Статья: Определение специальных образовательных условий обучения предметам естественно-научного цикла школьников с расстройствами аутистического спектра на уровне основного общего образования (2024)

Читать онлайн

Введение. В статье приводятся обоснования необходимости создания специальных образовательных условий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в процессе освоения предметов естественно-научного цикла, в частности – физики, в основной школе. На основании анализа научных публикаций рассматриваются психосоциальные особенности и особые образовательные потребности данной категории учащихся на уровне основного общего образования. Определяются специальные условия проведения учебных занятий и практических работ по физике, а также условия проведения оценочных процедур при реализации федеральной рабочей программы основного общего образования «Физика» для обучающихся с РАС.

Материалы и методы. Основой исследования является системно-деятельностный подход, на котором базируется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности – школьников с РАС. Материалами исследования стали научные публикации, в которых отражены особенности психосоциального развития и особые образовательные потребности детей с РАС, обучающихся в основной школе. Исследовательским методом послужил анализ научных публикаций и нормативных документов, в частности – адаптированной образовательной программы основного общего образования для данной категории учащихся. Результаты анализа научных публикаций были обобщены и структурированы по нескольким направлениям, что позволило формализовать и последовательно представить специальные образовательные условия изучения естественно-научных предметов для школьников с РАС на уровне основного общего образования.

Результаты исследования. На основании анализа особенностей психосоциального развития и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС на уровне основного общего образования определены и обоснованы специальные условия проведения учебных занятий и практических работ с данной категорией учащихся в основной школе на уроках физики. Описание специальных образовательных условий структурировано по следующим разделам: пространственно-временные условия, материально-технические, учебно-дидактические, психолого-педагогические и кадровые. В такой же систематике описаны специальные условия проведения оценочных процедур при реализации федеральной рабочей программы основного общего образования «Физика» для обучающихся с РАС.

Обсуждение и заключения. В статье обоснована необходимость создания специальных образовательных условий при изучении предметов естественно-научного цикла, в частности – физики, в основной школе для учащихся с РАС даже в том случае, если они обладают парциальной одаренностью в области естественных наук. Специальные образовательные условия описаны и систематизированы по нескольким разделам, что будет содействовать их реализации в практической деятельности педагогов – преподавателей физики. Обсуждается перспектива исследования, связанная с апробацией выявленного комплекса специальных образовательных условий и экспертной оценкой практиков – учителей физики, работающих в условиях инклюзии в основной школе.

Ключевые фразы: расстройства аутистического спектра, специальные образовательные условия, уровень основного общего образования, предметы естественно-научного цикла, особенности психосоциального развития, парциальная одаренность, особые образовательные потребности
Автор (ы): Либлинг Мария Михайловна, Артемьева Дарья Евгеньевна
Журнал: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
376.4. Воспитание и обучение психически неполноценных лиц
Префикс DOI
10.26795/2307-1281-2024-12-4-10
Для цитирования:
ЛИБЛИНГ М. М., АРТЕМЬЕВА Д. Е. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2024. ТОМ 12, № 4
Текстовый фрагмент статьи