Данное исследование посвящено анализу взаимосвязи между системой подготовки дипломатических кадров и характером международного позиционирования стран на примере государств азиатского макрорегиона. Настоящая статья представляет собой case study: авторы концентрируются на изучении опыта Китая, Вьетнама, Республики Корея, Индонезии и Индии. Цель работы состоит в том, чтобы на подробном страноведческом материале изучить, как качество дипломатической подготовки коррелирует со стремлением национальных государств к автономии и субъектности в складывающемся полицентричном мировом порядке. Методологическая основа исследования включает мультипарадигмальный подход, сочетающий неореалистский взгляд на государство как ключевого актора международных отношений и конструктивистский анализ влияния социальных практик на дипломатическую стратегию. Рассматриваются системы подготовки дипломатов в вышеназванных странах, включая механизмы отбора, содержание образовательных программ, влияние национальной идеологии и традиций на кадровую политику. Результатом исследования становится вывод о наличии корреляции без каузальности между внешнеполитическим позиционированием стран и их моделями подготовки дипломатических кадров. Стремление государства к повышению своей самостоятельности зависит в большей степени от ее роли и места в мировой политике в пространственно-временном континууме. Так, в силу исторического опыта, среди рассмотренных кейсов стремление к самостоятельности сильнее у тех государств, где колониальная травма переживается острее. «Суверенность» при этом может принимать разные формы в зависимости от того, какими ресурсами государство обладает. Вместе с тем качественная дипломатическая подготовка обеспечивает саму возможность реализации суверенной линии, дает для этого необходимый кадровый и идейный инструментарий.
Идентификаторы и классификаторы
Современный мировой порядок находится в процессе становления – в экспертном сообществе, в частности, ведется речь о «глобальном беспорядке»1, «осыпающемся мировом порядке»2 и наступлении «асинхронной многополярности»3. Набирающие динамику процессы полицентрализации мира порождают дискуссию о том, какой будет новая иерархия в системе международных отношений. Будущее архитектуры мирового порядка зависит от того, какие государства в наибольшей степени будут стремиться к реализации своего суверенитета и субъектности. В этом контексте возможность предсказать динамику суверенитета контрагента представляется особенно актуальной задачей для прикладного международно-политического анализа.
Список литературы
1. Асмолов, К.В., Соловьев, А.В. Стратегическая автономия Республики Корея: интеллектуальная химера или политическая реальность? // Международная аналитика, 2021. № 2. C. 66-69. DOI: 10.46272/2587-8476-2021-12-2-49-732 EDN: HNVSWV
2. Ван Сюэцзюнь, Ду Биньвэй. Концептуальные факторы эволюции западной теории международных отношений // Журнал Института международных отношений. 2008. № 1. C. 9-14.
3. Вершинина, В.В. Региональные организации во внешней политике Вьетнама. Взгляд через призму концепта “держав среднего уровня”. Москва: Аспект Пресс, 2023.
4. Воскресенский, А.Д. (ред). “Большая Восточная Азия”: мировая политика и региональные трансформации: научно-образовательный комплекс. М.: МГИМО-Университет, 2010.
5. Воскресенский, А.Д. Китайская школа комплексных миро-политических исследований и перспективы ее развития после XVIII съезда КПК. Москва: ИДВ РАН, 2013.
6. Крылов, С.А. Движение неприсоединения: история и современность // Обозреватель. 2018. № 3. С. 26-43. EDN: YUJIXS
7. Куклин, Н.С. Концептуальные основы внешней политики Индонезии. М.: Аспект Пресс, 2023.
8. Куклин, Н.С., Шпаковская, М.А. Реформа МИД Индонезии как отражение эволюции внешнеполитического курса страны (2001-2009 гг.) // Вопросы истории. 2021. № 9. С. 231-234.
