Архив статей

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКИХ ИГРОВЫХ МЕДИА: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Ильченко Сергей Николаевич, Турунов Денис Михайлович

Видеоигры утвердились в качестве ключевого социокультурного феномена XXI в., что предопределило формирование вокруг них специализированного информационного поля. Настоящее исследование посвящено сопоставительному анализу ведущих российских онлайн-медиа, специализирующихся на видеоиграх.

Цель - выявление и анализ сходств и различий между данными платформами, для достижения которой поставлены задачи по обзору основных этапов их развития, определению доминирующей тематической рамки материалов. В фокусе исследования также находятся происхождение и значимые вехи развития игровой журналистики в России. Ключевые результаты включают систематизацию основных тематических векторов, характеризующих российское игровое медиапространство, и формирование обобщенного портрета целевой аудитории. Динамика развития игровой индустрии, специфика адаптации глобальных трендов российской медиасредой и устойчивые паттерны потребления игрового контента подтверждают высокую актуальность и значительный потенциал дальнейших междисциплинарных исследований в данной области.

Сохранить в закладках
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Апполонова Юлия Сергеевна

В зарубежных исследованиях с начала 2010 гг. формируется новое направление, которое предлагает оригинальный подход к изучению медиа и различных медийных феноменов - Existential Media Studies (экзистенциальные медиаисследования). Основоположник этого направления - Аманда Лагерквист, которая подчеркивает необходимость восполнить дефицит экзистенциального содержания в теории медиа. В связи с этим в представленном направлении медиа изучаются не как каналы коммуникации, социальные институты или материальные артефакты, а в первую очередь как среда, процесс существования современного человека в цифровом мире. Центральным становится вопрос о том, что значит быть человеком в эпоху цифровизации. Таким образом, медиа исследуются в проекции онтологической и философско-антропологической проблематики как экзистенциальный феномен; в качестве методологических оснований выступают ключевые идеи и принципы, разрабатываемые в экзистенциальной философии XIX-XX вв. В данной статье представлены контуры основной проблематики экзистенциальных медиаисследований, которые определили их становление и современное развитие. Работа актуализирует дискуссии о перспективах экзистенциальных медиаисследований в российской науке.

Сохранить в закладках
ИНДИЯ КАК МЕДИАЦИВИЛИЗАЦИЯ - ОТ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ К ЦИФРОВЫМ ФОРМАТАМ: ИНТЕРВЬЮ С ДЕВАДАТХАНОМ НАИРОМ (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Морева Анна Николаевна

В Индии медиа – это не просто источник информации, а часть культурной ткани, соединяющая традиционные формы повествования с цифровыми технологиями. Как устроена медиасреда крупнейшей демократии? Почему индийская диаспора в России становится медиасубъектом? При чем тут уличный театр и метавселенная? Об этом – в разговоре с медиапрактиком и инициатором проекта Varta Patrika Девадатханом Наиром.

Сохранить в закладках
Экологическая медиация в марксистской парадигме: анализ индийского фильма «Шерни» (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Харчандани Бхавна, Патхе Викас

В современную цифровую эпоху кинематограф играет важнейшую роль в отображении экологических связей между человеком и природой. Захватническая логи ка капитализма в период господства человека над природой и постоянное сопротивление местных сообществ бесконтрольной эксплуатации природных ресурсов обусловливают необходимость изучения изменений метаболического разрыва между человеком и природой. Данное исследование фокусируется на анализе индийского фильма «Шерни» (2021) с целью выявления значения кинематографа в установлении коммуникаций между человеком, обществом и окружающей средой. Отступая от типичных стереотипов индийских фильмов, лента отображает актуальные проблемы, связанные с человеком и природой, метаболическим разрывом, противостоянием местных сообществ эксплуатации лесных ресурсов. В статье обосновывается необходимость изучения этих изменяющихся разрывов в контексте экологической коммуникации. Используя марксистскую концепцию метаболического разрыва и контент-анализ, авторы исследуют, как фильм отражает сложности взаимоотношений человека и окружающей среды, нарушенных эксплуатацией лесов и животных (браконьерство тигриц), а также переселением местных жителей ради выгоды капиталистов. Результаты анализа определяют необходимость использования экологической коммуникации и фильма как ее инструмента для распространения ин формации и формирования в обществе коммуникативных практик, связанных с окружающей средой.

