Цель настоящего исследования – раскрыть художественное своеобразие и острый социальный смысл творчества современного пакистанского писателя британского происхождения Х. М. Накви (род. 1973). Х. М. Накви написал два романа. Его пер вое произведение «Домашний мальчик» (2009) рассказывает о социокультурной дилемме, с которой сталкивается мусульманин Чак, о том, что американское общество воспринимает его как неполноценного человека после терактов 11 сентября. В статье показано, как в американском обществе подвергаются преследованию и дискриминации представители мусульманских меньшинств. Вопрос об угнетении мусульман в романе является центральным. Америка в целом представлена как общество насилия. Использование социологического метода, а также работ феминистского социального философа Айрис Мэрион Янг позволило представить в исследовании картину тотального насилия в романе по отношению к мусульманским меньшинствам. В заключение предложен вы вод о том, что роман писателя является ярким острым социальным произведением, в котором на примере главного героя Чака раскрыты методы и инструменты расового насилия и способы противостояния ему, а американское общество представлено как система тотального насилия.
The contemporary British-born Pakistani author H. M. Naqvi (b. 1973) has written two novels. His first novel, Home Boy (2009), narrates the socio-cultural dilemma of the Muslim character Chuck and how the American society scents him as a lower individual in post9/11 attacks. This study focuses on the oppression of Muslim minority characters in American society, as I assume that America is reflective of the violent society, which is an essential problem to the oppression of Muslims in the selected novel. Using textual analysis methodology, I examine the depictions of Muslim minority characters by applying the concept of violence and its related critical insights of oppression by the American socio-feminist philosopher, Iris Marion Young. The objective of this study, thus, is to examine the author’s depictions of the American society as the violent society that oppresses the Muslim minority characters in the selected novel. The findings lie in demonstrating the Muslim characters’ oppressed state as a signifying factor of their vulnerable position amidst the violent American society.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Литература
В начале 20-го века, а именно 11 сентября 2001 года, четыре Американские пассажирские самолеты были захвачены террористами смертников, который разбился их в трех ярких местах в Америке, более 2000 человек погибли.
At the beginning of the 20th century, precisely on September 11, 2001, four American passenger planes were hijacked by suicide terrorists who crashed them into three vivid areas in America, leaving more than 2000 people dead.
Список литературы
1. Abdelsalam, H.M. (2023). The immigrant experience in Yussef El Guindi’s Pilgrims Musa and Sheri in the New World. Egyptian Journal of Linguistics and Translation, 11(1), 193-217. DOI: 10.21608/ejlt.2023.215327.1037 EDN: EBMOOV
2. Arslan, M., & Yasin, S. (2021). Post-9/11 resurgence of Muslim identity through the eyes of Mohsin Hamid’s The Reluctant Fundamentalist. Pakistan Journal of Multidisciplinary Research, 2(1), 137-152.
3. Aziz, S.K., & Nadeem, F. (2024). H.M. Naqvi’s Home Boy: A socio-cultural conflict analysis in the context of disruption and multiculturalism. Pakistan Journal of Humanities & Social Sciences, 12(1), 474-490. DOI: 10.52131/pjhss.2024.v12i1.1811 EDN: RJMPKW
4. Bashir, M., Aurangzeb, S., & Bibi, A. (2022). Traumatic elements of oppressed black American: Micro-aggression in Colson Whitehead’s The Nickel Boys. PAL Arch’s Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology, 19(3), 707-717.
5. Bujupaj, I. (2016). Parents and daughters in two novels by Arab American authors: “Khalas, Let Her Go”. Anafora-časopis za znanost o književnosti, 3(2), 185-209.