9. Куприянов, А.В., Макаревич, Г.Г. Индия в постбиполярную эпоху: тридцатилетие поиска места в мире // Международная аналитика. 2021. Т. 12. № 2. С. 74-92. DOI: 10.46272/2587-8476-2021-12-2-74-92 EDN: LQPWFT
10. Лунев, С.И. Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факторов // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 1 (10). С. 189-201. DOI: 10.24833/2071-8160-2010-1-10-189-201 EDN: LAIGBN
11. Локшин, Г.М. Идеи Хо Ши Мина во внешней политике Вьетнама // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 3. С. 52-57. EDN: UCBVPP
12. Старшинов, А.С. Дихотомия хучжингук-сончжингук и ее влияние на политический дискурс Республики Корея // Восточная Азия: Прошлое, Настоящее, Будущее. Сборник статей международной научной конференции молодых востоковедов. Москва, 2022a. С. 298-306. EDN: CTJTHK
13. Старшинов, А.С. Сегехва и идеологические изменения в Республике Корея (1993-1998) // Проблемы Дальнего Востока. 2022b. № 5. С. 94-108. DOI: 10.31857/S013128120022119-1 EDN: FXRSWK
14. Стрельцов, Д.В. (ред.). Внешнеполитический процесс на Востоке. Москва: Аспект Пресс, 2017.
15. Торкунов, А.В., Стрельцов, Д.В. (ред.). Трансформация международных отношений в Северо-Восточной Азии и национальные интересы России. Москва: Аспект Пресс, 2019.
16. Acharya, Amitav, and Barry Buzan. Non-Western International Relations Theory: Perspectives on and Beyond Asia. London: Routledge, 2010.
17. Almuttaqi, A Ibrahim. Jokowi’s Indonesia and the World. Singapore: World Scientific Publishing, 2020.
18. Anak Agung, Banya-Perwita, and Ridho Wattimena. Memahami Hubungan Internasional Kontemporer. Salemba, 2019. Anak Agung, Banya-Perwita, and Ridho Wattimena. Understanding Contemporary International Relations. Salemba, 2019.
19. Azyumardi, Azra. Indonesia, Islam, and Democracy: Dynamics in a Global Context. Omaha, Solstice, 2006.
20. Benner, Jeffrey. The Indian Foreign Policy Bureaucracy. Routledge, 1985. DOI: 10.4324/9780429311789
21. Cooper, Andrew F. Niche Diplomacy. Middle Powers after the Cold War. London: Macmillan Press, 1997.
22. Cooper, Andrew F., Higgott, Richard A., and Kim R. Nossal. Relocating Middle Powers: Australia and Canada in a Changing World Order. Vancouver: UBC Press, 2004.
23. Denisov, Igor E. “Chinese and Western Values in Modern Political Discourse in China”. Social Sciences 47, no. 2 (2016).
24. Fortuna, Anwar Dewi. Indonesia’s Strategic Culture: Ketahanan Nasional, Wawasan Nusantara, and Hankamrata. Griffith University: Centre for the Study of Australia-Asia Relations, Australia-Asia Papers No. 75, 1996.
25. Hadiwinata, Bob S. International Relations in Indonesia: Historical Legacy, Political Intrusion, and Commercialization. International Relations of the Asia-Pacific 9, no. 1 (2008): 55-81. DOI: 10.1093/irap/lcn026
26. Hakim, Luqman N. Islamism and the Quest for Hegemony in Indonesia. Palgrave Macmillan Ltd, 2023.
27. Harvey, Robert. Global Disorder: How to Avoid a Fourth World War. NY: Carroll & Graf, 2003.
28. Huju, Kira. “Saffronizing Diplomacy: The Indian Foreign Service under Hindu Nationalist Rule”. International Affairs 98, no. 2 (2022): 423-441. DOI: 10.1093/ia/iiab220 EDN: TSZYWD
29. Jackson, Karl D., and Lucian W. Pye. Political Power and Communications in Indonesia. Berkeley: University of California Press, 2023.
30. Jaffrelot, Christophe. “India’s Look East Policy: An Asianist Strategy in Perspective”. India Review 2, no. 2 (2003): 35-68. DOI: 10.1080/14736480412331307022
31. Kubálková, Vendulka, Nicholas Onuf, and Paul Kowert, eds. International Relations in a Constructed World. Armonk: M.E. Sharpe, 1998.
