Статья: О РАЗВИТИИ ЯЗЫКА В ЭПОХУ ЭКРАННОЙ ЗАВИСИМОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКИХ НЕОЛОГИЗМОВ) (2024)

Читать онлайн

Данная статья представляет собой результаты исследования неологизмов лексико-семантического поля “Screen addiction” (Экранная зависимость). Цель исследования - описание путей появления и способов образования неологизмов экранной зависимости в современном английском языке, опираясь на когнитивно-дискурсивный подход. Основными методами исследования являлись анализ словарных статей, компонентный анализ, дискурс анализ и методы количественного анализа. Материалом для данного исследования послужили лексикографические источники и онлайн публикации (пресса, блоги и т. п.) (31 неологизм). Анализ семантической структуры лексической единицы Screen в диахронической перспективе позволяет утверждать, что она является подвижным образованием: происходящие в обществе изменения отражаются на её структуре, появляются новые лексико-семантические варианты данной единицы, а также изменяется их иерархия. В настоящее время наиболее употребительными в семантической структуре лексической единицы “screen” являются два лексико-семантических варианта: “display on a computer monitor” (дисплей на мониторе компьютера) и “the monitor itself ” (сам монитор). Неологизмы лексико-семантического поля “Screen addiction” были классифицированы по структурному и смысловому параметрам. По структурному параметру они образуют две группы в зависимости от наличия/отсутствия элемента “screen” в составе неологизмов. По смысловому параметру (какие сферы нашей жизни оказались под влиянием экранной зависимости и получили отражение в неологизмах) неологизмы были классифицированы на шесть подгрупп: а) эпоха, в которой мы живём; б) наименование людей, живущих в эту эпоху; в) время, проведённое у экрана; г) экранная зависимость и пути её решения; д) болезни и нарушения, вызванные пребыванием у экрана; и е) манера поведения. Для обоих структурных типов неологизмов (с/без элемента “screen”) характерна лидирующая роль лексико-семантической группы «экранная зависимость и пути её решения» (61 % неологизмов), что может свидетельствовать об актуальности проблемы чрезмерного использования гаджетов. Неологизмы лексико-семантической группы “Screen addiction” образуются при помощи словосложения (81% лексических единиц), блендинга (16%) и суффиксации (3%). Возможно предположить, что суффиксация является непродуктивной, так как не даёт такого проявления лингвокреативности в интернет-пространстве, как словосложение и блендинг.

The given article is the summary of the research into neologisms of the lexico-semantic field Screen Addiction, the aim of which is to describe ways and means of the formation of screen addiction neologisms in modern English following the tenets of the cognitive-discursive approach. The methods used in data analysis are the definition method, the componential and the discourse analysis, and quantitative methods. The data under study (31 neologisms) were collected from dictionaries and online sources (newspapers, blogs, etc.) by hand search. The analysis of the semantic structure of the language unit “screen” in diachronic perspective led us to the conclusion that this language unit is flexible as all ongoing social changes tend to be accompanied by the expansion of the lexico-semantic variants of “screen” and by the change of their hierarchical structure. At present the most active variants of “screen” are “display on a computer monitor” and “the monitor itself ”. The neologisms of the lexico-semantic field Screen Addiction were classified by structural and semantic parameters. By their structure, they fall into two groups - neologisms with and without the “screen” component. By the semantic parameter we mean those spheres of our life, which have been influenced by screen addiction and have found their reflection in neologisms. According to the semantic parameter, neologisms fall into several groups: а) time/epoch we live in; b) people living in these times; c) time spent in front of the screen; d) screen addiction and ways of tackling it; e) diseases and other dysfunctions caused by screen addiction; and f) behaviour and manners. Group d) (screen addiction and ways of solving this issue) takes the lead (61 % of neologisms) which can indicate that this very aspect is people’s utmost concern at present. In terms of word building, compound words prevail (81% neologisms), whereas neologisms built by blending are only 16%, and by suffixation - 3%. It can be assumed that suffixation is less productive than compounding and blending since it does not let the speaker manifest his linguistic creativity in Internet communication.

Ключевые фразы: неологизмы, МЕТАФОРА, лексико-семантическое поле, экранная зависимость, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, блендинг, суффиксация, современные технологии
Автор (ы): Николаенко Елена Михайловна
Соавтор (ы): Шевелева Ирина Александровна
Журнал: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Для цитирования:
НИКОЛАЕНКО Е. М., ШЕВЕЛЕВА И. А. О РАЗВИТИИ ЯЗЫКА В ЭПОХУ ЭКРАННОЙ ЗАВИСИМОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКИХ НЕОЛОГИЗМОВ) // ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО. 2024. Т. 10 № 2
Текстовый фрагмент статьи