6. Egya, S.E. (2020). Nature, environment, and activism in Nigerian literature (1st Ed.). Routledge.
7. Fakhrulddin, S.R.N. (2024). From the oppression of patriarchy and inferiority to freedom: The reconstruction of Muslim women’s selfhood in Brick Lane by Monica Ali. International Journal of Linguistics, Literature and Translation, 7(8), 29-32. DOI: 10.32996/IJLLT.2024.7.8.4 EDN: ZPWZDP
8. Fakhrulddin, S.R.N., & Bahar, I.B. (2022). Social oppression and American cultural imperialism: The crisis of the Muslim minority groups’ identity in Terrorist by John Updike. International Journal of Applied Linguistics and English Literature, 11(1), 1-10. DOI: 10.7575/aiac.ijalel.v.11n.1p.1 EDN: UEDRDO
9. Fakhrulddin, S.R.N., Bahar, I.B., Zainal, Z.I., & Awang, M.E. (2023). Unearthing the social oppression of Muslim identity under American imperialism in The Submission by Amy Waldman. International Journal of Arabic-English Studies, 23(1), 361-376. DOI: 10.33806/ijaes2000.23.1.19 EDN: PJHFPS
10. Hai, A. (2022). H.M. Naqvi’s Home Boy as a response to post-9/11 Islamophobia and as implicit critique of Mohsin Hamid’s The Reluctant Fundamentalist. Ariel: A Review of International English Literature, 53(3), 113-147. DOI: 10.1353/ari.2022.0028
11. Haider, A.S., Al-Salman, S., & Al-Abbas, L.S. (2021). Courtroom strong remarks: A case study of the impact statements from survivors and victims’ families of the Christchurch Mosque Attacks. International Journal for the Semiotics of Law - Revue internationale de Sémiotique juridique, 35, 735-770. DOI: 10.1007/s11196-021-09872-4
12. Hauso, A.R. (2020). Muslim Otherness in Post-9/11 novels: A postcolonial outlook on the fictional representation of Muslim Otherness in post 9/11 novels [Master’s Thesis]. University of Agder. https://uia.brage.unit.no/uiaxmlui/handle/11250/2681317.
13. Imtiaz, U., Azam, Sh., & Mudasser, S. (2022). Clash of civilisations in post 9/11 world: Portrayal of Muslim and non-Muslim characters in Falling Man. Journal of Positive School Psychology, 6(9), 896-910.
14. Jardina, A., & Stephens-Dougan, L. (2021). The electoral consequences of anti-Muslim prejudice. Electoral Studies, 72(3), 102364. DOI: 10.1016/j.electstud.2021.102364 EDN: EFZBTR
15. Khalid, A., Rehman, F.U., Saddique, Z., Ruqaiya, U., & Ilyas, M.Z. (2023). Relinking structural violence: Social discrimination in Mohsin Hamid’s The Reluctant Fundamentalist. Journal of Survey in Fisheries Sciences, 10(2S), 3250-3263.
16. King, S. (2020). Make change: How to fight injustice, dismantle systemic oppression, and own our future. Houghton Mifflin.
17. Kuortti, J., & Ruokkeinen, S. (Eds.). (2020). Movement and change in literature, language, and society. Academia.
18. Majaj, L.S. (2008). Arab-American literature: Origins and developments. American Studies Journal, 52(2). http://www.asjournal.org/52-2008/arab-american-literature-origins-and- developments/#.
19. Manikome, M., Rombepajung, P.A., & Lolowang, I.S. (2021). Violence against African-American slaves as seen in Solomon Nothup’s Twelve Years a Slave. SoCul: International Journal of Research in Social Cultural Issues, 1(6), 363-373. DOI: 10.53682/soculijrccsscli.v1i6.4336
20. Naqvi, H.M. (2010). Home Boy. Harper Collins Publishers.
21. Nisa, A.A. (2023). Oppression experiences by female characters in Susan Abulhawa’s The Blue Between Sky and Water novel (2015) [Bachelor’s Thesis]. UIN Syarif Hidayatullah Jakarta. https://repository.uinjkt.ac.id/dspace/handle/123456789/78770.
22. Pathan, I., & Ahmed, H. (2019). Alienation and Othering in post 9/11 American society: A Study of HM Naqvi’s Home Boy. SSRN, 1-7. DOI: 10.2139/ssrn.4038644
23. Peek, L. (2011). Behind the backlash: Muslim Americans after 9/11. Temple University Press.
24. Rashid, A., Jabeen, S., & Shahbaz, S. (2020). Re-writing Muslim identity and self against Western discourse of terrorism in Naqvi’s Home Boy. Sir Syed Journal of Education & Social Research (SJESR), 3(2), 68-75. DOI: 10.36902/sjesr-vol3-iss2-2020(68-75) EDN: MOKWYZ
25. Samaie, M., & Malmir, B. (2017). US news media portrayal of Islam and Muslims: A corpus-assisted critical discourse analysis. Educational Philosophy and Theory, 49(14), 1-16. DOI: 10.1080/00131857.2017.1281789
26. Shah, A.M., & Sheeraz, M. (2022). Resisting neoliberalism: A study of HM Naqvi’s Home Boy. Pakistan Journal of Social Research, 4(2), 683-693. EDN: AOPEVC
27. Strmic-Pawl, H. (2020). Understanding racism: Theories of oppression and discrimination (1st ed.). SAGE Publications.
