Активизация геополитических проектов крупных игроков в отношении стран Центральной Азии ставит вопрос, насколько различные форматы С5+ Китай, США, ЕС, Турцияреально отвечают интересам стран региона. Традиционно многовекторность является основнойвнешнеполитической линией, утвержденной в официальных доктринах и стратегиях стран Центральной Азии. Ставка на диверсифицированные контакты на международной арене без приоритетности вектора на развитие отношений только с одним или двумя внешними игроками официально объясняется политическими элитами необходимостью сохранять равноудаленность отосновных мировых центров силы с целью получения инвестиций, технологий, доступа к рынкам, гарантий безопасности. Сопоставление задач и вызовов, стоящих перед государствами региона, с возможностями, которые им в реальности приносит стратегия многовекторности в рамках сотрудничества с выбранными игроками, дает основание утверждать, что эта модель во многом используется как инструмент создания видимости диверсифицированной внешней политики, который используется властями для балансирования между внешними крупными игроками.
Идентификаторы и классификаторы
В условиях СВО на Украине и обострения отношений по линии Россия–Запад и Китай– Запад Центральная Азия (ЦА) как стратегически важный регион приобрел дополнительную ценность в геополитических проектах крупных мировых игроков. В последнее время мы видим активизацию проектов практически у всех крупных стран, имеющих глобальные и региональные амбиции. Так, в мае 2023 г. в Сиане прошел первый саммит на высшем уровне в формате “Китай – Центральная Азия”, спустя несколько дней уже Европейский союз провел встречу с лидерами региона в киргизской Чолпон-Ате, активно развивает свое сотрудничество с регионом Турция в недавно преобразованной в полноценную Организации тюркоязычных государств. Свои проекты для сотрудничества с ЦА есть у США, России, Индии, Германии и других государств.
Список литературы
1. Walt S.M. Alliance Formation and the Balance of World Power.International Security, 1985, vol. 9, no. 4, pp. 3-44.
2. Walt S.M. Origins of Alliances. Ithaca, Cornell University Press, 1987. 400 p.
3. Boulding К.Е. Conflict and Defense: A General Theory. New York, Harper Torchbooks, 1962. 449 p.
4. Крек Н. Интеграция в ЦА - скорее миф, чем реальность. По крайней мере, пока. Ритм Евразии, 25.07.2022.
Krek N.Integration into Central Asia is more of a myth than a reality. At least not yet. Rhythms of Eurasia, 25.07.2022.(In Russ.) Available at: https://eurasianinfoleague.com/politika/integratsiya-v-tsa-skoree-mif-chem-realnost-pokrayney-mere-poka/(accessed 24.05.2023).
5. Давыдов А. О стратегической значимости Центральной Азии для США. Россия и новые государства Евразии, 2022, № IV (LVII), сс. 60-77. EDN: SQWRIP
Davydov A. On the strategic importance of Central Asia for the USA.Russia and the new States of Eurasia, 2022, no. IV (LVII), pp. 60-77. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/2073-4786-2022-4-60-77
6. Добрунов М. Почему Россия уступает позиции в Центральной Азии. Китай и Евросоюз одновременно провели мероприятия со странами региона. РБК, 21.05.2023.
Dobrunov M. Why Russia is losing ground in Central Asia. China and the European Union simultaneously heldevents with the countries of the region. RBC, 21.05.2023. (In Russ.) Available at: https://www.rbc.ru/politics/21/05/2023/64677fc49a79472fac8cab00 (accessed 1.06.2023).
7. Червинский O. Черная кровь Казахстана. Эпоха Назарбаева. Алматы, 2023. 352 с.
Chervinsky O. Black blood of Kazakhstan. The era of Nazarbayev. Almaty, 2023. 352 p. (In Russ.).
8. Wang Cong and Tao Mingyang. China, five Central Asian nations hold forum to boost industry, investment cooperation. Global times, 16.02.2023. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202302/1285604.shtml(accessed 01.06.2023).
9. Ядуха В. Короли юга: как Китай с помощью Центральной Азии обеспечивает товарами Россию. Компания, 19.05.2023.
Yadukha V. Kings of the South: how China provides Russia with goods with the help of Central Asia.Company, 19.05.2023. (In Russ.) Available at: https://ko.ru/articles/koroli-yuga-kak-kitay-s-pomoshchyu-tsentralnoy-aziiobespechivaet-tovarami-rossiyu-/(accessed 05.06.2023).
