В статье анализируется образ Риши Сунака в англо- и хиндиязычных СМИ Индии. Для выявления динамики развития нарративов использован дискурсивно-исторический подходна основе корпуса из 2855 заголовков за 2022 г. Автор приходит к выводу, что в Индии вопросыбританской политики являются предметом крайнего интереса, причем внимание к происхождению и религиозной принадлежности Сунака сильно трансформировалось во время борьбы запост премьер-министра. Если в начале года эти темы не затрагивались, то в октябре его стали называть “гордостью нации”. В то же время экспертное сообщество становится источником контр-дискурса относительно перспектив двусторонних отношений.
Идентификаторы и классификаторы
Мировые политические процессы и события вызывают в Индии особый интерес, если в них участвуют лица индийского происхождения (PIO, person of indian origin). Между тем удельный вес представителей индийских диаспор в составе политических элит ведущих стран Запада – США, Великобритании, Канады – в последние десятилетия заметно вырос. И это придает интересу индийского общества к этой проблеме особую значимость. Избрание Риши Сунака на пост премьер-министра Великобритании стало ярким подтверждением этого факта – некоторые индийские политические деятели назвали его “гордостью нации”, а новостные статьи выходили с заголовками, в которых присутствовали фразы “гордый индус”, “первый индус”, “подарок индийцам на Дивали”. В социальных сетях разгорелись споры относительно его происхождения и места рождения его родственников.
Список литературы
1. Lall M.C. India’s Missed Opportunity. India’s relationship with the Non Resident Indians. Routledge, London and New York, 2019. 478 p.
2. Герасимов В.И., Ильин М.В.Политический дискурс-анализ. Политическая наука, 2002, № 3, cc. 68-75. EDN: BAZKIZ
Gerasimov V.I., Ilyin M.V Political discourse analysis. Political Science, 2002, no. 3, pp. 68-75. (In Russ.). EDN: BAZKIZ
3. Чернявская В.Е. Дискурсивный анализ и корпусные методы: необходимое доказательное звено? Объяснительные возможности качественного и количественного подходов. Вопросы когнитивной лингвистики, 2018, № 2 (55), сс. 31-37. EDN: YVJDJI
Chernyavskaya V.E. Discursive analysis and corpus methods: a necessary evidentiary link? Explanatory possibilities of qualitative and quantitative approaches. Issues of Cognitive Linguistics, 2018, no. 2 (55), pp. 31-37. (In Russ.). DOI: 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37 EDN: YVJDJI
4. Алексеева Т. А. Химеры страны ОЗ: “Культурный поворот” в теории международных отношений. Международные процессы, 2012, № 3-4 (30-31), сс. 4-19. EDN: QBCQUT
Alekseeva T.A. “Cultural Turn” in IR Theory.International trends, 2012, no. 3-4 (30-31), pp. 4-19. (In Russ.). EDN: QBCQUT
5. Алексеева Т.А., Минеев А.П., Лошкарёв И.Д., Ананьев Б.И. “Квантовый подход” к международным отношениям: научное издание. Отв. ред. Т.А. Алексеева. Москва, АНО “Редакция журнала “Знание-сила”, 2018. 110 с. EDN: YLUXTB
Alekseeva T.A., Mineev A.P., Loshkarev I.D., Ananiev B.I. “Quantum approach” to international relations: scientific publication. Alekseeva T.A., ed. Moscow, ANO “Editorial office of the journal “Knowledge is Power”, 2018. 110 p.(In Russ.).
6. Deutsch K. The Nerves of Government. New York, Free Press, 1966. 316 p.
7. Deutsch K. Nationalism and Social Communication: An Inquiry into the Foundations of Nationality. Cambridge, MA, mMIT Press, 1966. 345 p.