32. Le, Hong Hiep. “Introduction. The Making of Vietnam’s Foreign Policy under D oi Moi”. In Vietnam’s Foreign Policy under D oi Moi, edited by Le, Hong Hiep, and Anton Tsvetov. Singapore: ISEAS - Yusof Ishak Institute, 2018.
33. Markey, Daniel S. “Developing India’s Foreign Policy ‘Software’”. Asia Policy, no. 8 (2009): 73-96. DOI: 10.1353/asp.2009.0025
34. Masʼoed, Mohtar. Isu Dan Aktor Politik Luar Negeri. Gadjah Mada University Press, 2020. Masʼoed, Mohtar. Issues and Actors of Foreign Policy. Gadjah Mada University Press, 2020.
35. Mearsheimer, John J. “The False Promise of International Institutions”. International Security 19, no. 3 (1994-1995): 5-49. DOI: 10.2307/2539078 EDN: HIFWCZ
36. Miller, Manjari C. “The Un-Argumentative Indian?: Ideas About the Rise of India and Their Interaction With Domestic Structures”. India Review 13, no. 1 (2014): 1-14. DOI: 10.1080/14736489.2014.873670
37. Neher, Clark D. Southeast Asia in the New International Era. Boulder, CO: Westview Press, 2013.
38. Snyder, Scott A. South Korea at the Crossroads: Autonomy and Alliance in an Era of Rival Powers. New York: Columbia University Press, 2018.
39. Sukma, Rizal. Islam in Indonesian Foreign Policy: Domestic Weakness and the Dilemma of Dual Identity. London: Routledge, 2003.
40. Walt, Stephen M. “Alliance Formation and the Balance of World Power”. International Security 9, no. 4 (1985): 3-43.
41. Waltz, Kenneth N. Theory of International Politics. Reading, MA: Addison-Wesley, 1979. Yates, Robert. Understanding ASEAN’s role in Asia-Pacific Order. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2020.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Стремительная трансформация системы международных отношений открывает новые горизонты не только для великих, но и для «средних» держав. В соответствии с определением, введенным в научный оборот канадским исследователем Дж. Холмсом, такие страны, как правило, обладают экономической важностью и стратегически выгодным географическим положением, а в сотрудничестве с ними заинтересованы великие державы1. Современная ситуация позволяет державам среднего уровня расширять географию своего влияния, увеличивать вес на мировой арене2.
Статья посвящена вопросам подготовки студентов-международников в Республике Беларусь. В ней анализируется процесс подготовки будущих дипломатов, отражаются особенности языковой подготовки, дается представление об истории обучения и описываются основные направления сотрудничества между белорусскими университетами и Министерством иностранных дел Республики Беларусь. Подготовка дипломатов характеризуется междисциплинарностью, использованием передовых технологий и высокой степенью мотивации к непрерывному обучению. Современные программы подготовки специалистов по международным отношениям включают в себя не только традиционные дисциплины, но и практические навыки и инструменты (в том числе soft skills), которые позволяют им эффективно справляться с разнообразными вызовами, стоящими перед международным сообществом. В условиях глобализации и цифровизации важным аспектом подготовки дипломатов остаются фундаментальные знания. С начала 1990-х гг. в Беларуси активно формируется собственная система подготовки дипломатических кадров с опорой на профильные университеты и особой ролью централизованной системы отбора и языковой переподготовки специалистов-международников.
Основываясь на истории становления и развития дипломатической службы Казахской ССР и Республики Казахстан, авторы анализируют процесс подготовки специалистов в области международных отношений. На первоначальном этапе такая подготовка полностью подчинялась логике и актуальности задач, которые в 1940-х гг. решала советская дипломатическая служба на международной арене. По мере изменения ситуации в мире и появления новых тенденций во внутриполитическом развитии Советского Союза отношение к подготовке национальных кадров в области дипломатии, в т. ч. для МИД Казахской ССР, изменилось. После обретения независимости Республика Казахстан, исходя из принципа многовекторности внешней политики, начала сложный процесс самостоятельной подготовки специалистов в области международных отношений, опираясь на традиции российской / советской школы дипломатии. В современных же условиях стремительно меняющегося баланса сил на международной арене, крушения однополярного мира Республика Казахстан стоит перед новыми проблемами, требующими своего решения. Авторы приходят к выводу о необходимости внесения некоторых коррективов в систему профессиональной подготовки дипломатических кадров, которым предстоит в дальнейшем защищать интересы Республики Казахстан, стремящейся к продвижению своих позиций на международной арене уже в статусе «среднего» государства, сознающего свою ответственность за формирование новых правил игры в будущей системе международных отношений.
С момента обретения независимости в 1991 г. перед Арменией стоит непростая задача создания профессиональной дипломатической службы, что связано с необходимостью укрепления государственности и с потребностью ориентироваться на геополитической арене. В настоящем исследовании рассматривается эволюция внешнеполитического ведомства Армении с особым вниманием к таким важнейшим вехам, как принятие Закона о дипломатической службе в 2001 г. и создание Дипломатической школы Армении в 2009 году. С помощью анализа количественных данных и применения качественных методов, включая изучение первоисточников и интервью с бывшими дипломатами и учеными, предпринимается попытка ответить на вопрос о том, какова роль институтов, политических лидеров и внешних факторов в формировании дипломатической службы страны. Анализ показал, что особый вклад в ее первоначальное становление внесли бюрократические структуры советского периода, армянская диаспора и выпускники специализированных академических программ. В дальнейшем сменявшие друг друга правительства стремились к большей профессионализации службы посредством институциональных реформ. Тем не менее, Министерство иностранных дел зачастую сталкивалось с такими проблемами, как централизация и политизация процесса принятия решений. Последние события, произошедшие при «революционном» правительстве Никола Пашиняна, свидетельствуют об эрозии институциональных практик, включая ослабление роли Дипломатической школы и превалирование критерия политической лояльности над принципом меритократии при распределении должностей. В настоящем исследовании анализируются взаимосвязи между институциональным развитием, бюрократической политикой и суверенитетом в дипломатии Армении. Таким образом, работа вносит вклад в понимание процессов государственного строительства в постсоветских государствах. В статье делается вывод о том, что, хотя Армения добилась значительного прогресса в институционализации дипломатической службы, для сохранения этих достижений необходимо нивелировать актуальные тенденции, которые подрывают ее эффективность.
Статья посвящена трансформации правящей элиты и официальной оппозиции Соединенного Королевства (2015-2022) и ее взаимосвязи с дипломатической практикой Британии. В обозначенный период британская политическая система столкнулась с множеством различных вызовов, включая референдум о членстве страны в ЕС, последовавший сложный переговорный процесс об условиях выхода из интеграционного объединения, различные внутрипартийные расколы по ключевым вопросам британской политической жизни и иные. Все это не только обусловило частичное обновление британской политической элиты, но и определило ее дипломатическую повестку. Помимо этого, в работе проанализировано влияние обозначенных событий на структуру и динамику властных отношений, а также на стратегические приоритеты и идеологические установки как правящей элиты Британии, так и ее оппозиции. В статье рассмотрены изменения таких ключевых характеристик элиты, как половозрастной состав, этническое происхождение, уровень образования политиков, а также дана оценка новым тенденциям в их политических взглядах и поведении. Внимание также уделено последствиям трансформации элиты для британской политической системы и дипломатии.
Статья посвящена особенностям подготовки дипломатов в государствах Запада в контексте трансформации их внешнеполитических подходов. В качестве примеров, выбраны США, Британия, Франция, Германия, Венгрия и Польша, сгруппированные по принципу диад. Сравнительный анализ осуществлялся по следующим критериям: наличие профильного учреждения дипломатической подготовки; перечень специальностей в области международных отношений; рабочий язык МИД; количество и качество преподавания иностранных языков в соответствующих учебных заведениях; прием иностранцев на работу во внешнеполитическое ведомство; преподавание истории международных отношений, а также наличие собственных учебников, отражающих национальный подход; возможность пройти профессиональную переподготовку. Теоретической основой исследования является концепция элитизма. Целесообразность ее выбора определяется противоречием между дискурсом о меритократии и равенстве возможностей, с одной стороны, и традиционной закрытостью дипломатического сообщества в западных странах, с другой. Результатом данной тенденции является расширение влияния элит на формирование внешней политики при игнорировании интересов рядовых граждан. В ходе исследования авторы подтвердили тезис, что подготовка дипломатов в данных государствах ориентирована на создание сообщества квалифицированных бюрократов из привилегированных слоев общества. Универсализация образовательной модели, наряду с практикой политических назначений, способствует смягчению критериев профессиональной подготовки дипломатов. В то же время развитие дипломатических академий в западных странах свидетельствует о возрастающем влиянии элит на формирование внешнеполитической ориентации государства. Система специализированных учебных заведений для дипломатов выполняет двойную функцию: с одной стороны, она служит основой для профессиональной подготовки, а с другой - воронкой, отсеивающей кандидатов, которые не соответствуют профессиональным требованиям. Данное обстоятельство усиливает закрытость дипломатического сообщества при дефиците стимулов к углублению профессиональной подготовки.