28. Ullah, I., Ahmad, S., Qazi, M.H., & Rehman, H.J. (2021). Essentialist borderlands, monolithic Othering and migrated locales: Analysis of HM Naqvi’s Home Boy. Pakistan Journal of Society, Education & Language, 7(2), 22-35.
29. Umeh, D.N. (2024). Patriarchy and oppression: A study of Chinua Achebe’s Things Fall Apart and Buchi Emecheta’s Second Class Citizen. Nigerian Journal of Arts and Humanities (NJAH), 4(1).
30. Wolfson, R. (2023). (Mis)Reading in the age of terror: Promoting racial literacy through counter-colonial narrative resistance in the post-9/11 Muslim novel. College Literature: A Journal of Critical Literary Studies, 50(2-3), 237-267.
31. Young, I.M. (1990). Justice and the politics of difference. Princeton University Press.
32. Zaib, A. (2023). Marginality as a site of resistance: Disrupting and challenging the status quo in H.M. Naqvi’s Home Boy. Euroasian Journal of English Language & Literature, 5(2), 50-75.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В Индии медиа – это не просто источник информации, а часть культурной ткани, соединяющая традиционные формы повествования с цифровыми технологиями. Как устроена медиасреда крупнейшей демократии? Почему индийская диаспора в России становится медиасубъектом? При чем тут уличный театр и метавселенная? Об этом – в разговоре с медиапрактиком и инициатором проекта Varta Patrika Девадатханом Наиром.
В современную цифровую эпоху кинематограф играет важнейшую роль в отображении экологических связей между человеком и природой. Захватническая логи ка капитализма в период господства человека над природой и постоянное сопротивление местных сообществ бесконтрольной эксплуатации природных ресурсов обусловливают необходимость изучения изменений метаболического разрыва между человеком и природой. Данное исследование фокусируется на анализе индийского фильма «Шерни» (2021) с целью выявления значения кинематографа в установлении коммуникаций между человеком, обществом и окружающей средой. Отступая от типичных стереотипов индийских фильмов, лента отображает актуальные проблемы, связанные с человеком и природой, метаболическим разрывом, противостоянием местных сообществ эксплуатации лесных ресурсов. В статье обосновывается необходимость изучения этих изменяющихся разрывов в контексте экологической коммуникации. Используя марксистскую концепцию метаболического разрыва и контент-анализ, авторы исследуют, как фильм отражает сложности взаимоотношений человека и окружающей среды, нарушенных эксплуатацией лесов и животных (браконьерство тигриц), а также переселением местных жителей ради выгоды капиталистов. Результаты анализа определяют необходимость использования экологической коммуникации и фильма как ее инструмента для распространения ин формации и формирования в обществе коммуникативных практик, связанных с окружающей средой.
Внедрение социальных сетей в повседневную жизнь «цифровых аборигенов» – сложное социально-технологическое явление, имеющее глубокие последствия для социальной сплоченности, психосоциального развития и психического здоровья. Учитывая разнообразие социальной структуры Индии, понимание этой динамики имеет решающее значение для стабильности общества и культурной преемственности. В настоящем исследовании используется количественная методология для выяснения взаимосвязей между моделями вовлеченности в социальные сети и социальной изоляцией среди молодежи в Дели. Результаты анализа демонстрируют положительные корреляции: социальная изоляция демонстрирует сильную связь с частотой использования социальных сетей, ощущаемой цифровой социальной поддержкой и зависимостью от платформ социальных сетей. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что повышенная вовлеченность в социальные сети, особенно среди индийских пользователей цифровых технологий, коррелирует с ослаблением коммуникаций в реальном мире, усилением субъективного чувства одиночества и социальной фрагментации. Учитывая неоднородность социальной структуры Индии, эти возникающие модели социальной дезинтеграции, вызванной цифровыми технологиями, требуют вмешательства с учетом культурных особенностей. Рекомендации включают поощрение сбалансированного цифрового потребления с помощью программ цифровой грамотности, укрепление социальных компетенций и поощрение инициатив по вовлечению местных сообществ, направленных на смягчение социальной изоляции и обеспечение сплоченности, необходимой для стабильности и культурной устойчивости Индии.