8. McLuhan M., Fiore Q., Fairey S. The medium is the massage. Gingko Press, 1967. 160 p.
9. McLuhan M., Lapham L. Understanding media: The extensions of man. MIT Press, 1994. 389 p.
10. Butler D., Kavanagh D. The British General Election of1992. Palgrave Macmillan, 1992. 402 p.
11. Kavanagh D., Butler D. The British General Election of2005 (Nuffield Election). Palgrave Macmillan, 2005. 287 p.
12. Гаман-Голутвина О.В., Никитин А.И., отв. ред. Современная политическая наука. Методология: Научное издание. 2-е изд., испр. и доп. Москва, Издательство “Аспект Пресс”, 2019. 776 c.
Gaman-Golutvina O.V., Nikitin A.I., eds. Contemporary political science. Methodology: Scientific publication. 2nd ed.Moscow, Aspect Press Publishing House, 2019. 776 p. (In Russ.).
13. Baker P., Gabrielatos C., Khosravinik M., Krzyzanowski M., McEnery T., Wodak R. A useful methodologicalsynergy? Combining Critical Discourse Analysis and Corpus Linguistics to examine discourses of refugees and asylumseekers in the UK press. Discourse and Society, 2008, no. 19 (3), pp. 273-306. DOI: 10.1177/0957926508088962 EDN: JRKJXB
14. Wodak R., De Cillia R., Reisigl M. The discursive construction of national identities. Discourse and Society, 1999, no. 10 (2), pp. 149-173. DOI: 10.1177/0957926599010002002 EDN: JRKCZV
15. Wodak R. The discourse of politics in action: Politics as usual. Palgrave Macmillan, London, 2009. 252 p.
16. Fairclough N. New Labour, New Language?Routledge, New York, 2000. 188 p.
17. van Dijk T. Racism and the Press. Routledge, London, New York, 1991. 291 p.
18. Flowerdew J. The Discourse of Colonial Withdrawal: A Case Study in the Creation of Mythic Discourse. Discourse and Society, 1997, no. 8 (4), pp. 453-477. EDN: JRKBRF
19. Koller V., Mautner G.Computer applications in critical discourse analysis. Hewings A., O’Halloran K., eds. Coffin Applying English grammar: functional and corpus approaches. Hodder and Stoughton, London, 2004, pp. 216-228.
20. Mahajan G. India: Political Ideas and the Making of a Democratii Discource. Bloomsbury Publishing, 2013. 194 p.
21. Куприянов А. В. Геополитика моря: идея контроля над океаном в политическом дискурсе независимой Индии. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения, 2019, № 19 (2), сс. 234-246. EDN: TPGOTC
Kupriyanov A.V. Geopolitics of the Sea: the Idea of Ocean Control in the Political Discourse of Independent India. Vestnik RUDN.International Relations, 2019, no. 19 (2), pp. 234-246. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-2-234-246 EDN: TPGOTC
22. Куприянов А.В. “Китайская угроза” в экспертном дискурсе Индии. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2019, № 1, cc. 33-44. EDN: PDLFNN
Kupriyanov A.V. “Chinese Threat” in India’s Expert Discourse. Analysis and Forecasting. IMEMO Journal, 2019, no. 1, pp. 33-44. (In Russ.). DOI: 10.20542/afij-2019-1-33-44 EDN: PDLFNN
23. Ahmed H. Muslim Political Discourse in Postcolonial India. Monuments, Memory, Contestation. Routledge India, 2019. 344 p.
