Борьба с коррупцией - важнейшее направление деятельности Коммунистическойпартии Китая и правоохранительной системы КНР. После 18-го Всекитайского съезда КПК(ноябрь 2012 г.) и избрания Си Цзиньпина на пост генерального секретаря ЦК КПК соответствующая деятельность партии и государства вышла на более высокий уровень. Си Цзиньпининициировал конституционную реформу, создав единый орган в сфере борьбы с коррупциейс обширными правоохранительными полномочиями - Государственный контрольный комитет. Произошло переформатирование всей системы борьбы с коррупцией. Центральная комиссия попроверке дисциплины теперь не вправе осуществлять антикоррупционные правоохранительныефункции, а должна сконцентрироваться на контроле за соблюдением партийной дисциплины. При этом общий контроль за антикоррупционной борьбой остается за КПК. Поскольку в Россиинет единого конституционного органа в данной области, соответствующий китайский опыт чрезвычайно актуален, теоретически и практически важен для нас.
Идентификаторы и классификаторы
Китай представляет собой государство с уникальным опытом политико-правового и социально-экономического развития. Особое внимание привлекают экономические успехи китайских реформ, которые превратили страну в крупного цивилизационного, геополитического и экономического конкурента Западу и, как справедливо указывает А. В. Виноградов, “вернули Китай в эпицентр мировой политики и геополитики” (цит. по: [1, сс. 6]). Экономические преобразования были напрямую связаны с изменениями в административной системе, которые сопровождались сокращением численности государственного аппарата, упрощением административных процедур, снижением административных барьеров и расширением дискреционных полномочий1 [2]. Последние стали в Китае фактором, провоцирующим коррупционное поведение чиновника в условиях большой свободы в принятии властных решений на местах. Дискреционные полномочия, предоставленные чиновнику китайским законодательством, превратились в главный источник коррупциогенности в сфере распределения материальных и нематериальных ресурсов.
Список литературы
1. Портяков В.Я., сост. К 40-летию начала экономических реформ в Китайской Народной Республике. Проблемы Дальнего Востока, 2018, № 6, сс. 4-41. EDN: YQZILJ
Portyakov V. Ya., comp. On the occasion of the 40th anniversary of the beginning of economic reforms in the People’s Republic of China. Far Eastern Studies, 2018, no. 6, pp. 4-41. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013128120002800-1 EDN: YQZILJ
2. Бородич В.Ф., Виноградов А.В., Трощинский П.В. 1-я сессия ВСНП 12-го созыва и новая административная реформа в Китае. Проблемы Дальнего Востока, 2013, № 3, сс. 59-65. EDN: QZHYCF
Borodich V.F., Vinogradov A.V., Troschinsky P.V. The first session of the 12th National People’s Congress and a new administrative reform in China. Far Eastern Studies, 2013, no. 3, pp. 59-65. (In Russ.). EDN: QZHYCF
3. 张兰,李红权. 智能算法应用下腐败治理的变革、价值隐忧与效果提升路径. 广州大学学报(社会科学版), 2023 年第 2 期, 第170-180页.
Zhang Lan, Li Hongquan. The Reform, Value Worries and Effect Improvement Path of Corruption Governance Under the Application of Intelligent Algorithm. Journal of Guangzhou University (Social Science Edition), 2023, no. 2, pp. 170-180. (In Chin.).
4. 李文杰. 习近平法治思想中法治反腐败理论的基本要义、功能优势与未来展望. 甘 肃 理 论 学 刊, 2023年 第2期 276 第13-21页.
Li Wenjie. The basic essentials, functional advantages and future prospects of anti-corruption by rule of law theory in Xi Jinping thought on the rule of law. Gansu Theoretical Journal, 2023, no. 2, pp. 13-21. (In Chin.).
5. 吴建雄. 百年大党反腐败斗争的历史成就和宝贵经验. 武汉科技大学学报(社会科学版),2022年,第25卷,第 1 期,第20-28页.
Wu Jianxiong. The historical achievements and valuable experience of the centennial party’s anti-corruption struggle. Journal of Wuhan University of Science and Technology (Social Science Edition), 2022, vol. 25, no. 1, pp. 20-28.(In Chin.).
6. Галенович Ю. М., глав. ред. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. Т. VIII: Китайская Народная Республика (1949-1976). Москва, Наука, 2017. 822 с.
Galenovich Yu.M., ed. History of China from ancient times to the beginning of the 21st century: in 10 voles. Vol. VIII: People’s Republic of China (1949-1976). Moscow, Nauka, 2017. 822 p. (In Russ.).
7. Виноградов А. В. Власть, бизнес и коррупция в Китае. Проблемы Дальнего Востока, 2014, № 1, сс. 89-96. EDN: RZJRAV
Vinogradov A. V. Power, business and corruption in China. Far Eastern Studies, 2014, no. 1, pp. 89-96. (In Russ.).
8. 陈云生.我国反对腐败是关系到党和国家生死存亡的严重政治斗争.依法治国与廉政建设.北京 社会科学文献 出版社 2008年 第26-36页.
Chen Yunsheng. Our country’s anti-corruption is a serious political struggle related to the life and death of the party and the country. Rule of Law and Building of Incorruptible Government. Beijing, Social Science Literature Press, 2008,pp. 26-36. (In Chin.).
9. Мо Цзихун. Верховенство Закона и борьба с коррупцией. Пекин, Институт права Академии общественных наук Китая, 2015. 196 с.
Mo Jihong. The Rule of Law and the Fight against Corruption. Beijing, Institute of Law of the Chinese Academy of Social Sciences, 2015. 196 p. (In Russ., Chin., Engl.).
10. Виноградов А. В. Вступая во второе столетие. КПК: от экономических реформ к политическим. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 10, сс. 5-12. EDN: NLVSXA
Vinogradov A. V. Starting the second century. CPC: from economic reforms to political one. World Economy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 10, pp. 5-12. (In Russ.) Available at: 10.20542/0131-2227- 2022-66-10-5-12. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-10-5-12 EDN: NLVSXA
11. 何虹雨.中国共产党反腐败斗争的百年历程及经验启 - 从“运动反腐“, “整风反腐”,“制度反腐”到“全 面反腐“。中共银川市委党校学报 2022年 第6期 第47-55页.
He Hongyu. The centennial history and experience of the Communist Party of China’s anti-corruption struggle - from “movement anti-corruption”, “rectification movement against corruption”, “institutional anti-corruption” to “comprehensive anti-corruption”. Journal of the Yinchuan Municipal Party College of CPC, 2022, no. 6, pp. 47-55. (In Chin.).
12. Виноградов А. В. Новый авторитаризм в Китае. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН(Москва, 15 и 17 марта 2017 г.). Москва, Институт Дальнего Востока РАН, 2017, сс. 70-79. EDN: YQWSCN
Vinogradov A. V. New model of authoritarianism in China. The socio-political situation on the eve of the 19th Congress of the CPC. Proceedings of the annual scientific conference of the Center for Political Research and Forecasts, IFES RAS (Moscow, March 15 and 17, 2017). Moscow, Institute of Far Eastern Studies RAS, 2017, pp. 70-79. (In Russ.). EDN: YQWSCN
13. 李雪勤 王 冠. 中国式反腐败战略、策略和基础. 中国党政干部论坛 2023年 第2期 第52-56页.
Li Xueqin, Wang Guan. Chinese-style anti-corruption strategy, tactics and basis. China Cadres Tribune, 2023, no. 2, pp. 52-56. (In Chin.). DOI: 10.14117/j.cnki.cn11-3331/d.2023.02.019
14. 李寿菊。狐仙信仰與狐狸精故事. 臺北市, 台灣學生書局 1995年 210頁.
Li Shouju. Fox Fairy Belief and Fox Fairy Stories. Taipei, Taiwan Student Bookstore, 1995. 210 p. (In Chin.).
15. 邹 鹏 严彩梦. 新形势下中国反腐败立法体系建构的逻辑理路. 辽宁行政学院学报 2023年 第二期 第5-12页.
Zou Peng, Yan Caimeng. The logical way of constructing Chinese anti-corruption legislation system under the new situation. Journal of Liaoning Administration Institute, 2023, no. 2, pp. 5-12. (In Chin.). DOI: 10.13945/j.cnki.jlac.2023.02.015
16. Кулагин В., Ярошенко С. Китайских полицейских ищут по всему миру. Ведомости, 19.04.2023.
Kulagin V., Yaroshenko S. Chinese policemen are being searched all over the world. Vedomosti, 19.04.2023. (In Russ.) Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/04/19/971476-kitaiskih-politseiskih-ischut-povsemu-miru (accessed 02.10.2023).
