Статья посвящена анализу деятельности Национального фонда демократии (НФД)6 в определении и реализации внешней политики США. Авторы уделяют внимание концепциипродвижения демократии, эволюции институциональной и стратегической значимости Фондас момента его создания в 1983 г. до прихода к власти администрации Дж. Байдена. Авторы указывают на высокий уровень институциональной устойчивости НФД благодаря поддержке американского политического истеблишмента. Эффективность же практик Фонда ставится под сомнение из-за “закрытия” политических пространств в странах, где он работает, и относительногосокращения мощи США в глобальном масштабе.
Идентификаторы и классификаторы
Over the last decade, the level of competition between the Great Powers and their involvement in different regions across the globe has reached such a scale that some prominent intellectuals have characterized the current international situation as a New Cold War [1]. Despite noticeable differences between the current situation and the conflict which raged from the late 1940s until the early 1990s, contemporary tensions between the United States and its allies, on the one hand, and China, Russia, Iran, Venezuela and other states, on the other, to a large extent determine worldwide trends in the logic of military, economic and technological development.
Список литературы
1. Brands H., Gaddis J.L. The New Cold War: America, China, and the Echoes of History. Foreign Affairs, 2021, vol. 100, no. 6, pp. 10-21. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-10-19/new-coldwar (accessed 19.09.2023).
2. Krauthammer C. The Unipolar Moment Revisited. The National Interest, 2002/2003, no. 70, pp. 5-17. Available at: https://nationalinterest.org/article/the-unipolar-moment-revisited-391 (accessed 19.09.2023).
3. Bouchet N., Sedaca N. Holding Steady? U.S. Democracy Promotion in a Changing World. London, Chatham House, 2014. 30 p.
4. Carothers T. The NED at 10. Foreign Policy, 1994, no. 95, pp. 123-138. Available at:. DOI: 10.2307/1149427
5. Баталов Э.Я. Проблема демократии в американской политической мысли XXвека. Москва, Прогресс-Традиция, 2010. 376 с. EDN: RAYTJF
Batalov E.Ya. The Problem of Democracy in American Political Thought of the 20th Century. Moscow, Progress- Traditsiya, 2010. 376 p. (In Russ.).
6. Washington G. Farewell Address. 17.09.1796. The American Presidency Project. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/farewell-address (accessed 04.07.2023).
7. Mead W. Special Providence: American Foreign Policy and How It Changed the World. New York, Routledge, 2002. 400 p.
8. American Frontier. Encyclopedia Britannica. Available at: https://www.britannica.com/topic/American-frontier (accessed 05.07.2023).
9. Monroe J. Seventh Annual Message. 02.12.1823. The American Presidency Project. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/seventh-annual-message-1 (accessed 03.08.2023).
10. Monten J. The Roots of the Bush Doctrine: Power, Nationalism, and Democracy Promotion in U.S. Strategy.International Security, 2003, vol. 29, no. 4, pp. 112-156. Available at:. DOI: 10.1162/isec.2005.29.4J12
11. Heidler D., Heidler J. Manifest Destiny. Encyclopedia Britannica. Available at: https://www.britannica.com/event/Manifest-Destiny (accessed 05.07.2023).
12. Cox M., Lynch T., Bouchet N., eds. U. S. Foreign Policy and Democracy Promotion: from Theodore Roosevelt to Barack Obama. New York, Routledge, 2013. 224 p.
13. Markakis D. U.S. Democracy Promotion in the Middle East: The Pursuit of Hegemony. New York, Routledge, 2016. 204 p.
14. Kagan R. Power and Weakness. Policy Review, 2002, no. 113, pp. 3-28. Available at: https://campusweb.franklinpierce.edu/ICS/icsfs/2_19r360.pdf?target=90096719-76a1-4a55-80c0-de16b2954ad5 (accessed 19.09.2023).
15. Robinson W. The Global Police State. London, Pluto Press, 2020. 208 p.
16. Hook S., ed. Democratic Peace in Theory and Practice (Symposia on Democracy). Kent (OH), The Kent State University Press, 2010. 328 p.
17. Doyle M.W. Kant, Liberal Legacies, and Foreign Affairs, Part 2. Philosophy & Public Affairs, 1983, vol. 12, no. 3, pp. 205-235. Available at: https://www.jstor.org/stable/2265377 (accessed 19.09.2023).
18. Russett B. Grasping the Democratic Peace: Principles for a Post-Cold War World. Princeton, Princeton University Press, 1993. 192 p.
