Архив статей журнала
Введение. Проблема исследования: внутренние ориентиры, связанные с ценностносмысловыми основами как самой педагогической деятельности, так и вузовской подготовки к ней, недостаточно актуализированы. Цель исследования заключается в обосновании необходимости реализации ценностно-смыслового подхода в профессиональной подготовке будущих педагогов и определении ценностно-смысловых ориентиров студентов педагогического вуза.
Материал и методы. Использованы методы качественного исследования: теоретические (анализ монографий и научных статей в проблематике, связанной с педагогической деятельностью, педагогическим образованием и профессиональной подготовкой педагога), эмпирические: анализ сочинений студентов ТГПУ на тему «Моя педагогическая история» с целью выявления ценностно-смысловых аспектов деятельности педагога, а также личностных смыслов и отношения к профессии студентов.
Результаты исследования. Антропологический и гуманитарный контексты развития образования актуализируют внимание к ценностно-смысловой подготовке учителя и поиску им собственного смысла педагогической деятельности. Идея организации разных моделей совместной деятельности в вузе может лечь в основу смыслообразующей педагогической активности. Обнаружено три смысловых акцента в свободных текстах студентов, выражающих их отношение к профессии педагога и влияющих на самоопределение: нейтральное отношение (избыточность личностных смыслов), неосознанное или несформированное отношение (неоформленные смыслы), осознанное позитивное отношение (смыслопорождение, оформление личностной позиции).
Обсуждение и заключения. В контексте педагогики совместной деятельности выделены разные пути образования целей и способов организации профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе. Именно данный контекст обогащает ценностно-смысловую сферу будущего учителя и позволяет двигаться от восприятия ученика как объекта педагогических воздействий к видению его как соисполнителя, затем как значимого и влиятельного участника деятельности. Профессиональная подготовка учителя в вузе должна быть организована так, чтобы будущий педагог научился ценить не только ребенка и взаимодействие с ним, но и свою личность и то, как она профессионально развивается.