17. Виноградов А. В., Трощинский П. В. Первая сессия ВСНП 13-го созыва и конституционные поправки. Проблемы Дальнего Востока, 2018, № 2, сс. 15-31. EDN: YVVRKQ
Vinogradov A. V., Troshchinskiy P. V. First session of the 13th NPC and constitutional amendments. Far Eastern Studies, 2018, no. 2, pp. 15-31. (In Russ.). EDN: YVVRKQ
18. Сонин В. В. “Двуликий Цербер”: китайский государственный контроль и его реформирование. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право, 2018, № 4, сс. 104-119. EDN: AGMIZC
Sonin V. V. “Two-faced Cerberus”: state control and its reform in China. Pacific RIM: economics, politics, law, 2018, no. 4, pp. 104-119. (In Russ.). DOI: 10.24866/1813-3274/2018-1-2/104-119 EDN: AGMIZC
19. Севальнев В. В. Правовое регулирование противодействия коррупции в Китае. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2018, № 2, сс. 69-74. EDN: XMLITR
Sevalnev V. V. Regulation of anti-corruption enforcement in China. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2018, no. 2, pp. 69-74. (In Russ.). DOI: 10.12737/art.2018.2.10 EDN: XMLITR
20. Алексеенко А. П. Становление надзорной власти в Китае. Конституционное и муниципальное право, 2021, № 1, cс. 74-77. EDN: FTFGIM
Alekseenko A. P. The establishment of the supervisory government in China. Constitutional and Municipal law, 2021, no. 1, pp. 74-77. (In Russ.). DOI: 10.18572/1812-3767-2021-1-74-77 EDN: FTFGIM
21. 陈伟 柳正义.《监察法实施条例》颁行的价值、亮点及展望. 青少年犯罪问题 2022年 第2期 第41-56页.
Chen Wei, Liu Zhengyi. The value, highlights and prospects of the regulations on the implementation of the supervision law. Juvenile Crimes and Delinquency, 2022, no. 2, pp. 41-56. (In Chin.).
22. 章忠民 于元. 提升“反腐败是最彻底的自我革命“的思想自觉. 上海理工大学学报(社会科学版). 2022年, 第4 期, 第385-391页.
Zhang Zhongmin, Yu Yuan. Improving the ideological consciousness that “anti-corruption is the most radical selfreform”. Journal of University of Shanghai for Science and Technology (Social Science Edition), 2022, no. 4, pp. 385-391. (In Chin.). DOI: 10.13256/j.cnki.jusst.sse.2022.04.010
23. 杨玉萍 王丹竹. 新时代反腐败斗争的目标任务、行动路线与原则立场. 理论研究 2023年 第2期 第 27-35页.
Yang Yuping, Wang Danzhu. The goals, tasks, action lines and principles of the anti-corruption struggle in the new era. Theoretical research, 2023, no. 2, pp. 27-35. (In Chin.). DOI: 10.15876/j.cnki.llyj.2023.02.003
24. Лю Хунянь. Стратегическая трансформация законодательства в сфере противодействия коррупции в Китае. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2017, № 5, сс. 116-121. EDN: ZJZUSH
Liu Hongyan. Strategic transformation of the anti-corruption legislation in China. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2017, no. 5, pp. 116-121. (In Russ.). DOI: 10.12737/article_59bbac202b31d8.53700151 EDN: ZJZUSH
25. Трощинский П. В. Судебная система КНР в эпоху цифровизации: основные направления развития. Российское правосудие, 2021, № 6, сс. 75-82. EDN: WNSTXD
Troshchinskiy P. V. The court system of China in the digital age: main development directions. Russian justice, 2021, no. 6, pp. 75-82. (In Russ.). DOI: 10.37399/issn2072-909X.2021.6.75-82 EDN: WNSTXD
26. Ломанов А. В. Современные идеологические вызовы правлению КПК. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 10, сс. 13-23. EDN: SSFMAG
Lomanov A. V. Modern ideological challenges to the rule of the CPC. World Economy and International Relations,2022, vol. 66, no. 10, pp. 13-23. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-10-13-23 EDN: SSFMAG
Выпуск
Другие статьи выпуска
Анализ трендов японского общественного мнения и интенсивности пропагандистской кампании в отношении России в 2021-2023 гг. показывает резкий рост русофобских настроений после начала операции на Украине и ужесточения санкций/контрсанкций. Глубинныеинтервью и включенное наблюдение автора в 2020-2023 гг. позволили сделать вывод, что отношения с Токио оказались в зоне “глубокой заморозки”.