19. Морозов Г.И., ред. Общественность и проблемы войны и мира. Москва, Международные отношения, 1978.464 с.
Morozov G.I., ed. Society and Problems of War and Peace. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 1978. 464 p. (In Russ.).
20. Schmitz D.F. Thank God They’re on Our Side: The United States and Rightwing Dictatorships, 1921-1965. Chapel Hill and London, The University of North Carolina Press, 1999. 240 p.
21. Taffet J. E. Foreign Aid as Foreign Policy: The Alliance for Progress in Latin America. Abingdon, Routledge. 2007. 322 p.
22. Latham M.E. Ideology, Social Science, and Destiny: Modernization and the Kennedy-Era Alliance for Progress. Diplomatic History, 1998, vol. 22, no. 2, pp. 199-229. Available at: https://www.jstor.org/stable/24913658 (accessed 19.09.2023).
23. Ish-Shalom P. Theory Gets Real, and the Case for a Normative Ethic: Rostow, Modernization Theory, and the Alliance for Progress.International Studies Quarterly, 2006, vol. 50, no. 2, pp. 287-311. Available at: https://www.jstor.org/stable/3693612 (accessed 19.09.2023).
24. Давыдов А.А. Зарубежная помощь США: помощь развитию как инструмент внешней политики (Часть 2). Пути к миру и безопасности, 2018, № 2, сс. 9-21. EDN: YRPALJ
Davydov A.A. U. S. Foreign Aid: Development Aid as a Foreign Policy Tool (Part 2). Pathways to Peace and Security, 2018, no. 2, pp. 9-21. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/2307-1494-2018-2-9-21 EDN: YRPALJ
25. Brands H. Making the Unipolar Moment: U.S. Foreign Policy and the Rise of the Post-Cold War Order. Ithaca, NY, Cornell University Press, 2016. 480 p.
26. Douglas W. Developing Democracy. Washington, D.C., Heldref, 1972. 232 p.
27. Douglas W., Goldman R., eds. Promoting Democracy: Opportunities and Issues. New York, Praeger, 1988. 285 p.
28. Samuels M.A., Douglas W.A. Promoting Democracy. Washington Quarterly, 1981, vol. 4, no. 3, pp. 52-65. Available at:. DOI: 10.1080/01636608109451791
29. Pee R. Democracy Promotion, National Security and Strategy: Foreign Policy under the Reagan Administration. New York, Routledge, 2016. 229 p.
30. Epstein S., Serafino N., Miko F Democracy Promotion: Cornerstone of U. S. Foreign Policy? CRS Report for Congress. Congressional Research Service, 26.12.2007. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/RL34296.pdf (accessed 27.06.2023).
31. Pee R., Lucas S. Reevaluating Democracy Promotion: The Reagan Administration, Allied Authoritarian States, and Regime Change. Journal of Cold War Studies, 2022, vol. 24, no. 3, pp. 151-199. Available at:. DOI: 10.1162/jcws_a_01090 EDN: ZLKYJD
32. Schmidli W.M. Freedom on the Offensive: Human Rights, Democracy Promotion, and U.S.Interventionism in the Late Cold War. Ithaca, NY & London, Cornell University Press, 2022. 324 p.
33. Bouchet N. Democracy Promotion as U. S. Foreign Policy: Bill Clinton and Democratic Enlargement. Abingdon and New York, Routledge, 2015. 199 p.
34. Poppe A.E., Wolff J. Democracy Promotion and the Challenge of Shrinking Civic Spaces. Democracy Promotion in Times of Uncertainty: Trends and Challenges. External Democracy Promotion (EDP) Network. PRIF Report 13/2018. Available at: https://www.hsfk.de/fileadmin/HSFK/hsfk_publikationen/prif1318.pdf (accessed 01.07.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Анализ трендов японского общественного мнения и интенсивности пропагандистской кампании в отношении России в 2021-2023 гг. показывает резкий рост русофобских настроений после начала операции на Украине и ужесточения санкций/контрсанкций. Глубинныеинтервью и включенное наблюдение автора в 2020-2023 гг. позволили сделать вывод, что отношения с Токио оказались в зоне “глубокой заморозки”.
В статье предпринимается попытка концептуализации проблем энергетической безопасности четырех постсоветских де-факто государств: Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия. Делается вывод о том, что повестка энергетической безопасности этих республик серьезно отличается от подобной повестки промышленно развитых и обширных по площади государств: в условияхнепризнания и слабости экономических потенциалов главной проблемой в большинстве случаевявляется снабжение электроэнергией бытовых потребителей. Повестка энергетической безопасности играет неоднозначную роль в контексте конфликтов между четырьмя республиками и их прежними “суверенами” (материнскими государствами), в одних случаях обостряя имеющиесяпротиворечия, в других - способствуя их мирному и конструктивному разрешению.
Активизация геополитических проектов крупных игроков в отношении стран Центральной Азии ставит вопрос, насколько различные форматы С5+ Китай, США, ЕС, Турцияреально отвечают интересам стран региона. Традиционно многовекторность является основнойвнешнеполитической линией, утвержденной в официальных доктринах и стратегиях стран Центральной Азии. Ставка на диверсифицированные контакты на международной арене без приоритетности вектора на развитие отношений только с одним или двумя внешними игроками официально объясняется политическими элитами необходимостью сохранять равноудаленность отосновных мировых центров силы с целью получения инвестиций, технологий, доступа к рынкам, гарантий безопасности. Сопоставление задач и вызовов, стоящих перед государствами региона, с возможностями, которые им в реальности приносит стратегия многовекторности в рамках сотрудничества с выбранными игроками, дает основание утверждать, что эта модель во многом используется как инструмент создания видимости диверсифицированной внешней политики, который используется властями для балансирования между внешними крупными игроками.
Статья посвящена рассмотрению феномена Нагорного Карабаха для национально-государственного проекта постсоветской Армении, ее внутри- и внешнеполитического позиционирования. Автор рассматривает это явление в двух исторических плоскостях: генезис современного армянского государства в период распада Советского Союза и в первые годы после него, а также актуальная общественно-политическая конъюнктура. В статье предпринимается попыткаобъяснения, почему фактор Нагорного Карабаха, ставший триггером борьбы позднесоветскогоармянства за “миацум” (объединение Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области), перестал быть цементирующим элементом для элит и общества сегодняшней Армении. Автор рассматривает эти трансформации с помощью обновленного методологического инструментария, отказываясь от “геополитического детерминизма” и связывая принципиальные трансформации в армянской актуальной повестке не только с радикальным изменением военного статус -кво в зоне конфликта, но прежде всего с ценностным и поколенческим сдвигом внутри Армении. С помощью теории “смены парадигм” Т. Куна и “метода поколений” Х. Ортеги-и-Гассета обосновывается вывод о том, что нынешние беспрецедентные уступки Баку со стороны официального Еревана не являются исключительно проявлением слабости, волюнтаризмаи внешнеполитического разворота действующего армянского руководства на Запад. Во многомони детерминированы трансформациями настроений элит и общества Армении на протяжениивсего постсоветского периода. Данный подход позволяет объяснить, как и почему республика, конституирующая в процессе национального самоопределения свою государственность вокруг “карабахской идеи”, пошла по пути ревизии изначального целеполагания.
В статье анализируется образ Риши Сунака в англо- и хиндиязычных СМИ Индии. Для выявления динамики развития нарративов использован дискурсивно-исторический подходна основе корпуса из 2855 заголовков за 2022 г. Автор приходит к выводу, что в Индии вопросыбританской политики являются предметом крайнего интереса, причем внимание к происхождению и религиозной принадлежности Сунака сильно трансформировалось во время борьбы запост премьер-министра. Если в начале года эти темы не затрагивались, то в октябре его стали называть “гордостью нации”. В то же время экспертное сообщество становится источником контр-дискурса относительно перспектив двусторонних отношений.
В статье представлен комплексный анализ основных направлений и особенностей промышленной политики Индии с момента обретения ею независимости. Рассматриваются основные изменения в промышленной политике страны, их причины, а также перспективы. Эффективность политики на разных этапах анализируется с учетом результатов работы национальной обрабатывающей промышленности.
В статье рассматриваются основные тенденции внешней политики Франции в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) после “кризиса подлодок” и образования блока AUKUSв сентябре 2021 г. Обобщаются основные шаги по восстановлению диалога с англосаксонскими державами, предпринятые Парижем за прошедший период. Анализируются попыткифранцузской дипломатии параллельно выстроить сотрудничество с другими странами ИТРна площадках различного формата. Выделяются основные проблемы реализуемой стратегии, со временем становящиеся все более заметными, включая размытость долгосрочных ориентиров, ограниченность военно-политических ресурсов. Автор приходит к выводу, что создание AUKUS в конечном итоге не привело к радикальному пересмотру политики Франциив ИТР, которая с высокой долей вероятности сохранит силу преемственности в ближайшембудущем.