Представлены результаты исследования поведения глобальной интернет аудитории по отношению к конфликту Индии и Пакистана. Впервые в научных исследованиях медиагеографический подход применяется к анализу данной темы. Задача – выявить смысловые морфоскульптуры, связанные с отношениями Индии и Пакистана, определить их место на глобальном ментальном ландшафте, – решалась при помощи медиагеографического инструментария. Методология базировалась на теории рангового анализа. Хронологические рамки исследования охватывают период с 2004 по май 2025 г. Результаты анализа Big Data, извлеченных при помощи сервиса Google Trends, показали, что смысловой морфоскульптурой, связанной с индо-пакистанскими отношениями, в ментальных ландшафтах целого ряда стран Южной Азии стал кашмирский конфликт. Выявлены корреляции между медийным пространством конфликта, опосредованным мировыми средствами массовой информации, ментальным пространством, проявленным в запросах интернет-пользователей разных стран мира. Результаты анализа динамики реакций интернет-аудиторий на конфликтные процессы могут стать основой для прогнозирования поведения населения в условиях их обострения и моделирования решений.
В Индии сформирована сложная модель политических коммуникаций в периоды правления популярных государственных деятелей, при этом образованы много аспектные политические дискурсы и нарративы о национализме, секуляризме, кастах и классах. Цифровизация и медиатизация политических текстов различного формата создали условия для сравнения двух разделенных временем эпох: Джавахарлала Неру (1947–1964) и Нарендры Моди (2014 – настоящее время). Анализируя контент, исследование очерчивает контуры политических коммуникаций в Индии, в качестве эмпирики используются исторические речи и тексты двух лидеров, архивные данные (записи, сочи нения), газетные статьи и телевизионные передачи. Автор заключает, что для Неру и Моди средства массовой информации имели и имеют определяющее значение. Неру полагался на традиционные медиа и использовал публичное пространство для обращения к массам по фундаментальным для страны вопросам. В коммуникационных стратегиях Моди доминируют новые медиа: социальные сети, новостные онлайн-каналы; фокус – на индивидуальной и медийно ориентированной коммуникации, что продуцирует соответствующую политическую риторику.
Исследуется процесс медийного переосмысления наследия Махатмы Ганди в индийской рекламе XX–XXI вв. На материале 37 кейсов демонстрируется, как трансверсальные ценности философа (ахимса, сварадж) замещаются коммерческими нарративами, что приводит к редукции его идей до утилитарных лозунгов. В итоге иконография Ганди в популярной культуре превращает философа в бренд, обслуживающий интересы потребительского общества, рекламные практики нивелируют его политическую философию, акцентируя поверхностные символы (одежда, очки) в контексте гетерономных предпочтений. В современном цифровом мире трансверсальные ценности Ганди находятся под угрозой. Этот процесс отражает глобальный тренд коммодификации исторических фигур, где глубина подменяется сомнительной полезностью. Методологическая основа включает визуальный анализ рекламных образов и дискурс-анализ их взаимодействия с оригинальными текстами Ганди, его мировоззрением, образом праведника, наставника-мудреца. Исследование вносит вклад в дискуссию о конфликте между культурной памятью и логикой медиарынков.
Цель - репрезентация идеи дробности восприятия собственного «я» в границах поэтического текста на примере сращения мистического, реального и условно игрового пространства в стихотворениях О. Паса и Г. Малиева. Научная новизна заключается в выбранном аспекте изучения путей самоидентификации субъекта в поле модернисткого дискурса на примере мексиканской и осетинской литературы. Впервые в истории осетинских филологических изысканий произведение Малиева подвергается комплексному литературоведческому анализу в контексте межкультурных связей и влияний. В текстах Паса и Малиева эксплицируется теория о расслоении цельности понимания мира и человека в нем. У Паса цикличность временной петли и разделение лирического «я» отражает как актуальные приемы модернизма - сюрреалистические игры с подсознанием и творческими техниками, так и идею извечного поиска идеального, потерянного времени, гармоничного и непреходящего «сейчас». У Малиева проблема идентичности проявляется в поиске себя, через попытку встречи с ускользающим гостем, суть которого в чем-то родном, близком и, одновременно, потустороннем и трансцендентном. Общность мировосприятия поэтов состоит в одинаковом выборе поэтического пространства (ночная, безлюдная улица) и в невозможности соприкоснуться с двойником, тенью, гостем как воплощением феномена уробороса, временной петли самоотторжения в мире закольцованного одиночества. В результате исследования представлено утверждение, что поиск самости в литературе начала ХХ в. уходит из трагической реальности в игровую, условную сферу, когда сама идея становится семантическим центром, а конечный результат не столь важен, как стремление к нему.
Рассматривается роль индийской литературы в решении социально-политических и экологических проблем на примере графического романа Сарнатха Банерджи «В Викаспури все спокойно». Исследуется, как используется повествовательная фантастика, чтобы выявить не только взаимосвязанные факторы, способствующие нехватке воды и разрушению среды обитания, но и ряд политических прогнозов. Роман ставит под сомнение важнейшие вопросы контроля рождаемости, экологической справедливости и экономической реструктуризации. Качественный литературный анализ показывает, как критикуются социально-политические структуры, подчеркивается необходимость срочных изменений для предотвращения экологической катастрофы и человеческих страданий. В результате можно сделать вывод, что Банерджи призывает задуматься о своей роли в сохранении окружающей среды, выйдя за рамки простого развлечения. Роман разрушает глобальные парадигмы, ставит под сомнение устоявшиеся социально-политические идеи, пропагандируя полную ответственность за жизнь на Земле, уважение экологических границ и стремление к социальной справедливости. Такие тексты, как «В Викаспури все спокойно», являются важными инструментами экологического образования и пропаганды, вдохновляющими читателей на создание и реализацию устойчивого общества, призывающими к более инклюзивному пониманию и принятию устойчивых решений во всех эколого-социальных связях.
Цель исследования - выявление специфических черт постмодернистского и метамодернистского дискурса в романе Д. Тартт «Тайная история», синтез которых позволяет характеризовать произведение как переходное явление, отражающее кризис базовых установок постмодернизма и становление художественной парадигмы метамодернизма. Научная новизна работы связана со смещением ракурса анализа текста с рассмотрения нравственной проблематики и жанрового своеобразия на включение романа в контекст фундаментальных изменений эпохи пост-постмодернизма. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что поэтика «Тайной истории» во многом определяется спецификой эстетики постмодернизма. Это выражается в мозаичности сознания рассказчика и отсутствии морально-этических императивов, активности интертекстуальных включений, формирующих смысловое поле романа, разрушении противопоставления между «элитарной» и «массовой» культурой. Во второй части выдвигается и доказывается тезис о том, что дебютный роман Д. Тартт обладает чертами, выходящими за рамки постмодернистской парадигмы, в нем обнаруживаются ключевые тенденции, присущие метамодернизму: обращение к травмирующему опыту прошлого, проблеме рефлексии и выражения искренних переживаний, стремление к созданию устойчивой социальной общности в противовес постмодернистской разрозненности.
Рассматриваются образные реализации одного из ключевых архетипов в поэтике М. Мокаева. Гора как форма материального мира являет собой архетип «верха», символизирует силу, связь с божественным началом. Путь духовного просветления сопряжен с мотивом преодоления трудностей и испытаний. Мифологические номинации выступают носителями ценностных ориентиров, соотносятся с мотивом вдохновения и творческого роста. В поэзии балкарского писателя наблюдается новая информация о символе, представленная в виде авторских ассоциаций, восходящих к прецедентным текстам. Доказывается, что художественная система М. Мокаева на глубинном уровне тесно связана с архаическими представлениями народа, культурно-историческим хронотопом. Соотнесенность пространственной семантики с мифологическим кодом обнаруживается в поэтическом тексте посредством локативных антитез (профанное/сакральное, свое/чужое). В результате выявлено, что архетипический символ «гора», с одной стороны, - это фрагмент индивидуальной картины мира, а с другой - он взаимодействует с универсальными для мировой литературы категориями и ценностными ориентациями. Мифологема горы - это не только отсылка к мифу как к тексту, но и к мифу как жанру, что создает предпосылку к мифологической ситуации («жизнь - восхождение»). Изучение идиостиля поэта сквозь призму понятия «архетип как мыслеформа» (по Ю. Лотману) позволяет глубже проникнуть в авторский замысел, целостно представить художественно-эстетическую систему писателя.
Михайлов известен в мировом литературном пространстве как поэт, прозаик, лауреат многих международных литературных премий. Романы-эссе В. Михайлова «Лермонтов», «Боратынский», «Заболоцкий» получили широкую известность и положительно оценены критикой в России, Германии и Казахстане.
Цель исследования - раскрыть, как в текстах биографического жанра прослеживается эволюция интереса главных героев от чтения к писательскому мастерству. В процессе становления главных героев как личностей, их литературного образования большую роль играют домашние библиотеки. Домашняя библиотека как концепт «знание» была непременной спутницей детских лет Н. Заболоцкого и В. Хлебникова, кумира русского поэта ХХ в. Любовь к устному слову, преданиям, сказкам переросла в любовь к книге. Человек глубокой мысли и глубокого чувства Н. Заболоцкий осознавал свое высокое признание, но называл его обыденным словом - профессия. Наряду с чтением жажду познания мира в будущем поэте пробудила природа, картины которой отразились во многих его стихотворениях. Подражая В. Маяковскому, А. Блоку, С. Есенину, Н. Заболоцкий с его феноменальной начитанностью находился более под влиянием В. Хлебникова. Новизна данной статьи заключается и в том, что авторы показали влияние русских символистов на творчество Н. Заболоцкого.
Рассматривается первое опубликованное стихотворение Бродского - «Баллада о маленьком буксире» - в связи с другими текстами поэта: «Стансами», «Стансами городу», «Стихами в апреле» и некоторыми другими. Во введении приводится история публикации «Баллады…»; в основной части предлагается развернутый анализ поэтики произведения. Отмечается, что жанровое определение «баллада» Бродский выносит в заглавие еще нескольких текстов: «Баллада о Лермонтове», «Меланхолическая баллада», «Стихи и баллада из письма Е. Рейну», «Баллада с посылкой». Источником большинства этих текстов становится «Марамзинское собрание» - первое, самиздатовское собрание сочинений Бродского, которое содержит не опубликованные до сих пор тексты поэта. Кроме того, «баллады» Бродского рассматриваются как часть процесса переосмысления и преодоления канонов жанра в поэзии XX в. Сопоставление «Баллады о маленьком буксире» со «взрослыми» стихотворениями поэта позволяет включить ее в круг метафизической и «автобиографической» поэзии Бродского. Анализ образа буксира в творчестве Бродского позволяет прийти к выводу, что буксир в художественном мире поэта - это индивидуальное, свободное, противящееся автоматизму восприятия жизни, романтическое и одновременно стоическое сознание, выбор которого - плыть «против течения».
Рассказ Е. И. Замятина «Встреча» практически не изучался исследователями как самостоятельное произведение. Вместе с тем он представляет значительный интерес в контексте рецепции кинематографа в литературе первой половины XX в. и в произведениях русского зарубежья первой волны эмиграции. В это время писатель, как и многие его современники, обращался к проблеме взаимодействия литературы и кино, пытался разгадать феномен киноискусства, а также работал над сценариями. В этой связи отражение темы кино в художественном творчестве писателя объяснимо и закономерно. В статье рассматривается место рассказа в рамках позднего периода творчества Замятина. Кроме того, долгое время недооцененной оставалась роль художественного пространства. В то же время анализ повествования в произведении был освещен в отдельных работах современных литературоведов, но основное внимание авторов было сосредоточено на заимствованных из кинематографа повествовательных приемах, указании на присутствие ненадежного рассказчика.
Цель - выявление особенностей художественного пространства и его связь с повествованием. Исследование опирается на описательно-функциональный, культурно-исторический и герменевтико-интерпретационный методы. Анализируется изображение пространства в соответствии со сложившимся образом кинематографа в Серебряном веке и установками писателя: отношением к киноискусству, мировоззрением, творческими принципами. Исследуется роль данной категории в организации повествования, очевидно их взаимодействие. Результаты показали, что образы и действия героев согласуются с окружающей их действительностью. Доказана связь между художественным пространством рассказа и особенностями повествования. В заключении делается вывод о возможном соотнесении характерных для XX в. образов кинематографа с общими мировоззренческими установками и творческими взглядами Замятина, их отображением в рассказе «Встреча» на разных уровнях.