В статье предпринимается попытка концептуализации проблем энергетической безопасности четырех постсоветских де-факто государств: Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия. Делается вывод о том, что повестка энергетической безопасности этих республик серьезно отличается от подобной повестки промышленно развитых и обширных по площади государств: в условияхнепризнания и слабости экономических потенциалов главной проблемой в большинстве случаевявляется снабжение электроэнергией бытовых потребителей. Повестка энергетической безопасности играет неоднозначную роль в контексте конфликтов между четырьмя республиками и их прежними “суверенами” (материнскими государствами), в одних случаях обостряя имеющиесяпротиворечия, в других - способствуя их мирному и конструктивному разрешению.
Активизация геополитических проектов крупных игроков в отношении стран Центральной Азии ставит вопрос, насколько различные форматы С5+ Китай, США, ЕС, Турцияреально отвечают интересам стран региона. Традиционно многовекторность является основнойвнешнеполитической линией, утвержденной в официальных доктринах и стратегиях стран Центральной Азии. Ставка на диверсифицированные контакты на международной арене без приоритетности вектора на развитие отношений только с одним или двумя внешними игроками официально объясняется политическими элитами необходимостью сохранять равноудаленность отосновных мировых центров силы с целью получения инвестиций, технологий, доступа к рынкам, гарантий безопасности. Сопоставление задач и вызовов, стоящих перед государствами региона, с возможностями, которые им в реальности приносит стратегия многовекторности в рамках сотрудничества с выбранными игроками, дает основание утверждать, что эта модель во многом используется как инструмент создания видимости диверсифицированной внешней политики, который используется властями для балансирования между внешними крупными игроками.
Статья посвящена рассмотрению феномена Нагорного Карабаха для национально-государственного проекта постсоветской Армении, ее внутри- и внешнеполитического позиционирования. Автор рассматривает это явление в двух исторических плоскостях: генезис современного армянского государства в период распада Советского Союза и в первые годы после него, а также актуальная общественно-политическая конъюнктура. В статье предпринимается попыткаобъяснения, почему фактор Нагорного Карабаха, ставший триггером борьбы позднесоветскогоармянства за “миацум” (объединение Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области), перестал быть цементирующим элементом для элит и общества сегодняшней Армении. Автор рассматривает эти трансформации с помощью обновленного методологического инструментария, отказываясь от “геополитического детерминизма” и связывая принципиальные трансформации в армянской актуальной повестке не только с радикальным изменением военного статус -кво в зоне конфликта, но прежде всего с ценностным и поколенческим сдвигом внутри Армении. С помощью теории “смены парадигм” Т. Куна и “метода поколений” Х. Ортеги-и-Гассета обосновывается вывод о том, что нынешние беспрецедентные уступки Баку со стороны официального Еревана не являются исключительно проявлением слабости, волюнтаризмаи внешнеполитического разворота действующего армянского руководства на Запад. Во многомони детерминированы трансформациями настроений элит и общества Армении на протяжениивсего постсоветского периода. Данный подход позволяет объяснить, как и почему республика, конституирующая в процессе национального самоопределения свою государственность вокруг “карабахской идеи”, пошла по пути ревизии изначального целеполагания.
В статье анализируется образ Риши Сунака в англо- и хиндиязычных СМИ Индии. Для выявления динамики развития нарративов использован дискурсивно-исторический подходна основе корпуса из 2855 заголовков за 2022 г. Автор приходит к выводу, что в Индии вопросыбританской политики являются предметом крайнего интереса, причем внимание к происхождению и религиозной принадлежности Сунака сильно трансформировалось во время борьбы запост премьер-министра. Если в начале года эти темы не затрагивались, то в октябре его стали называть “гордостью нации”. В то же время экспертное сообщество становится источником контр-дискурса относительно перспектив двусторонних отношений.
В статье представлен комплексный анализ основных направлений и особенностей промышленной политики Индии с момента обретения ею независимости. Рассматриваются основные изменения в промышленной политике страны, их причины, а также перспективы. Эффективность политики на разных этапах анализируется с учетом результатов работы национальной обрабатывающей промышленности.
В статье рассматриваются основные тенденции внешней политики Франции в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) после “кризиса подлодок” и образования блока AUKUSв сентябре 2021 г. Обобщаются основные шаги по восстановлению диалога с англосаксонскими державами, предпринятые Парижем за прошедший период. Анализируются попыткифранцузской дипломатии параллельно выстроить сотрудничество с другими странами ИТРна площадках различного формата. Выделяются основные проблемы реализуемой стратегии, со временем становящиеся все более заметными, включая размытость долгосрочных ориентиров, ограниченность военно-политических ресурсов. Автор приходит к выводу, что создание AUKUS в конечном итоге не привело к радикальному пересмотру политики Франциив ИТР, которая с высокой долей вероятности сохранит силу преемственности в ближайшембудущем.
Статья посвящена второму Саммиту и Экономическому и гуманитарному форуму Россия-Африка, который успешно прошел в Санкт-Петербурге 27-28 июля 2023 г., несмотря на колоссальные усилия Запада по его срыву. Авторы подводят первые итоги этого знакового мероприятия, пытаются определить, чем второй форум отличался от первого, и анализируют основные направления сотрудничества России и Африки в условиях трансформации мировогопорядка. Один из ключевых вопросов, которые авторы ставят в статье, - почему африканцы продолжают верить в Россию и готовы сотрудничать с ней, несмотря на угрозы США и бывших метрополий в свой адрес? Ответ авторы видят в нежелании африканцев жить по правилам, которые им навязывает Запад, и в осознании того, что у них появилась уникальная возможность достичь реального суверенитета, освободиться от наследия колониализма не на словах, а на деле. Главными вопросами, которые сегодня волнуют и Россию, и Африку, стали формирование новогоболее справедливого миропорядка, безопасность в широком смысле этого слова, научно-технологический прорыв и экономическое развитие в интересах собственных стран и народов, новые механизмы и формы взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействие в гуманитарной сфере. По мнению авторов, любое мероприятие, в том числе и такого крупного масштаба, как Саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия-Африка, важны не только сами по себе. Главным их итогом должны стать те процессы, которые будут запущены после их проведения. Прошловсего несколько месяцев после Саммита, но уже начали реализовываться конкретные проекты на африканском направлении. И это вселяет надежду, что большинство интересных и перспективных идей и предложений, выдвинутых на Саммите, будут реализованы. А это отвечает интересамкак России, так и стран Глобального Юга, так как закладывает основы формирования новогомиропорядка, более справедливого и отвечающего интересам глобального большинства.
В последние годы американо-японское экономическое сотрудничество дополняетсяновыми направлениями, выходя на следующий уровень стратегического взаимодействия. Первостепенными становятся вопросы обеспечения экономической безопасности и расширения “технологического альянса” США и Японии. Приоритетное внимание в рамках новых двустороннихинициатив уделяется таким сферам, как контроль над трансфером технологий, восстановлениероли промышленного производства, реструктуризация критически важных цепочек поставок, научно-производственная кооперация по широкому спектру задач развития цифровой экономики.
Статья посвящена анализу деятельности Национального фонда демократии (НФД)6 в определении и реализации внешней политики США. Авторы уделяют внимание концепциипродвижения демократии, эволюции институциональной и стратегической значимости Фондас момента его создания в 1983 г. до прихода к власти администрации Дж. Байдена. Авторы указывают на высокий уровень институциональной устойчивости НФД благодаря поддержке американского политического истеблишмента. Эффективность же практик Фонда ставится под сомнение из-за “закрытия” политических пространств в странах, где он работает, и относительногосокращения мощи США в глобальном масштабе.
Договор по ПРО 1972 г. между СССР и США допускал развертывание ограниченной стратегической системы ПРО, но устанавливал строгий запрет на размещение систем противоракетной обороны за пределами их национальной территории. По прошествии четырех кардинальных пересмотров своей политики в области ПРО США взяли курс на развертывание системы ПРО в Европе, как заявлялось, для защиты региона от ракетно-ядерных угроз со стороны “третьих стран”. На современном этапе нарастающая деградация отношений России и стран Запада, особенно на фоне боевых действий на Украине, привела к выдвижению странами НАТО новыхподходов по интеграции систем ПРО и ПВО, предусматривающих функциональное сопряжение информационно-управляющих систем и ударных компонентов для успешного перехвата разногокласса целей. В статье предлагается авторская периодизация политики США в области противоракетной обороны, а также рассматривается каждый из выделенных этапов с особым акцентом напоследний, имеющий прямое отношение к современной политической ситуации.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru