Статья посвящена определению роли нарративной и литературно-риторической стратегии автора Послания к Евреям в исследовании паренетических текстов, играющих важное, а порой и ключевое значение в богословии этой книги. Особое внимание обращено на отрывок Евр. 6:4–6, являющийся фундаментом для доктрины спасения разных христианских деноминаций и, как следствие, предметом богословских баталий на протяжении многих веков. Анализ существующих источников, посвященных изучению Послания к Евреям в целом, а также паренетических отрывков в отдельности, показал, что выводы исследователей в отношении главной темы, структуры, отдельных дискурсов и текстов зачастую сильно отличаются. Выявлено множество разных подходов и методов, используемых различными авторами в работе над Посланием и паренетическими текстами. Показано, что оценке влияния роли нарративов и литературно-риторических методов толкования не было уделено пристального внимания. Предлагается при работе с Посланием учитывать нарративы как больших, так и встроенных дискурсов, а также литературно-риторические приемы, в совокупности со структурным и грамматико-лексическим анализом, что позволит более точно понять эти тексты и в отдельности, и в контексте всего Послания. Исследование текста Евр. 6:4–6 предложенным методом позволило получить более точные результаты и получить ответы на вопросы: кому адресован этот паренетический текст; кто есть отпадшие; почему их нельзя обновлять покаянием?
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
Послание к Евреям (прим. — далее Послание) представляет огромный интерес для исследователей Священного Писания. Оно содержит много тем, ставших фундаментом христианской теологии, в частности христологии, сотериологии, экклезиологии, и является непростым для исследователей. Свидетельством этому является разнообразие представленных ими главных тем, структур, а также разных по ряду текстов богословских выводов.
Список литературы
1. Аликин В. Послание к Евреям // Славянский библейский комментарий. Київ: ЕААА, Книгоноша, 2016. С. 1760-1796.
2. Амвросий Медиоланский, свт. О покаянии 2.2. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o_pokayanii/#0_21 (дата обращения: 05.11.2025).
3. Андерсон К.Л. Послание к Евреям (Новые библейские комментарии издательства «Beacon Hill Press». СПб.: Издательство «Вера и святость», Христианское общество «Библия для всех», 2018. 527 с.
4. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов. Новый Завет. X. Послание к Евреям / Пер. с англ., греч., лат., и сир. Под ред. Эрика. М. Хина и Филипа Д. Крэя // Русское издание под редакцией К.К. Гаврилкина. Тверь: Герменевтика, 2015. 328 с.
5. Браун Р. Библия говорит сегодня: Послание к Евреям. СПб.: Мирт, 2002.
6. Гатри Д. Введение в Новый Завет: пер. с англ.; предисл. Н.А. Александренко. Одесса: Богомыслие, 1996. 900 с.
7. Добыкин Д.Г. Толкования Евр. 6:4-6 в православной традиции // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2016. № 2 (6). С. 45-55.
8. Евангельский словарь библейского богословия. СПб.: «Библия для всех», 2000. 1232 с.
9. Ерм, Апостол. Пастырь. Видение 3. Строительство Церкви, изображающей Церковь. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/3 (дата обращения 05.11.2025).
10. Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 7: Толковательные писания. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014.
11. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседа 9. СПб., 1905. Т. 1. Ч. 1.
12. Климент Александрийский. Строматы. Глава 2. XIII. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/2 (дата обращения: 05.11.2025).
13. МакДональд У. Библейские комментарии для христиан: Новый Завет. Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitng e.V., 2000. 1465 c.
14. Новациан. URL: https://www.pravenc.ru/text/2577751.html (дата обращения: 05.11.2025).
15. Осборн Г.Р. Герменевтическая спираль: общее введение в библейское толкование. Одесса: Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация, 2009. 726 с.
16. Роджерс-младший К.Л., Роджерс III К.Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. С.-Петербург: «Библия для всех», 2001. 1007 с.
17. Тертуллиан. О крещении. https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_kreshenii/#0 (дата обращения: 05.11.2025).
18. Толковая Библия или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т.3. Издание преемников Лопухина, 1987.
19. Уирсби. У. Будь уверенным. Чикаго: SGP, 1990.
20. Феодорит Кирский, блж. Толкования на 14 Посланий апостола Павла. URL: https://predanie.ru/book/68240-feodorit-kirskiy-tvoreniya/#/toc34 (дата обращения: 10.11.2025).
21. Феофилакт Болгарский. Толкования на Послания апостола Павла. Ч.2., 2010. Сибирская благозвонница. URL: https://b4mcx2ml.net/d3/y/1762760437/10000/gi/lglihard/fiction_rus/repository/1202000/e610e86e1e9c5515678bccbe0f927bdf.fb2~/w33vb6pVBHalkAesVASthw (дата обращения: 10.11.2025).
22. Шумилин А. Послание к Евреям и проблема «отпавших» в Евр. 6.4-6 // Богомыслие. 1998. № 7. С. 8-55.
23. Эби Э. Краткое введение в Библию. Korntal: Свет на Востоке, 1989. 297 с.
24. Attridge H.W. The Epistle to the Hebrews: Α Commentary on the Epistle to the Hebrews [Hermeneia. Α critical and historical commentary on the Bible, ed. H. Koester]. 1989.
25. Bruce F.F. The New International Commentary on the New Testament: The Epistle to the Hebrews. Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1985. 447 p.
26. Calvin J. Commentaries on the Epistle to the Hebrews. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1949.
27. Carson D.A., Moo Douglas J. An Introduction to the New Testament. Zondervan, 2005.
28. Cockerill G.L. The epistle to the Hebrews. Wm. B. Eerdmans Publishing, 2012.
29. DeSilva D.A. Despising shame: honor discourse and community maintenance in the Epistle to the Hebrews. Revised ed. Atlanta: Society of Biblical Literature studies in biblical literature, 2008.
30. Ellingworth P. The epistle to the Hebrews. Wm. B. Eerdmans Publishing, 1993.
31. Gleason R.C. The Old Testament background of the warning in Hebrews 6: 4-8 // Bibliotheca Sacra-Dallas. 1998. Т. 155. P. 62-91.
32. Griffith T.W.H. Hebrews: A Devotional Commentary. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1973.
33. Grudem W. Perseverance of the Saints: A Case Study from Hebrews 6: 4-6 and the Other Warning Passages in Hebrews // Still Sovereign: Contemporary Perspectives on Election, Foreknowledge, and Grace. 1995. P. 133-182.
34. Guthrie G.H. The Structure of Hebrews: A Text-linguistic Analysis. NovTSup 73. Leiden: Brill, 1994.
35. Guzmán R., Martin M.W. Is Hebrews 5: 11-6: 20 Really a Disgression? // Novum Testamentum. 2015. Т. 57. № 3. P. 295-310.
36. Hagner D.A. Hebrews. Grand Rapids, MI: a division of Baker Publishing Group, 1990.
37. Hodges Z.C. “Hebrews”, in The Bible Knowledge Commentary. USA, Canada, England: Victor Books, 1983. P. 777-814.
38. Hughes P.E. A Commentary on the Epistle to the Hebrews. Wm. B. Eerdmans Publishing, 1987.
39. Johnson L.T. Hebrews: A commentary. Presbyterian Publishing Corp, 2006.
40. Kempson W.R. Hebrews 6: 1-8 // Review & Expositor. 1994. T. 91. № 4. С. 567-573.
41. Kibbe M. Godly fear or ungodly failure?: Hebrews 12 and the Sinai theophanies. Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2016. Т. 216.
42. Knapp H.M. John Owen’s interpretation of Hebrews 6: 4-6: Eternal perseverance of the saints in puritan exegesis // The Sixteenth century journal. 2003. Т. 34. № 1. P. 29-52.
43. Koester Cr. Hebrews. Anchor Bible 36. Garden City, N. Y: Doubleday, 2001.
44. Lane W. World Biblical Commentary 47a: Hebrews 1-8. Dallas, Texas: Word Books Publisher, 1991. Vol. 47A.
45. Lindars B. The Rhetorical Structure of Hebrews // New Testament Studies. 1989. Т. 35. № 3. P. 382-406.
46. Mackie S.D. Confession of the Son of God in Hebrews // New Testament Studies. 2007. Т. 53. № 1. P. 114-129.
47. Mackie S.D. Early Christian eschatological experience in the warnings and exhortations of the Epistle to the Hebrews // Tyndale Bulletin. 2012. Т. 63. № 1. P. 93-114.
48. Mackie S.D. Eschatology and Exhortation in the Epistle to the Hebrews. Fuller Theological Seminary, School of Theology, 2006.
49. Mathewson D. Reading Heb 6: 4-6 in light of the Old Testament // The Westminster theological journal. 1999. Т. 61. № 2. P. 209-225.
50. McGee V.J. Thru the Bible with J. Vernon McGee. Volume V. 1 Corinthians - Revelation. Pasadena, California: Thru the Bible Radio, 1983.
51. McKnight S. The warning passages of Hebrews: a formal analysis and theological conclusions // Trinity journal. 1992. № 1. P. 21-59.
52. Mitchell A.C. Hebrews. Sacra pagina series. A Michael Glazier book, 2007.
53. Neeley L.L., Harm H. A discourse analysis of Hebrews. Summer Institute of Linguistics, 1987.
54. Neyrey J.H. Syncrisis and Encomium: Reading Hebrews through Greek Rhetoric // Catholic Biblical Quarterly. 2020. Т. 82. № 2. P. 276-299.
55. Nongbri B. A touch of condemnation in a word of exhortation: Apocalyptic language and Graeco-Roman rhetoric in Hebrews 6: 4-12 // Novum Testamentum. 2003. Т. 45. № 3. P. 265-279.
56. Peeler A. “A fearful thing to fall into the hands of the living God”: A study of fear in the Epistle to the Hebrews // Review & Expositor. 2018. Т. 115. № 1. P. 40-49.
57. Peeler A.L. You are my Son. The family of God in the Epistle to the Hebrews. London, New Delhi, New York, Sydney: Bloomsbury, 2014.
58. Perry P.S. Making Fear Personal: Hebrews 5.11-6.12 and the Argument from Shame // Journal for the Study of the New Testament. 2009. Т. 32. № 1. P. 99-125.
59. Pfeiffer C. Hebrews-Everyman’s Bible Commentary. Moody Publishers, 1962.
60. Phillips J. Exploring Hebrews. Chicago: Moody Press, Third Printing, 1981.
61. Ramantswana H. Mount Sinai and Mount Zion: Discontinuity and continuity in the book of Hebrews // In die Skriflig. 2013. Т. 47. № 1. С. 1-9.
62. Richards L.O. The Bible Reader’s Companion. USA, Canada, England: Victor Books. A division of Scripture Press Publication Press, 1991.
63. Sauer R.C. A critical and exegetical reexamination of Hebrews 5:11 to 6:8. 1981.
64. Shumilin A. Biblical Image of True Sonship in the Epistle to the Hebrews // Skhid. 2020. № 5 (169). P. 60-64.
65. Shumilin A. The biblical concept of God’s rest in the light of the Epistle to the Hebrews // Вісник Львівського університету. Серія філософсько-політологічні студії. 2019. № 26. P. 95-100.
66. Thiessen M. Hebrews 12.5-13, the Wilderness Period, and Israel’s Discipline // New Testament Studies. 2009. Т. 55. № 3. P. 366-379.
67. Thompson J. Hebrews. Paideia: commentaries on the New Testament, Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2008.
68. Vanhoye A. La structure littéraire de l’Épître aux Hébreux // Studia Neotestamentica/Studia. 1963.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен анализ современных концепций трансформаций природы человека в свете традиционных духовных и религиозных учений. Современность рассматривается в свете христианских в своих истоках идей эпохи Возрождения. Развитие рациональных представлений о природе человека связано с развитием медицины как практики помощи человеку в восстановлении душевно-телесной гармонии и здоровья, а также с общенаучной установкой на рационализацию знаний о человеке. Новейшие медицинские технологии в мировоззренческих аспектах пересекаются с идеологическими установками трансгуманизма как учения, представляющего человеку абсолютную свободу в телесном и духовном самоопределении. Духовная традиция подчеркивает, что все аспекты телесности человека связаны с его идентичностью, с самосознанием, с «Я». В этом смысле медицинское вмешательство — это возможное нарушение естественного хода вещей, отказ человека от идеи предопределения. Учитывая, что ни духовные учения, ни медицинская этика не имеют однозначных ответов в конкретных экзистенциальных ситуациях нравственного выбора человека, внимание исследователей, экспертов и пастырей в решении и интерпретации нравственных вопросов, возникающих в связи с развитием новейших медицинских технологий, должно быть сосредоточено именно на нравственном выборе человека.
В «Армянской книге канонов», кодифицированной впервые католикосом св. Йовханнэсом III Одзнеци (717–728), под № 42 числятся девять «Канонов святого собора, созванного в Феодосиополе, который ныне зовется городом Карин». В преамбуле протокола говорится об армяно-романо-византийском совместном соборе, состоявшемся по велению императора Юстиниана и под председательством армянского католикоса Сахака. Со времен патриарха Константинопольского ААЦ Магакии (1896–1908) в научных кругах бытует мнение о том, что речь идет о католикосе Сахаке III Дзорапореци (677–704) и императоре Юстиниане II (685–695, 705–711), так как два правила из девяти якобы не были актуальными в более ранние эпохи. А подготовивший в 1964–1971 гг. критическое издание «Армянской книги канонов» В. А. Акопян, в виду полного отсутствия сведений о «Канонах святого собора, созванного в Феодосиополе…», в раннесредневековой литературе, а также своеобразного определения догматов православия в преамбуле его Акта, впервые заявил о «поддельном оригинале» данного документа. Однако анализ тех же двух правил, непрямые ссылки на три из девяти правил в грамоте Степаноса, епископа Сюникского (ум. 735 г.), адресованной в Антиохию, анализ контекста преамбулы Синодального акта, наконец косвенные упоминания в двух нарративных источниках сведений о созыве подобного собора, позволили автору не только доказать их аутентичность. Как наглядно продемонстрировано в статье, «Каноны святого собора, созванного в Феодосиополе…», вполне могли быть приняты под председательством католикоса Сахака II Улкеци (534–539) и по велению императора Юстиниана I Великого (527–565) в 534 или 535 гг. Дело в том, что определение догматов православия в них полностью соответствовало духу так называемого в церковной литературе «непредвиденного» богословского указа Юстиниана Великого 533 г.
Данная статья исследует исторические тексты древней философии и трудов отцов церкви с целью демонстрации преемственности их мысли и установления основы для диалога как непрерывного процесса человеческого самопознания. В центре внимания находится концепция человека, выраженная через триаду «тело-душа-дух», и ее преобразование в рамках христианской антропологии. Исследование прослеживает эволюцию этих категорий от платоновского трипартизма и аристотелевского гилеморфизма до их синтеза и переосмысления у таких мыслителей, как Ириней Лионский, Ориген, Григорий Нисский и Августин. Автор утверждает, что, хотя патристическая мысль и заимствовала философские категории эллинизма, она подчинила их библейскому откровению, стремясь сохранить целостность и единство человеческой личности, созданной по образу Божию. Статья предлагает методологию, которая является одновременно исторической и конструктивной: исторической в генеалогическом прослеживании идей и конструктивной в стремлении переосмыслить эти инсайты в контексте современных антропологических вызовов. Основной тезис заключается в том, что патристическая антропология, с ее акцентом на единстве личности, динамике нравственной свободы и ориентации на обожение (theosis), предлагает богатый ресурс для продуктивного диалога с современной психологией. Этот диалог может обогатить обе дисциплины: психология может найти в теологической традиции глубину онтологического понимания человека, а теология — интегрировать эмпирические инсайты о человеческой природе. В заключение автор призывает к открытому, междисциплинарному разговору, основанному на принципах смирения, любознательности и взаимного уважения, который способствовал бы более целостному и интегрированному пониманию человеческой личности.
Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ генезиса и трансформации системы духовного образования России на протяжении Синодального периода. На основе системного изучения нормативно-правовых актов, опубликованных источников и архивных материалов реконструирована целостная картина ее становления и развития. Зародившись вместе с первыми просветительскими организациями, духовные учебные заведения изначально выполняли ключевую функцию подготовки кадров для Русской православной церкви. Принципиальный этап их институционализации связан с царствованием Петра I, законодательно закрепившего основы государственной политики в данной сфере. Принятый «Духовный регламент» (1721 г.) определил порядок создания и содержания духовных школ при архиерейских домах и монастырях, которые, будучи ориентированы на детей церковнослужителей, имели закрытый характер. Заложенные Петром I основы в последующий период получили последовательное развитие: наблюдался количественный рост духовных учебных заведений, а их выпускники получили приоритет при замещении вакансий в Синоде. Важнейшей вехой стала реформа 1808 г., законодательно оформившая многоуровневую структуру духовного образования. На протяжении XIX в. уставы духовно-учебных заведений неоднократно пересматривались. Целями этих корректировок являлись: расширение социального состава учащихся, диверсификация карьерных траекторий выпускников, а также усиление административного контроля, что было реакцией на распространение революционных настроений в студенческой среде. Финальной значимой новацией стал Устав православных духовных академий 1910 г., направленный на повышение образовательного уровня воспитанников путем расширения учебных программ. Однако системная реформа так и не была реализована.