В статье изучается взаимосвязь между степенью суверенности национальных школ подготовки дипломатических кадров в странах Глобального юга и проактивностью внешней политики этих государств в рамках региональных подсистем международных отношений. Актуальность исследования обусловлена усиливающимся влиянием незападных стран в мире и повышением их значимости во внешнеполитической стратегии России. В качестве объекта исследования были выбраны государства, стремящиеся проводить наиболее активную политику: на Ближнем Востоке и в Северной Африке - Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция, в Африке южнее Сахары - Нигерия, Эфиопия и ЮАР, в Латинской Америке - Бразилия, Куба и Мексика. Основу методологического инструментария составляет кроссрегиональный анализ, предусматривающий сравнение специфики подготовки дипломатов в отдельных странах и регионах мира, а также биографический метод, позволяющий отследить карьерные треки ведущих представителей внешнеполитических ведомств. Теоретическую основу исследования составляют отдельные постструктуралистские, постколониальные, неомарксистские и посткритические работы, посвященные суверенитету в периферийных и полупериферийных странах. Отдельно проанализированы подходы к определению значимости дипломатии как института и концептуализации взаимосвязи между дипломатическими практиками государств и их ролью в региональных подсистемах международных отношений. Результаты исследования частично подтвердили гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем суверенности (развитости) национальных школ подготовки дипломатов и степенью суверенности внешнеполитического курса этих стран. При этом суверенность и развитость дипломатической школы не всегда эквивалентны: последнее качество в большей степени способствует укреплению позиций страны в регионе.
Эта публикация - запись беседы в редакции журнала «Международная аналитика» об особенностях формирования кадрового корпуса дипломатической службы различных государств, обусловленных историческими традициями формирования государственной службы в целом; о подготовке дипломатов в России в прошлом и настоящем и о требованиях, предъявляемых к молодым дипломатам. Среди наиболее важных требований: учиться формулировать аналитические тексты, приобщаться к составлению дипломатических документов; умение говорить, вести публичную полемику на английском языке и на языке страны пребывания; постоянно расширять культурный кругозор, быть интересным собеседником; соблюдать бытовые и поведенческие ограничения, которые накладывает дипломатическая служба; исходить из отсутствия в дипломатии мелочей. В беседе также проанализирована главная проблема дипломатического образования в МГИМО - необходимость поддержания университетского уровня образования при расходе существенной части учебного времени на лингвистическую подготовку.
Интервью с Анатолием Васильевичем Торкуновым, ректором МГИМО МИД России.
На первый взгляд трудно найти темы менее исследованные, чем вопросы истории и теории дипломатии. Конгрессы и конференции, переговоры, соглашения, системы международных отношений, традиции национальных дипломатических служб. Все эти сюжеты широко представлены как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе1. Антонен Дебидур (1847–1917), известный французский историк европейской дипломатии XIX столетия, в свое время посетовал на то, что для полноты исследования избранной им темы, всего ее «многообразного и сложного развития» потребовалась бы целая жизнь и объем, явно превосходящий два тома2. При этом важно помнить и о том, что масштабные заключения о достижениях и просчетах наших современников без знакомства с первоисточниками, зачастую остающимися вне доступа для широкого круга исследователей, представляют собой довольно сложную задачу.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/