24. Pankaj K.A. Engaging with Discourse on Caste, Class, and Politics in India. South Asia Research, 2007, no. 27 (3), pp. 333-353. DOI: 10.1177/026272800702700305 EDN: JTSXLT
25. Bagga-Gupta S., Rao A. 2018. Languaging in digital global South-North spaces in the twenty-first century: media, language and identity in political discourse. Bandung, 2018, no. 5 (1), pp. 1-34. DOI: 10.1186/s40728-018-0047-z
26. Chopra R. Neoliberalism as Doxa: Bourdieu’s Theory of the State and the Contemporary Indian Discourse on Globalization and Liberalization. Cultural Studies, 2003, no. 17 (3-4), pp. 419-444. DOI: 10.1080/0950238032000083881
27. Chopra R. Global primordialities: Virtual identity politics in online Hindutva and online Dalit discourse. New Media & Society, 2006, no. 8 (2), pp. 187-206. DOI: 10.1177/1461444806061942
28. Billett S. Dividing climate change: global warming in the Indian mass media. Climatic Change, 2010, no. 99, pp. 1-16. DOI: 10.1007/s10584-009-9605-3 EDN: IQKEYK
29. Sen A., Ghatak D., Khanuja G., Rekha K., Gupta M., Dhakate S., Sharma K., Seth A. Analysis of Media Bias in Policy Discourse in India. ACM SIGCAS/SIGCHI Conference on Computing and Sustainable Societies (COMPASS) (COMPASS ‘22). New York, Association for Computing Machinery, 2022, pp. 57-77. DOI: 10.1145/3530190.3534798
30. Sharmita Kar. ‘Matter of pride for us in India’: Sonia Gandhi wishes Rishi Sunak as new UK PM. The Hindustan Times, 26.10.2022. Available at: https://www.hindustantimes.com/india-news/matter-of-pride-for-us-in-indiasonia-gandhi-wishes-rishi-sunak-as-new-uk-pm- 101666785037434.html (accessed 03.01.2023).
31. Sanjaya Baru. Can Sunak restore Britain to its lost great-ness? The Times of India, 25.10.2022. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/world/uk/behind-10-browning-street/articleshow/95083901.cms (accessed 03.03.2023).
32. Navdeep Suri. Sunak as PM matters for UK, not India. ORF, 28.10.2022. Available at: https://www.orfonline.org/research/sunak-as-pm-matters-for-uk-not-india/ (accessed 01.02.2023).
33. Sunil Bhat. ‘Mehbooba Mufti has lost it’: BJP hits out at J-K leader over tweet on Rishi Sunak. India Today, 25.10.2022. Available at: https://www.indiatoday.in/india/story/mehbooba-mufti-remark-on-rishi-sunak-uk-prime-ministerbjp-reacts-minority-kashmir-2289265-2022-10-25 (accessed 03.03.2023).
34. Kumar Shakti Shekhar. Inspired by Rishi Sunak, Owaisi says hijab-clad woman should be Indian PM, gets roasted. Times of India, 26.10.2022. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/india/inspired-by-rishi-sunak-owaisisays-hjab-clad-woman-should-be-indian-pm-gets-roasted/articleshow/95104178.cms (accessed 04.02.2023).
35. Kumar Shakti Shekhar. How Rishi Sunak as UK PM triggered row over minorities in India. Times of India, 26.10.2022. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/india/how-rishi-sunak-as-uk-pm-triggered-row-over-minoritiesin-india/articleshow/95096916.cms (accessed 02.01.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Анализ трендов японского общественного мнения и интенсивности пропагандистской кампании в отношении России в 2021-2023 гг. показывает резкий рост русофобских настроений после начала операции на Украине и ужесточения санкций/контрсанкций. Глубинныеинтервью и включенное наблюдение автора в 2020-2023 гг. позволили сделать вывод, что отношения с Токио оказались в зоне “глубокой заморозки”.
В статье предпринимается попытка концептуализации проблем энергетической безопасности четырех постсоветских де-факто государств: Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия. Делается вывод о том, что повестка энергетической безопасности этих республик серьезно отличается от подобной повестки промышленно развитых и обширных по площади государств: в условияхнепризнания и слабости экономических потенциалов главной проблемой в большинстве случаевявляется снабжение электроэнергией бытовых потребителей. Повестка энергетической безопасности играет неоднозначную роль в контексте конфликтов между четырьмя республиками и их прежними “суверенами” (материнскими государствами), в одних случаях обостряя имеющиесяпротиворечия, в других - способствуя их мирному и конструктивному разрешению.