Статья посвящена анализу библейского термина «Сын человеческий», прослеживая его эволюцию в иудейской и раннехристианской традициях. Исследуется употребление этого выражения в книге пророка Даниила, апокалиптических текстах эпохи Второго Храма (1 Енох, 4 Ездры, Прем, 2 Вар) и евангельском корпусе. Основной тезис статьи заключается в том, что термин «Сын человеческий» задолго до возникновения христианства был глубоко укоренён в иудейской апокалиптической традиции как мессианский образ, связанный с эсхатологическим судом, наказанием нечестивых и спасением праведных. В Дан 7:13 «Сын человеческий» предста- ёт как небесная фигура, получающая власть от Бога, которая более поздней апокалиптической иудейской традиции наделяется функциями Божественного суда и избавления верных. В Евангелиях Иисус использует этот термин для указания на Свое мессианство, обращаясь к существующей традиции, известной Его слушателям. В статье критикуется теория, согласно которой «Сын человеческий» в Евангелиях является лишь арамейской идиомой, и утверждается, что этот термин во время проповеди Иисуса имел устойчивые мессианские коннотации. Тем самым, в статье предлагается комплексный взгляд на историческое и богословское значение этого термина в ветхозаветной, иудейской апокалиптической и новозаветной традициях.
Несмотря на то, что Кавказская Албанская церковь является одной из древнейших христианских церквей мира, основанной по преданию в результате проповеди апостолов и их учеников и оформившейся как автокефальный, т. е. вполне самостоятельный, религиозный институт в IV в., ее история в период после арабских завоеваний Южного Кавказа вплоть до нового времени мало изучена. Скрупулёзная работа с разрозненными сведениями и отрывочными сообщениями источников позволяет вписывать страницу за страницей в историческую летопись христианского прошлого Азербайджана. Одним из новых источников по данной теме стала обнаруженная в 1991 г. в библиотечных архивах Болонского Университета топографическая карта из коллекции восточных рукописей графа Луиджи Фердинандо Марсильи, изготовленная в Константинополе в 1691 г. Автор документа — интеллектуал, дипломат, исследователь и путешественник XVII в. Иеремия Челеби сообщает ценнейшие сведения о структурах католикосатов Эчмиадзина, Гянджасара, Киликии и Ахтамара, обозначив на своей карте важнейшие города, географические объекты, епархиальные центры, монашеские обители, святилища и паломнические места. Благодаря четко очерченным границам и цветовым меткам мы в точности идентифицируем объекты, обозначенные на карте, принадлежностью к тому или иному религиозному центру. Карта содержит информацию о епископских кафедрах, монастырях, скитах и паломнических маршрутах на территории исторического Азербайджана, находившегося в то время в составе Сефевидской империи. В данной статье мы классифицируем данные источника, касающиеся основных паломнических маршрутов и мест поклонений Гянджасарского католикосата в XVII в.
В статье рассматривается вопрос о времени литературной деятельности значительного христианского богослова Леонтия Иерусалимского, который известен как автор двух полемических трактатов «Против монофизитов» и «Против несториан». Вопрос точной датировки сочинений Леонтия имеет существенное значение для понимания логики христологических дискуссий в Византии в VI–VII столетиях. До недавнего времени в патрологической науке существовал консенсус относительно времени жизни Леонтия Иерусалимского, считавшегося автором эпохи св. императора Юстиниана I Великого. Однако в 2001 г. немецкий исследователь Дирк Краусмюллер предложил гипотезу, согласно которой Леонтий был автором более позднего времени, литературную активность которого следует отнести к началу VII в. Гипотеза Д. Краусмюллера нашла своих сторонников, но не получила всеобщего признания. В статье предпринята попытка проверки гипотезы немецкого патролога. Автор исходит из убеждения, что при датировке древних текстов богословского содержания, особенно поврежденных и интерполированных, каковыми являются христологические трактаты Леонтия Иерусалимского, богословские аргументы безусловно должны иметь преимущество перед аргументами стилистического и исторического характера, поскольку путем умышленных или неумышленных интерполяций можно внести в текст произведения те или иные анахронизмы, затрудняющие его точную датировку, однако практически невозможно фальсифицировать культурно-исторический, в том числе и богословский контекст, в котором произведение создавалось. В статье приводятся семь богословских аргументов (не считая ряда косвенных доводов исторического характера), свидетельствующих в пользу традиционной датировки литературной деятельности Леонтия Иерусалимского второй четвертью VI в. В то же время нет ни одного собственно богословского аргумента, подтверждающего точку зрения Д. Краусмюллера. Таким образом, гипотеза последнего не выдерживает богословской проверки. В результате автор приходит к выводу, что богословское содержание трактатов Леонтия Иерусалимского свидетельствует, скорее, в пользу их традиционной датировки, то есть отнесением их ко второй четверти VI в.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______