Цель настоящего исследования - определение возможной новой этимологии названия романа А. П. Платонова «Чевенгур», отслеживание отражения в тексте вероятных переводов этого названия на русский язык. Актуальность исследования определяется тем, что философский роман «Чевенгур» - главное произведение А. П. Платонова. Оно неизменно привлекает внимание исследователей в России и за ее пределами, поскольку затрагивает вечные вопросы бытия. Используются толково-этимологический, сравнительно-языковый и интертекстуальный методы. Рассматривается этимология названия и существующие его этимологизации. Выдвигается новая гипотеза о происхождении названия «Чевенгур» от армянско-тюркского слова «чилингар», что обосновывается доказанными фактами контактов А. П. Платонова с представителями армянской общины Воронежа еще до начала работы над романом, вероятным наличием в то время носителей фамилий Чилингарян и Чилингаров в этом городе. Прослеживается употребление слов «мастер», «слесарь» и «кузнец» и их производных, являющихся вариантами перевода на русский язык слова «чилингар», в тексте А. П. Платонова. Доказывается, что эти слова используются в связи с главными идеями «Чевенгура» - отражением «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова по всеобщему воскрешению мертвых и мотива мастера и мастерства. Данное обстоятельство может служить подкреплением гипотезы об армянско-тюркской этимологизации названия «Чевенгур». Рассматривается также гипотеза Н. Н. Боровко об А. М. Горьком как возможном прототипе персонажей-кузнецов в романе, Сотых и Якова Титыча, признается, что она имеет право на существование, прослеживается связь этих персонажей с «Философией общего дела». Отмечается сочетание «Философии общего дела» с социальным дарвинизмом, который также отразился в статье А. П. Платонова «Коммунизм и сердце». Идеи социального дарвинизма воплотились в эпизодах истребления «буржуев» и изгнания «полубуржуев» в «Чевенгуре» с оставлением в живых только «избранных» коммунаров.
Рассматриваются основные жаровые модели «военной» прозы Г. Д. Гребенщикова и И. С. Шмелёва. Актуальность работы определяется как избранным материалом - малоизученными и впервые введенными в научный оборот очерками и рассказами о Первой мировой войне, так и аспектом исследования - выявлением специфики авторских позиций и жанровых стратегий писателей. Задача - сравнить военные корреспонденции Гребенщикова - участника Первой мировой войны, очерки которого как бы взгляд на события «изнутри», и Шмелёва, который провел годы войны в тылу и высказывал точку зрения «извне». Различные жизненные и творческие позиции авторов способствуют воссозданию объективной картины Первой мировой войны, позволяют выявить основные жанровые модели у Гребенщикова (заметки, зарисовки, путевые очерки с преобладанием автобиографических мотивов), а также тенденцию к беллетризации «военной» прозы у Шмелёва. При этом у обоих прозаиков просматриваются схожие жанровые стратегии, связанные с эволюцией, - от очерков и рассказов к роману.
Рассматривается повесть А. П. Чехова «Черный монах» (1894), в которой основное внимание уделяется исследованию эвкатастрофы – термина, введенного Дж. Р. Р. Толкином для описания внезапных переходов от отчаяния к радости. История рассказывает об Андрее Коврине, чьи экстатические видения приводят к безумию, иллюстрируя хрупкую природу человеческого существования, связанного с амбициями, иллюзиями и стремлением к величию. Исследование показывает, как Чехов разрушает традиционные структуры фэнтези. При внимательном чтении анализируются ключевые от рывки, помогающие понять, как эвкатастрофа представлена в рассказе, особое внимание уделяется психологическому состоянию Коврина и его трансформационным переживаниям. В результате можно сказать, что в отличие от типичного фэнтези, где эвкатастрофа приносит развязку, Чехов искажает ситуацию, показывает, что момент вдохновения и по иска просветления может закончиться гибелью и отчаянием. В будущих исследованиях можно было бы изучить сочетание психологического реализма и сверхъестественного мистицизма в произведениях Чехова, а также сравнить их с творениями других русских авторов, чтобы углубить понимание безумия и поиска смысла жизни. Неплохо было бы изучить современную значимость «Черного монаха» в дискуссиях о психическом здоровье и художественных амбициях.
Для цитирования: Котеча К., Морева А. Н. Коммуникативная сила метафоры: как «оранжевая экономика» меняет повестку в Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2025. Т. 30. № 3. С. 459–465. http://doi. org/10.22363/2312-9220-2025-30-3-459-465
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/