Борьба с коррупцией - важнейшее направление деятельности Коммунистическойпартии Китая и правоохранительной системы КНР. После 18-го Всекитайского съезда КПК(ноябрь 2012 г.) и избрания Си Цзиньпина на пост генерального секретаря ЦК КПК соответствующая деятельность партии и государства вышла на более высокий уровень. Си Цзиньпининициировал конституционную реформу, создав единый орган в сфере борьбы с коррупциейс обширными правоохранительными полномочиями - Государственный контрольный комитет. Произошло переформатирование всей системы борьбы с коррупцией. Центральная комиссия попроверке дисциплины теперь не вправе осуществлять антикоррупционные правоохранительныефункции, а должна сконцентрироваться на контроле за соблюдением партийной дисциплины. При этом общий контроль за антикоррупционной борьбой остается за КПК. Поскольку в Россиинет единого конституционного органа в данной области, соответствующий китайский опыт чрезвычайно актуален, теоретически и практически важен для нас.
Статья посвящена второму Саммиту и Экономическому и гуманитарному форуму Россия-Африка, который успешно прошел в Санкт-Петербурге 27-28 июля 2023 г., несмотря на колоссальные усилия Запада по его срыву. Авторы подводят первые итоги этого знакового мероприятия, пытаются определить, чем второй форум отличался от первого, и анализируют основные направления сотрудничества России и Африки в условиях трансформации мировогопорядка. Один из ключевых вопросов, которые авторы ставят в статье, - почему африканцы продолжают верить в Россию и готовы сотрудничать с ней, несмотря на угрозы США и бывших метрополий в свой адрес? Ответ авторы видят в нежелании африканцев жить по правилам, которые им навязывает Запад, и в осознании того, что у них появилась уникальная возможность достичь реального суверенитета, освободиться от наследия колониализма не на словах, а на деле. Главными вопросами, которые сегодня волнуют и Россию, и Африку, стали формирование новогоболее справедливого миропорядка, безопасность в широком смысле этого слова, научно-технологический прорыв и экономическое развитие в интересах собственных стран и народов, новые механизмы и формы взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействие в гуманитарной сфере. По мнению авторов, любое мероприятие, в том числе и такого крупного масштаба, как Саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия-Африка, важны не только сами по себе. Главным их итогом должны стать те процессы, которые будут запущены после их проведения. Прошловсего несколько месяцев после Саммита, но уже начали реализовываться конкретные проекты на африканском направлении. И это вселяет надежду, что большинство интересных и перспективных идей и предложений, выдвинутых на Саммите, будут реализованы. А это отвечает интересамкак России, так и стран Глобального Юга, так как закладывает основы формирования новогомиропорядка, более справедливого и отвечающего интересам глобального большинства.
В последние годы американо-японское экономическое сотрудничество дополняетсяновыми направлениями, выходя на следующий уровень стратегического взаимодействия. Первостепенными становятся вопросы обеспечения экономической безопасности и расширения “технологического альянса” США и Японии. Приоритетное внимание в рамках новых двустороннихинициатив уделяется таким сферам, как контроль над трансфером технологий, восстановлениероли промышленного производства, реструктуризация критически важных цепочек поставок, научно-производственная кооперация по широкому спектру задач развития цифровой экономики.
Договор по ПРО 1972 г. между СССР и США допускал развертывание ограниченной стратегической системы ПРО, но устанавливал строгий запрет на размещение систем противоракетной обороны за пределами их национальной территории. По прошествии четырех кардинальных пересмотров своей политики в области ПРО США взяли курс на развертывание системы ПРО в Европе, как заявлялось, для защиты региона от ракетно-ядерных угроз со стороны “третьих стран”. На современном этапе нарастающая деградация отношений России и стран Запада, особенно на фоне боевых действий на Украине, привела к выдвижению странами НАТО новыхподходов по интеграции систем ПРО и ПВО, предусматривающих функциональное сопряжение информационно-управляющих систем и ударных компонентов для успешного перехвата разногокласса целей. В статье предлагается авторская периодизация политики США в области противоракетной обороны, а также рассматривается каждый из выделенных этапов с особым акцентом напоследний, имеющий прямое отношение к современной политической ситуации.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru