарративной и литературно-риторической стратегии автора Послания к Евреям в исследовании паренетических текстов, играющих важное, а порой и ключевое значение в богословии этой книги. Особое внимание обращено на отрывок Евр. 6:4–6, являющийся фундаментом для доктрины спасения разных христианских деноминаций и, как следствие, предметом богословских баталий на протяжении многих веков. Анализ существующих источников, посвященных изучению Послания к Евреям в целом, а также паренетических отрывков в отдельности, показал, что выводы исследователей в отношении главной темы, структуры, отдельных дискурсов и текстов зачастую сильно отличаются. Выявлено множество разных подходов и методов, используемых различными авторами в работе над Посланием и паренетическими текстами. Показано, что оценке влияния роли нарративов и литературно-риторических методов толкования не было уделено пристального внимания. Предлагается при работе с Посланием учитывать нарративы как больших, так и встроенных дискурсов, а также литературно-риторические приемы, в совокупности со структурным и грамматико-лексическим анализом, что позволит более точно понять эти тексты и в отдельности, и в контексте всего Послания. Исследование текста Евр. 6:4–6 предложенным методом позволило получить более точные результаты и получить ответы на вопросы: кому адресован этот паренетический текст; кто есть отпадшие; почему их нельзя обновлять покаянием?
В статье рассматривается вопрос о времени литературной деятельности значительного христианского богослова Леонтия Иерусалимского, который известен как автор двух полемических трактатов «Против монофизитов» и «Против несториан». Вопрос точной датировки сочинений Леонтия имеет существенное значение для понимания логики христологических дискуссий в Византии в VI–VII столетиях. До недавнего времени в патрологической науке существовал консенсус относительно времени жизни Леонтия Иерусалимского, считавшегося автором эпохи св. императора Юстиниана I Великого. Однако в 2001 г. немецкий исследователь Дирк Краусмюллер предложил гипотезу, согласно которой Леонтий был автором более позднего времени, литературную активность которого следует отнести к началу VII в. Гипотеза Д. Краусмюллера нашла своих сторонников, но не получила всеобщего признания. В статье предпринята попытка проверки гипотезы немецкого патролога. Автор исходит из убеждения, что при датировке древних текстов богословского содержания, особенно поврежденных и интерполированных, каковыми являются христологические трактаты Леонтия Иерусалимского, богословские аргументы безусловно должны иметь преимущество перед аргументами стилистического и исторического характера, поскольку путем умышленных или неумышленных интерполяций можно внести в текст произведения те или иные анахронизмы, затрудняющие его точную датировку, однако практически невозможно фальсифицировать культурно-исторический, в том числе и богословский контекст, в котором произведение создавалось. В статье приводятся семь богословских аргументов (не считая ряда косвенных доводов исторического характера), свидетельствующих в пользу традиционной датировки литературной деятельности Леонтия Иерусалимского второй четвертью VI в. В то же время нет ни одного собственно богословского аргумента, подтверждающего точку зрения Д. Краусмюллера. Таким образом, гипотеза последнего не выдерживает богословской проверки. В результате автор приходит к выводу, что богословское содержание трактатов Леонтия Иерусалимского свидетельствует, скорее, в пользу их традиционной датировки, то есть отнесением их ко второй четверти VI в.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______