Активизация геополитических проектов крупных игроков в отношении стран Центральной Азии ставит вопрос, насколько различные форматы С5+ Китай, США, ЕС, Турцияреально отвечают интересам стран региона. Традиционно многовекторность является основнойвнешнеполитической линией, утвержденной в официальных доктринах и стратегиях стран Центральной Азии. Ставка на диверсифицированные контакты на международной арене без приоритетности вектора на развитие отношений только с одним или двумя внешними игроками официально объясняется политическими элитами необходимостью сохранять равноудаленность отосновных мировых центров силы с целью получения инвестиций, технологий, доступа к рынкам, гарантий безопасности. Сопоставление задач и вызовов, стоящих перед государствами региона, с возможностями, которые им в реальности приносит стратегия многовекторности в рамках сотрудничества с выбранными игроками, дает основание утверждать, что эта модель во многом используется как инструмент создания видимости диверсифицированной внешней политики, который используется властями для балансирования между внешними крупными игроками.
Статья посвящена рассмотрению феномена Нагорного Карабаха для национально-государственного проекта постсоветской Армении, ее внутри- и внешнеполитического позиционирования. Автор рассматривает это явление в двух исторических плоскостях: генезис современного армянского государства в период распада Советского Союза и в первые годы после него, а также актуальная общественно-политическая конъюнктура. В статье предпринимается попыткаобъяснения, почему фактор Нагорного Карабаха, ставший триггером борьбы позднесоветскогоармянства за “миацум” (объединение Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области), перестал быть цементирующим элементом для элит и общества сегодняшней Армении. Автор рассматривает эти трансформации с помощью обновленного методологического инструментария, отказываясь от “геополитического детерминизма” и связывая принципиальные трансформации в армянской актуальной повестке не только с радикальным изменением военного статус -кво в зоне конфликта, но прежде всего с ценностным и поколенческим сдвигом внутри Армении. С помощью теории “смены парадигм” Т. Куна и “метода поколений” Х. Ортеги-и-Гассета обосновывается вывод о том, что нынешние беспрецедентные уступки Баку со стороны официального Еревана не являются исключительно проявлением слабости, волюнтаризмаи внешнеполитического разворота действующего армянского руководства на Запад. Во многомони детерминированы трансформациями настроений элит и общества Армении на протяжениивсего постсоветского периода. Данный подход позволяет объяснить, как и почему республика, конституирующая в процессе национального самоопределения свою государственность вокруг “карабахской идеи”, пошла по пути ревизии изначального целеполагания.
В статье представлен комплексный анализ основных направлений и особенностей промышленной политики Индии с момента обретения ею независимости. Рассматриваются основные изменения в промышленной политике страны, их причины, а также перспективы. Эффективность политики на разных этапах анализируется с учетом результатов работы национальной обрабатывающей промышленности.
В статье рассматриваются основные тенденции внешней политики Франции в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) после “кризиса подлодок” и образования блока AUKUSв сентябре 2021 г. Обобщаются основные шаги по восстановлению диалога с англосаксонскими державами, предпринятые Парижем за прошедший период. Анализируются попыткифранцузской дипломатии параллельно выстроить сотрудничество с другими странами ИТРна площадках различного формата. Выделяются основные проблемы реализуемой стратегии, со временем становящиеся все более заметными, включая размытость долгосрочных ориентиров, ограниченность военно-политических ресурсов. Автор приходит к выводу, что создание AUKUS в конечном итоге не привело к радикальному пересмотру политики Франциив ИТР, которая с высокой долей вероятности сохранит силу преемственности в ближайшембудущем.
Борьба с коррупцией - важнейшее направление деятельности Коммунистическойпартии Китая и правоохранительной системы КНР. После 18-го Всекитайского съезда КПК(ноябрь 2012 г.) и избрания Си Цзиньпина на пост генерального секретаря ЦК КПК соответствующая деятельность партии и государства вышла на более высокий уровень. Си Цзиньпининициировал конституционную реформу, создав единый орган в сфере борьбы с коррупциейс обширными правоохранительными полномочиями - Государственный контрольный комитет. Произошло переформатирование всей системы борьбы с коррупцией. Центральная комиссия попроверке дисциплины теперь не вправе осуществлять антикоррупционные правоохранительныефункции, а должна сконцентрироваться на контроле за соблюдением партийной дисциплины. При этом общий контроль за антикоррупционной борьбой остается за КПК. Поскольку в Россиинет единого конституционного органа в данной области, соответствующий китайский опыт чрезвычайно актуален, теоретически и практически важен для нас.
Статья посвящена второму Саммиту и Экономическому и гуманитарному форуму Россия-Африка, который успешно прошел в Санкт-Петербурге 27-28 июля 2023 г., несмотря на колоссальные усилия Запада по его срыву. Авторы подводят первые итоги этого знакового мероприятия, пытаются определить, чем второй форум отличался от первого, и анализируют основные направления сотрудничества России и Африки в условиях трансформации мировогопорядка. Один из ключевых вопросов, которые авторы ставят в статье, - почему африканцы продолжают верить в Россию и готовы сотрудничать с ней, несмотря на угрозы США и бывших метрополий в свой адрес? Ответ авторы видят в нежелании африканцев жить по правилам, которые им навязывает Запад, и в осознании того, что у них появилась уникальная возможность достичь реального суверенитета, освободиться от наследия колониализма не на словах, а на деле. Главными вопросами, которые сегодня волнуют и Россию, и Африку, стали формирование новогоболее справедливого миропорядка, безопасность в широком смысле этого слова, научно-технологический прорыв и экономическое развитие в интересах собственных стран и народов, новые механизмы и формы взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействие в гуманитарной сфере. По мнению авторов, любое мероприятие, в том числе и такого крупного масштаба, как Саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия-Африка, важны не только сами по себе. Главным их итогом должны стать те процессы, которые будут запущены после их проведения. Прошловсего несколько месяцев после Саммита, но уже начали реализовываться конкретные проекты на африканском направлении. И это вселяет надежду, что большинство интересных и перспективных идей и предложений, выдвинутых на Саммите, будут реализованы. А это отвечает интересамкак России, так и стран Глобального Юга, так как закладывает основы формирования новогомиропорядка, более справедливого и отвечающего интересам глобального большинства.
В последние годы американо-японское экономическое сотрудничество дополняетсяновыми направлениями, выходя на следующий уровень стратегического взаимодействия. Первостепенными становятся вопросы обеспечения экономической безопасности и расширения “технологического альянса” США и Японии. Приоритетное внимание в рамках новых двустороннихинициатив уделяется таким сферам, как контроль над трансфером технологий, восстановлениероли промышленного производства, реструктуризация критически важных цепочек поставок, научно-производственная кооперация по широкому спектру задач развития цифровой экономики.
Статья посвящена анализу деятельности Национального фонда демократии (НФД)6 в определении и реализации внешней политики США. Авторы уделяют внимание концепциипродвижения демократии, эволюции институциональной и стратегической значимости Фондас момента его создания в 1983 г. до прихода к власти администрации Дж. Байдена. Авторы указывают на высокий уровень институциональной устойчивости НФД благодаря поддержке американского политического истеблишмента. Эффективность же практик Фонда ставится под сомнение из-за “закрытия” политических пространств в странах, где он работает, и относительногосокращения мощи США в глобальном масштабе.
Договор по ПРО 1972 г. между СССР и США допускал развертывание ограниченной стратегической системы ПРО, но устанавливал строгий запрет на размещение систем противоракетной обороны за пределами их национальной территории. По прошествии четырех кардинальных пересмотров своей политики в области ПРО США взяли курс на развертывание системы ПРО в Европе, как заявлялось, для защиты региона от ракетно-ядерных угроз со стороны “третьих стран”. На современном этапе нарастающая деградация отношений России и стран Запада, особенно на фоне боевых действий на Украине, привела к выдвижению странами НАТО новыхподходов по интеграции систем ПРО и ПВО, предусматривающих функциональное сопряжение информационно-управляющих систем и ударных компонентов для успешного перехвата разногокласса целей. В статье предлагается авторская периодизация политики США в области противоракетной обороны, а также рассматривается каждый из выделенных этапов с особым акцентом напоследний, имеющий прямое отношение к современной политической ситуации.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru