Представлены результаты исследования поведения глобальной интернет аудитории по отношению к конфликту Индии и Пакистана. Впервые в научных исследованиях медиагеографический подход применяется к анализу данной темы. Задача – выявить смысловые морфоскульптуры, связанные с отношениями Индии и Пакистана, определить их место на глобальном ментальном ландшафте, – решалась при помощи медиагеографического инструментария. Методология базировалась на теории рангового анализа. Хронологические рамки исследования охватывают период с 2004 по май 2025 г. Результаты анализа Big Data, извлеченных при помощи сервиса Google Trends, показали, что смысловой морфоскульптурой, связанной с индо-пакистанскими отношениями, в ментальных ландшафтах целого ряда стран Южной Азии стал кашмирский конфликт. Выявлены корреляции между медийным пространством конфликта, опосредованным мировыми средствами массовой информации, ментальным пространством, проявленным в запросах интернет-пользователей разных стран мира. Результаты анализа динамики реакций интернет-аудиторий на конфликтные процессы могут стать основой для прогнозирования поведения населения в условиях их обострения и моделирования решений.
Представлены результаты исследования информационного пространства Балканских государств, проведенного во время президентских выборов в Турции в 2023 году. Авторы обратились к этому периоду как к одному из самых ярких политических событий страны за последние пять лет.
Цель работы - установить уровень интереса к внутриполитическим событиям Турции как со стороны жителей Балканского полуострова, так и со стороны национальных СМИ Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, а также сравнить полученные данные, выявить корреляцию между ними. Выдвигается гипотеза, что граждане балканских государств уделяют большое внимание вопросам внешней и внутренней политики Турции. Однако уровень их интереса - анализ больших данных в пространственно-временной системе координат (медиагеографический подход). Ранговый и медиаметрический анализ позволяют проследить динамику изменения количества запросов по темам «Турция» и «Реджеп Тайип Эрдоган» - основным маркерам президентской гонки. Результаты второго этапа исследования (контент-анализ публикаций национальных массмедиа Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины) позволяют сопоставить итоги двух этапов анализа. Авторы приходят к выводу, что интернет-пользователи балканских государств не проявили значительного интереса к политической жизни Турецкой Республики и рассматривали указанную страну в большей степени как место для туризма и отдыха, в то время как национальные СМИ этого региона значительно чаще обращались к политической жизни Турции, чем к другим темам.