Читать онлайн

В статье рассматривается вопрос о времени литературной деятельности значительного христианского богослова Леонтия Иерусалимского, который известен как автор двух полемических трактатов «Против монофизитов» и «Против несториан». Вопрос точной датировки сочинений Леонтия имеет существенное значение для понимания логики христологических дискуссий в Византии в VI–VII столетиях. До недавнего времени в патрологической науке существовал консенсус относительно времени жизни Леонтия Иерусалимского, считавшегося автором эпохи св. императора Юстиниана I Великого. Однако в 2001 г. немецкий исследователь Дирк Краусмюллер предложил гипотезу, согласно которой Леонтий был автором более позднего времени, литературную активность которого следует отнести к началу VII в. Гипотеза Д. Краусмюллера нашла своих сторонников, но не получила всеобщего признания. В статье предпринята попытка проверки гипотезы немецкого патролога. Автор исходит из убеждения, что при датировке древних текстов богословского содержания, особенно поврежденных и интерполированных, каковыми являются христологические трактаты Леонтия Иерусалимского, богословские аргументы безусловно должны иметь преимущество перед аргументами стилистического и исторического характера, поскольку путем умышленных или неумышленных интерполяций можно внести в текст произведения те или иные анахронизмы, затрудняющие его точную датировку, однако практически невозможно фальсифицировать культурно-исторический, в том числе и богословский контекст, в котором произведение создавалось. В статье приводятся семь богословских аргументов (не считая ряда косвенных доводов исторического характера), свидетельствующих в пользу традиционной датировки литературной деятельности Леонтия Иерусалимского второй четвертью VI в. В то же время нет ни одного собственно богословского аргумента, подтверждающего точку зрения Д. Краусмюллера. Таким образом, гипотеза последнего не выдерживает богословской проверки. В результате автор приходит к выводу, что богословское содержание трактатов Леонтия Иерусалимского свидетельствует, скорее, в пользу их традиционной датировки, то есть отнесением их ко второй четверти VI в.

The article examines the time of literary activity of the famous Christian theologian Leontius of Jerusalem, who is known as the author of two polemical treatises “Against the Monophysites” and “Against the Nestorians”. The question of the exact dating of Leontius’s works is essential for understanding the logic of Christological discussions in Byzantium in the 6th — 7th centuries. Until recently, there was a consensus in patrology regarding the time of life of Leontius of Jerusalem, who was considered the author of the era of St. Emperor Justinian I the Great. However, in 2001, German scholar Dirk Krausmüller proposed a hypothesis according to which Leontius was an author of a later time, whose literary activity should be attributed to the beginning of the 7th century. D. Krausmüller’s hypothesis found its supporters but has not yet received universal recognition. The article attempts to test the hypothesis of the German patrologist. The author proceeds from the conviction that when dating ancient texts of theological content, especially damaged and interpolated ones, such as the Christological treatises of Leontius of Jerusalem, theological arguments should certainly have an advantage over stylistic and historical arguments, since by means of intentional or unintentional interpolations it is possible to introduce into the text of the work certain anachronisms that complicate its exact dating, however, it is practically impossible to falsify the cultural and historical, including theological, context in which the work was created. The article presents seven theological arguments (not counting several indirect arguments of a historical nature), testifying in favor of the traditional dating of the literary activity of Leontius of Jerusalem to the second quarter of the 6th century. At the same time, there is not a single theological argument that confirms the point of view of D. Krausmüller. Thus, the hypothesis of the latter does not stand theological verification. As a result, the author concludes that the theological content of the treatises of Leontius of Jerusalem testifies, rather, in favor of their traditional dating, that is, their attribution to the second quarter of the 6th century.

Ключевые фразы: христологические споры, халкидониты, монофизиты, леонтий иерусалим- ский, ТЕОЛОГИЯ, религия, несториане, Византия
Автор (ы): Давыденков Олег Викторович
Журнал: ТЕОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Теология
УДК
26. Христианская церковь в целом
Для цитирования:
ДАВЫДЕНКОВ О. В. К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ ЛЕОНТИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО // ТЕОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. 2025. № 3, ТОМ 4
Текстовый фрагмент статьи