Сохранить в закладках
Социальные сети и социальная изоляция цифровых аборигенов Индии: последствия цифрового гражданства (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Фараджи Туба, Табатабаи Сара, Булгарова Белла Ахмедовна, Мондал Папия

Внедрение социальных сетей в повседневную жизнь «цифровых аборигенов» – сложное социально-технологическое явление, имеющее глубокие последствия для социальной сплоченности, психосоциального развития и психического здоровья. Учитывая разнообразие социальной структуры Индии, понимание этой динамики имеет решающее значение для стабильности общества и культурной преемственности. В настоящем исследовании используется количественная методология для выяснения взаимосвязей между моделями вовлеченности в социальные сети и социальной изоляцией среди молодежи в Дели. Результаты анализа демонстрируют положительные корреляции: социальная изоляция демонстрирует сильную связь с частотой использования социальных сетей, ощущаемой цифровой социальной поддержкой и зависимостью от платформ социальных сетей. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что повышенная вовлеченность в социальные сети, особенно среди индийских пользователей цифровых технологий, коррелирует с ослаблением коммуникаций в реальном мире, усилением субъективного чувства одиночества и социальной фрагментации. Учитывая неоднородность социальной структуры Индии, эти возникающие модели социальной дезинтеграции, вызванной цифровыми технологиями, требуют вмешательства с учетом культурных особенностей. Рекомендации включают поощрение сбалансированного цифрового потребления с помощью программ цифровой грамотности, укрепление социальных компетенций и поощрение инициатив по вовлечению местных сообществ, направленных на смягчение социальной изоляции и обеспечение сплоченности, необходимой для стабильности и культурной устойчивости Индии.

Сохранить в закладках
Конфликт Индии и Пакистана на глобальном ментальном ландшафте: медиагеографический фокус (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Якова Тамара Сергеевна

Представлены результаты исследования поведения глобальной интернет аудитории по отношению к конфликту Индии и Пакистана. Впервые в научных исследованиях медиагеографический подход применяется к анализу данной темы. Задача – выявить смысловые морфоскульптуры, связанные с отношениями Индии и Пакистана, определить их место на глобальном ментальном ландшафте, – решалась при помощи медиагеографического инструментария. Методология базировалась на теории рангового анализа. Хронологические рамки исследования охватывают период с 2004 по май 2025 г. Результаты анализа Big Data, извлеченных при помощи сервиса Google Trends, показали, что смысловой морфоскульптурой, связанной с индо-пакистанскими отношениями, в ментальных ландшафтах целого ряда стран Южной Азии стал кашмирский конфликт. Выявлены корреляции между медийным пространством конфликта, опосредованным мировыми средствами массовой информации, ментальным пространством, проявленным в запросах интернет-пользователей разных стран мира. Результаты анализа динамики реакций интернет-аудиторий на конфликтные процессы могут стать основой для прогнозирования поведения населения в условиях их обострения и моделирования решений.

Сохранить в закладках
Политические коммуникации в Индии: сравнение эпох Неру и Моди (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Джотасана Д

В Индии сформирована сложная модель политических коммуникаций в периоды правления популярных государственных деятелей, при этом образованы много аспектные политические дискурсы и нарративы о национализме, секуляризме, кастах и классах. Цифровизация и медиатизация политических текстов различного формата создали условия для сравнения двух разделенных временем эпох: Джавахарлала Неру (1947–1964) и Нарендры Моди (2014 – настоящее время). Анализируя контент, исследование очерчивает контуры политических коммуникаций в Индии, в качестве эмпирики используются исторические речи и тексты двух лидеров, архивные данные (записи, сочи нения), газетные статьи и телевизионные передачи. Автор заключает, что для Неру и Моди средства массовой информации имели и имеют определяющее значение. Неру полагался на традиционные медиа и использовал публичное пространство для обращения к массам по фундаментальным для страны вопросам. В коммуникационных стратегиях Моди доминируют новые медиа: социальные сети, новостные онлайн-каналы; фокус – на индивидуальной и медийно ориентированной коммуникации, что продуцирует соответствующую политическую риторику.

Сохранить в закладках
Ганди как бренд: эволюция разрушения трансверсальных ценностей в медийной рекламе (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Рай Дхананджай, Тхакур Акаш Сингх

Исследуется процесс медийного переосмысления наследия Махатмы Ганди в индийской рекламе XX–XXI вв. На материале 37 кейсов демонстрируется, как трансверсальные ценности философа (ахимса, сварадж) замещаются коммерческими нарративами, что приводит к редукции его идей до утилитарных лозунгов. В итоге иконография Ганди в популярной культуре превращает философа в бренд, обслуживающий интересы потребительского общества, рекламные практики нивелируют его политическую философию, акцентируя поверхностные символы (одежда, очки) в контексте гетерономных предпочтений. В современном цифровом мире трансверсальные ценности Ганди находятся под угрозой. Этот процесс отражает глобальный тренд коммодификации исторических фигур, где глубина подменяется сомнительной полезностью. Методологическая основа включает визуальный анализ рекламных образов и дискурс-анализ их взаимодействия с оригинальными текстами Ганди, его мировоззрением, образом праведника, наставника-мудреца. Исследование вносит вклад в дискуссию о конфликте между культурной памятью и логикой медиарынков.

Сохранить в закладках
ФЕНОМЕН РАССЛОЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЭТИКЕ МОДЕРНИЗМА (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Хетагурова Дзерасса Казбековна

Цель - репрезентация идеи дробности восприятия собственного «я» в границах поэтического текста на примере сращения мистического, реального и условно игрового пространства в стихотворениях О. Паса и Г. Малиева. Научная новизна заключается в выбранном аспекте изучения путей самоидентификации субъекта в поле модернисткого дискурса на примере мексиканской и осетинской литературы. Впервые в истории осетинских филологических изысканий произведение Малиева подвергается комплексному литературоведческому анализу в контексте межкультурных связей и влияний. В текстах Паса и Малиева эксплицируется теория о расслоении цельности понимания мира и человека в нем. У Паса цикличность временной петли и разделение лирического «я» отражает как актуальные приемы модернизма - сюрреалистические игры с подсознанием и творческими техниками, так и идею извечного поиска идеального, потерянного времени, гармоничного и непреходящего «сейчас». У Малиева проблема идентичности проявляется в поиске себя, через попытку встречи с ускользающим гостем, суть которого в чем-то родном, близком и, одновременно, потустороннем и трансцендентном. Общность мировосприятия поэтов состоит в одинаковом выборе поэтического пространства (ночная, безлюдная улица) и в невозможности соприкоснуться с двойником, тенью, гостем как воплощением феномена уробороса, временной петли самоотторжения в мире закольцованного одиночества. В результате исследования представлено утверждение, что поиск самости в литературе начала ХХ в. уходит из трагической реальности в игровую, условную сферу, когда сама идея становится семантическим центром, а конечный результат не столь важен, как стремление к нему.

Сохранить в закладках
Чья вода? критический анализ изменения климата, гидрополитики и экологической справедливости в индийском графическом романе «В Викаспури все спокойно» (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Ниша Рахамат С., Кумар С. Хоризан

Рассматривается роль индийской литературы в решении социально-политических и экологических проблем на примере графического романа Сарнатха Банерджи «В Викаспури все спокойно». Исследуется, как используется повествовательная фантастика, чтобы выявить не только взаимосвязанные факторы, способствующие нехватке воды и разрушению среды обитания, но и ряд политических прогнозов. Роман ставит под сомнение важнейшие вопросы контроля рождаемости, экологической справедливости и экономической реструктуризации. Качественный литературный анализ показывает, как критикуются социально-политические структуры, подчеркивается необходимость срочных изменений для предотвращения экологической катастрофы и человеческих страданий. В результате можно сделать вывод, что Банерджи призывает задуматься о своей роли в сохранении окружающей среды, выйдя за рамки простого развлечения. Роман разрушает глобальные парадигмы, ставит под сомнение устоявшиеся социально-политические идеи, пропагандируя полную ответственность за жизнь на Земле, уважение экологических границ и стремление к социальной справедливости. Такие тексты, как «В Викаспури все спокойно», являются важными инструментами экологического образования и пропаганды, вдохновляющими читателей на создание и реализацию устойчивого общества, призывающими к более инклюзивному пониманию и принятию устойчивых решений во всех эколого-социальных связях.

Сохранить в закладках
Систематическое насилие со стороны американцев как признак угнетения мусульман в романе Х. М. Накви «Домашний мальчик» (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Фахруддин Саиф Раед Нафия

Цель настоящего исследования – раскрыть художественное своеобразие и острый социальный смысл творчества современного пакистанского писателя британского происхождения Х. М. Накви (род. 1973). Х. М. Накви написал два романа. Его пер вое произведение «Домашний мальчик» (2009) рассказывает о социокультурной дилемме, с которой сталкивается мусульманин Чак, о том, что американское общество воспринимает его как неполноценного человека после терактов 11 сентября. В статье показано, как в американском обществе подвергаются преследованию и дискриминации представители мусульманских меньшинств. Вопрос об угнетении мусульман в романе является центральным. Америка в целом представлена как общество насилия. Использование социологического метода, а также работ феминистского социального философа Айрис Мэрион Янг позволило представить в исследовании картину тотального насилия в романе по отношению к мусульманским меньшинствам. В заключение предложен вы вод о том, что роман писателя является ярким острым социальным произведением, в котором на примере главного героя Чака раскрыты методы и инструменты расового насилия и способы противостояния ему, а американское общество представлено как система тотального насилия.

Сохранить в закладках
РОМАН ДОННЫ ТАРТТ «ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ» В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА ПОСТМОДЕРНИЗМА (2025)
Выпуск: Том 30 № 3 (2025)
Авторы: Табакова Полина Алексеевна, Перевезенцева Анна Юрьевна

Цель исследования - выявление специфических черт постмодернистского и метамодернистского дискурса в романе Д. Тартт «Тайная история», синтез которых позволяет характеризовать произведение как переходное явление, отражающее кризис базовых установок постмодернизма и становление художественной парадигмы метамодернизма. Научная новизна работы связана со смещением ракурса анализа текста с рассмотрения нравственной проблематики и жанрового своеобразия на включение романа в контекст фундаментальных изменений эпохи пост-постмодернизма. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что поэтика «Тайной истории» во многом определяется спецификой эстетики постмодернизма. Это выражается в мозаичности сознания рассказчика и отсутствии морально-этических императивов, активности интертекстуальных включений, формирующих смысловое поле романа, разрушении противопоставления между «элитарной» и «массовой» культурой. Во второй части выдвигается и доказывается тезис о том, что дебютный роман Д. Тартт обладает чертами, выходящими за рамки постмодернистской парадигмы, в нем обнаруживаются ключевые тенденции, присущие метамодернизму: обращение к травмирующему опыту прошлого, проблеме рефлексии и выражения искренних переживаний, стремление к созданию устойчивой социальной общности в противовес постмодернистской разрозненности.

Сохранить в закладках
назад вперёд