10. Си Цзиньпин. Совместное строительство “Экономического пояса Шелкового пути”. О государственномуправлении. Пекин, Изд-во литературы на иностранных языках, 2014, cc. 378-395.
Xi Jinping. Joint construction of the Silk Road Economic Belt. About public administration. Beijing, From literature in foreign languages, 2014, pp. 378-395. (In Russ.).
11. Khitakhunov A. Economic Cooperation between Central Asia and China. Eurasian Research Institute. Available at: https://www.eurasian-research.org/publication/economic-cooperation-between-central-asia-and-china/(accessed 05.06.2023).
12. Лексютина Я. Контуры экономического присутствия Китая в Центральной Азии. Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2020, № 25, сс. 305-320. EDN: QVKMFZ
Lexyutina Ya. Contours of China’s economic presence in Central Asia. China in world and regional politics. History and modernity, 2020, no. 25, pp. 305-320. (In Russ.). EDN: QVKMFZ
13. Рязанцев C. Трудовая миграция из Центральной Азии в Россию в контексте экономического кризиса. Валдайские записки, 31.08.2016. EDN: YOPLJE
Ryazantsev C. Labor migration from Central Asia to Russia in the context of the economic crisis. Valdai notes, 31.08.2016. (In Russ.) Available at: https://globalaffairs.ru/articles/trudovaya-migracziya-iz-czentralnoj-azii-vrossiyu-v-kontekste-ekonomicheskogo-krizisa/(accessed 12.06.2023).
14. Шестаков Е. Чем и как Россия помогает Центральной Азии. Российская газета, 10.02.2020.
Shestakov E. What and how Russia helps Central Asia. Rossiiskaya Gazeta, 10.02.2020. (In Russ.) Available at: https://www.rbc.ru/finances/28/01/2023/63d3c4b99a7947a38baccb5c?from=froml (accessed 11.06.2023).
15. Чернышева E. Переводы из России в соседние страны выросли на сотни процентов. РБК, 11.01.2023.
Chernysheva E. Transfers from Russia to neighboring countries increased by hundreds of percent RBC, 11.01.2023.(In Russ.) Available at: https://www.rbc.ru/finances/28/01/2023/63d3c4b99a7947a38baccb5c?from=from_main_1(accessed 11.06.2023).
16. Зайцев Ю. К. Российская экономическая помощь странам Центральной Азии: итоги двадцатилетнего партнерства. Экономическое развитие России, 2021, № 2. EDN: UZRLIJ
Zaitsev Yu.K.Russian Economic Assistance to the Countries of Central Asia: The Results of a Twenty-Year Partnership. Economic development of Russia, 2021, № 2. (In Russ.) Available at: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/ruserr/r2116.pdf (accessed 11.06.2023). EDN: UZRLIJ
17. Поляков Д. Турецкие инвестиции в Центральной Азии: во что вкладывается Турция? ИАЦ МГУ, 13.03.2022.
Polyakov D. Turkish Investments in Central Asia: What Is Turkey Investing in? IAC MSU, 13.03.2022. (In Russ.)Available at: https://ia-centr.ru/experts/daniil-polyakov/turetskie-investitsii-v-tsentralnoy-azii-vo-chto-vkladyvaetsya-turtsiya/(accessed 12.06.2023).
18. Притчин С.А. Место Центральной Азии и Каспийского региона в энергетической и транспортной стратегии Турции. Геоэкономика энергетики, 2022, № 3 (19), cc. 21-36. EDN: KZLTXY
Pritchin S. A. The place of Central Asia and the Caspian region in Turkey’s energy and transport strategy. Geoeconomics of energy, 2022, no. 3 (19), pp. 21-36. (In Russ.). DOI: 10.48137/26870703_2022_19_3_21 EDN: KZLTXY
Выпуск
Другие статьи выпуска
Анализ трендов японского общественного мнения и интенсивности пропагандистской кампании в отношении России в 2021-2023 гг. показывает резкий рост русофобских настроений после начала операции на Украине и ужесточения санкций/контрсанкций. Глубинныеинтервью и включенное наблюдение автора в 2020-2023 гг. позволили сделать вывод, что отношения с Токио оказались в зоне “глубокой заморозки”.
