Архив статей

Систематическое насилие со стороны американцев как признак угнетения мусульман в романе Х. М. Накви «Домашний мальчик» (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Фахруддин Саиф Раед Нафия

Цель настоящего исследования – раскрыть художественное своеобразие и острый социальный смысл творчества современного пакистанского писателя британского происхождения Х. М. Накви (род. 1973). Х. М. Накви написал два романа. Его пер вое произведение «Домашний мальчик» (2009) рассказывает о социокультурной дилемме, с которой сталкивается мусульманин Чак, о том, что американское общество воспринимает его как неполноценного человека после терактов 11 сентября. В статье показано, как в американском обществе подвергаются преследованию и дискриминации представители мусульманских меньшинств. Вопрос об угнетении мусульман в романе является центральным. Америка в целом представлена как общество насилия. Использование социологического метода, а также работ феминистского социального философа Айрис Мэрион Янг позволило представить в исследовании картину тотального насилия в романе по отношению к мусульманским меньшинствам. В заключение предложен вы вод о том, что роман писателя является ярким острым социальным произведением, в котором на примере главного героя Чака раскрыты методы и инструменты расового насилия и способы противостояния ему, а американское общество представлено как система тотального насилия.

Сохранить в закладках
МИФОПОЭТИКА М. МОКАЕВА: АРХЕТИП ГОРЫ (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: КЕРИМОВА РАУЗАТ АБДУЛЛАХОВНА

Рассматриваются образные реализации одного из ключевых архетипов в поэтике М. Мокаева. Гора как форма материального мира являет собой архетип «верха», символизирует силу, связь с божественным началом. Путь духовного просветления сопряжен с мотивом преодоления трудностей и испытаний. Мифологические номинации выступают носителями ценностных ориентиров, соотносятся с мотивом вдохновения и творческого роста. В поэзии балкарского писателя наблюдается новая информация о символе, представленная в виде авторских ассоциаций, восходящих к прецедентным текстам. Доказывается, что художественная система М. Мокаева на глубинном уровне тесно связана с архаическими представлениями народа, культурно-историческим хронотопом. Соотнесенность пространственной семантики с мифологическим кодом обнаруживается в поэтическом тексте посредством локативных антитез (профанное/сакральное, свое/чужое). В результате выявлено, что архетипический символ «гора», с одной стороны, - это фрагмент индивидуальной картины мира, а с другой - он взаимодействует с универсальными для мировой литературы категориями и ценностными ориентациями. Мифологема горы - это не только отсылка к мифу как к тексту, но и к мифу как жанру, что создает предпосылку к мифологической ситуации («жизнь - восхождение»). Изучение идиостиля поэта сквозь призму понятия «архетип как мыслеформа» (по Ю. Лотману) позволяет глубже проникнуть в авторский замысел, целостно представить художественно-эстетическую систему писателя.

Сохранить в закладках
«БАЛЛАДА О МАЛЕНЬКОМ БУКСИРЕ» В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА И. А. БРОДСКОГО (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Туманова Елена Григорьевна

Рассматривается первое опубликованное стихотворение Бродского - «Баллада о маленьком буксире» - в связи с другими текстами поэта: «Стансами», «Стансами городу», «Стихами в апреле» и некоторыми другими. Во введении приводится история публикации «Баллады…»; в основной части предлагается развернутый анализ поэтики произведения. Отмечается, что жанровое определение «баллада» Бродский выносит в заглавие еще нескольких текстов: «Баллада о Лермонтове», «Меланхолическая баллада», «Стихи и баллада из письма Е. Рейну», «Баллада с посылкой». Источником большинства этих текстов становится «Марамзинское собрание» - первое, самиздатовское собрание сочинений Бродского, которое содержит не опубликованные до сих пор тексты поэта. Кроме того, «баллады» Бродского рассматриваются как часть процесса переосмысления и преодоления канонов жанра в поэзии XX в. Сопоставление «Баллады о маленьком буксире» со «взрослыми» стихотворениями поэта позволяет включить ее в круг метафизической и «автобиографической» поэзии Бродского. Анализ образа буксира в творчестве Бродского позволяет прийти к выводу, что буксир в художественном мире поэта - это индивидуальное, свободное, противящееся автоматизму восприятия жизни, романтическое и одновременно стоическое сознание, выбор которого - плыть «против течения».

Сохранить в закладках
ВЕЛИКИЕ И НЕ ОЧЕНЬ ВЕЛИКИЕ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: СОКОЛОВ Б. В. СТО ВЕЛИКИХ ФИЛОЛОГОВ. М.: ВЕЧЕ, 2024. 368 С.: ИЛ. (100 ВЕЛИКИХ) (2025)
Выпуск: Том 30 № 2 (2025)
Авторы: Коваленко Александр Георгиевич, Мамаева Дарья Александровна

Для цитирования: Коваленко А. Г., Мамаева Д. А. Великие и не очень великие. Рецензия на книгу: Соколов Б. В. Сто великих филологов. М.: Вече, 2024. 368 с.: ил. (100 великих) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналис тика. 2025. Т. 30. № 2. С. 448–452. http://doi. org/10.22363/2312-9220-2025-30-2-448-452

Сохранить в закладках
ГОРЬКОВСКИЕ МОТИВЫ В ПРОЗЕ О БОСЯКАХ АЙ У (2025)
Выпуск: Том 30 № 2 (2025)
Авторы: Мескин Владимир Алексеевич, Цай Ицин

Цель исследования - сопоставительное изучение творчества русского и китайского писателей Максима Горького и Ай У (1904-1992), в равной мере уделявших внимание изображению людей, которые по разным обстоятельствам оказались «на дне» жизни. Задача - выяснить, что конкретно стоит за высказываниями Ай У о своем «ученичестве» у Максима Горького. Оба автора, Горький в России, Ай У в Китае, выступали художниками людей маргинальных, лишенных крова, и, что особенно важно, не только отвергнутых, но и отвергающих. Анализ большого ряда рассказов русского и китайского прозаиков выявляет множество творческих схождений в тематике, проблематике, поэтике, тождество их социально-философских взглядов. Горький и Ай У в схожей манере украшают повествования о невзрачной текущей жизни обращениями к ярким картинам природы, музыкально-песенным началам. Проведенное исследование, сделанное на основании учения А. Веселовского о сопоставительном изучении литератур, доказывает основательные генетические и типологические связи двух художников слова.

Сохранить в закладках
КРЫМСКАЯ ШМЕЛЕВИАНА КАК ЧАСТЬ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГЕОГРАФИИ ПОЛУОСТРОВА (2025)
Выпуск: Том 30 № 1 (2025)
Авторы: Коршунова Евгения Александровна, Щепалина Екатерина Александровна

Предлагается обзор материалов научного семинара «Крымская шмелевиана как часть литературной географии полуострова», организованного кафедрой русской и зарубежной литературы филологического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы 26-28 июня 2024 г. в Алуште. Его тематика связана с проблемой «отражения» локальных текстов (московского, петербургского) в зарубежных проекциях (берлинских, парижских).

Сохранить в закладках
Система персонажей прозы Д. Тартт: в поисках героя (2025)
Выпуск: Том 30 № 1 (2025)
Авторы: Баранова Ксения Михайловна, Шалимова Надежда Сергеевна

Изучаются различные способы репрезентации системы персонажей в романах «Тайная история», «Маленький друг» и «Щегол» современной американской писательницы Д. Тартт.

Цель исследования – анализ проблемы взросления в произведениях автора. Доминанта внутреннего становления влияет на центральные мотивы, тип героя (ребенок или подросток), повествовательную технику (от перво го или от третьего лица с психологическими и философскими отступлениями), что в конечном итоге дает читателю возможность увидеть внутренний мир центральных персонажей. Подчеркивается связь прозы Д. Тартт с жанром литературы для моло дого читателя, выявляются коннотации и символика, с помощью которых создают ся косвенные характеристики действующих лиц. Контекстуальный анализ трех ро манов позволяет выявить специфику внутреннего мира героев и особенности их мировоззрения. Прозаические образы Д. Тартт вписаны в мир литературы и искус ства, поэтому особенностью нарратива является интертекстуальность. Настоящая статья вносит вклад в развитие теории литературы и поэтики. Практическая значи мость результатов исследования определяется возможностью их использования в преподавании современной американской литературы и стилистики.

Сохранить в закладках