В статье предпринимается попытка концептуализации проблем энергетической безопасности четырех постсоветских де-факто государств: Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия. Делается вывод о том, что повестка энергетической безопасности этих республик серьезно отличается от подобной повестки промышленно развитых и обширных по площади государств: в условияхнепризнания и слабости экономических потенциалов главной проблемой в большинстве случаевявляется снабжение электроэнергией бытовых потребителей. Повестка энергетической безопасности играет неоднозначную роль в контексте конфликтов между четырьмя республиками и их прежними “суверенами” (материнскими государствами), в одних случаях обостряя имеющиесяпротиворечия, в других - способствуя их мирному и конструктивному разрешению.
Статья посвящена рассмотрению феномена Нагорного Карабаха для национально-государственного проекта постсоветской Армении, ее внутри- и внешнеполитического позиционирования. Автор рассматривает это явление в двух исторических плоскостях: генезис современного армянского государства в период распада Советского Союза и в первые годы после него, а также актуальная общественно-политическая конъюнктура. В статье предпринимается попыткаобъяснения, почему фактор Нагорного Карабаха, ставший триггером борьбы позднесоветскогоармянства за “миацум” (объединение Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области), перестал быть цементирующим элементом для элит и общества сегодняшней Армении. Автор рассматривает эти трансформации с помощью обновленного методологического инструментария, отказываясь от “геополитического детерминизма” и связывая принципиальные трансформации в армянской актуальной повестке не только с радикальным изменением военного статус -кво в зоне конфликта, но прежде всего с ценностным и поколенческим сдвигом внутри Армении. С помощью теории “смены парадигм” Т. Куна и “метода поколений” Х. Ортеги-и-Гассета обосновывается вывод о том, что нынешние беспрецедентные уступки Баку со стороны официального Еревана не являются исключительно проявлением слабости, волюнтаризмаи внешнеполитического разворота действующего армянского руководства на Запад. Во многомони детерминированы трансформациями настроений элит и общества Армении на протяжениивсего постсоветского периода. Данный подход позволяет объяснить, как и почему республика, конституирующая в процессе национального самоопределения свою государственность вокруг “карабахской идеи”, пошла по пути ревизии изначального целеполагания.
В статье анализируется образ Риши Сунака в англо- и хиндиязычных СМИ Индии. Для выявления динамики развития нарративов использован дискурсивно-исторический подходна основе корпуса из 2855 заголовков за 2022 г. Автор приходит к выводу, что в Индии вопросыбританской политики являются предметом крайнего интереса, причем внимание к происхождению и религиозной принадлежности Сунака сильно трансформировалось во время борьбы запост премьер-министра. Если в начале года эти темы не затрагивались, то в октябре его стали называть “гордостью нации”. В то же время экспертное сообщество становится источником контр-дискурса относительно перспектив двусторонних отношений.
В статье представлен комплексный анализ основных направлений и особенностей промышленной политики Индии с момента обретения ею независимости. Рассматриваются основные изменения в промышленной политике страны, их причины, а также перспективы. Эффективность политики на разных этапах анализируется с учетом результатов работы национальной обрабатывающей промышленности.
В статье рассматриваются основные тенденции внешней политики Франции в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) после “кризиса подлодок” и образования блока AUKUSв сентябре 2021 г. Обобщаются основные шаги по восстановлению диалога с англосаксонскими державами, предпринятые Парижем за прошедший период. Анализируются попыткифранцузской дипломатии параллельно выстроить сотрудничество с другими странами ИТРна площадках различного формата. Выделяются основные проблемы реализуемой стратегии, со временем становящиеся все более заметными, включая размытость долгосрочных ориентиров, ограниченность военно-политических ресурсов. Автор приходит к выводу, что создание AUKUS в конечном итоге не привело к радикальному пересмотру политики Франциив ИТР, которая с высокой долей вероятности сохранит силу преемственности в ближайшембудущем.
Борьба с коррупцией - важнейшее направление деятельности Коммунистическойпартии Китая и правоохранительной системы КНР. После 18-го Всекитайского съезда КПК(ноябрь 2012 г.) и избрания Си Цзиньпина на пост генерального секретаря ЦК КПК соответствующая деятельность партии и государства вышла на более высокий уровень. Си Цзиньпининициировал конституционную реформу, создав единый орган в сфере борьбы с коррупциейс обширными правоохранительными полномочиями - Государственный контрольный комитет. Произошло переформатирование всей системы борьбы с коррупцией. Центральная комиссия попроверке дисциплины теперь не вправе осуществлять антикоррупционные правоохранительныефункции, а должна сконцентрироваться на контроле за соблюдением партийной дисциплины. При этом общий контроль за антикоррупционной борьбой остается за КПК. Поскольку в Россиинет единого конституционного органа в данной области, соответствующий китайский опыт чрезвычайно актуален, теоретически и практически важен для нас.
Статья посвящена второму Саммиту и Экономическому и гуманитарному форуму Россия-Африка, который успешно прошел в Санкт-Петербурге 27-28 июля 2023 г., несмотря на колоссальные усилия Запада по его срыву. Авторы подводят первые итоги этого знакового мероприятия, пытаются определить, чем второй форум отличался от первого, и анализируют основные направления сотрудничества России и Африки в условиях трансформации мировогопорядка. Один из ключевых вопросов, которые авторы ставят в статье, - почему африканцы продолжают верить в Россию и готовы сотрудничать с ней, несмотря на угрозы США и бывших метрополий в свой адрес? Ответ авторы видят в нежелании африканцев жить по правилам, которые им навязывает Запад, и в осознании того, что у них появилась уникальная возможность достичь реального суверенитета, освободиться от наследия колониализма не на словах, а на деле. Главными вопросами, которые сегодня волнуют и Россию, и Африку, стали формирование новогоболее справедливого миропорядка, безопасность в широком смысле этого слова, научно-технологический прорыв и экономическое развитие в интересах собственных стран и народов, новые механизмы и формы взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействие в гуманитарной сфере. По мнению авторов, любое мероприятие, в том числе и такого крупного масштаба, как Саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия-Африка, важны не только сами по себе. Главным их итогом должны стать те процессы, которые будут запущены после их проведения. Прошловсего несколько месяцев после Саммита, но уже начали реализовываться конкретные проекты на африканском направлении. И это вселяет надежду, что большинство интересных и перспективных идей и предложений, выдвинутых на Саммите, будут реализованы. А это отвечает интересамкак России, так и стран Глобального Юга, так как закладывает основы формирования новогомиропорядка, более справедливого и отвечающего интересам глобального большинства.
В последние годы американо-японское экономическое сотрудничество дополняетсяновыми направлениями, выходя на следующий уровень стратегического взаимодействия. Первостепенными становятся вопросы обеспечения экономической безопасности и расширения “технологического альянса” США и Японии. Приоритетное внимание в рамках новых двустороннихинициатив уделяется таким сферам, как контроль над трансфером технологий, восстановлениероли промышленного производства, реструктуризация критически важных цепочек поставок, научно-производственная кооперация по широкому спектру задач развития цифровой экономики.
Статья посвящена анализу деятельности Национального фонда демократии (НФД)6 в определении и реализации внешней политики США. Авторы уделяют внимание концепциипродвижения демократии, эволюции институциональной и стратегической значимости Фондас момента его создания в 1983 г. до прихода к власти администрации Дж. Байдена. Авторы указывают на высокий уровень институциональной устойчивости НФД благодаря поддержке американского политического истеблишмента. Эффективность же практик Фонда ставится под сомнение из-за “закрытия” политических пространств в странах, где он работает, и относительногосокращения мощи США в глобальном масштабе.
Договор по ПРО 1972 г. между СССР и США допускал развертывание ограниченной стратегической системы ПРО, но устанавливал строгий запрет на размещение систем противоракетной обороны за пределами их национальной территории. По прошествии четырех кардинальных пересмотров своей политики в области ПРО США взяли курс на развертывание системы ПРО в Европе, как заявлялось, для защиты региона от ракетно-ядерных угроз со стороны “третьих стран”. На современном этапе нарастающая деградация отношений России и стран Запада, особенно на фоне боевых действий на Украине, привела к выдвижению странами НАТО новыхподходов по интеграции систем ПРО и ПВО, предусматривающих функциональное сопряжение информационно-управляющих систем и ударных компонентов для успешного перехвата разногокласса целей. В статье предлагается авторская периодизация политики США в области противоракетной обороны, а также рассматривается каждый из выделенных этапов с особым акцентом напоследний, имеющий прямое отношение к современной политической ситуации.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru