В статье рассматриваются основные тенденции внешней политики Франции в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) после “кризиса подлодок” и образования блока AUKUSв сентябре 2021 г. Обобщаются основные шаги по восстановлению диалога с англосаксонскими державами, предпринятые Парижем за прошедший период. Анализируются попыткифранцузской дипломатии параллельно выстроить сотрудничество с другими странами ИТРна площадках различного формата. Выделяются основные проблемы реализуемой стратегии, со временем становящиеся все более заметными, включая размытость долгосрочных ориентиров, ограниченность военно-политических ресурсов. Автор приходит к выводу, что создание AUKUS в конечном итоге не привело к радикальному пересмотру политики Франциив ИТР, которая с высокой долей вероятности сохранит силу преемственности в ближайшембудущем.
Идентификаторы и классификаторы
В течение первого срока полномочий президента Франции Эммануэля Макрона (2017– 2022 гг.) одним из наиболее динамично развивающихся направлений внешней политики Пятой республики оказался Индо-Тихоокеанский вектор. Позиционируя себя в качестве полноценного регионального игрока, что обосновывается обладанием заморскими владениями в этой части земного шара, Париж с 2018 г. последовательно выстраивал собственную стратегическую линию, подразумевающую налаживание привилегированных военно-технических и иных связей с ключевыми державами ИТР [1]. Согласно выводу эксперта Французского института международных отношений (Institut français des relations internationales, IFRI) С. Пажон, эта стратегия продиктована стремлением “расширить участие Франции в формировании стабильного Индо-Тихоокеанского пространства на основе международного права, а также смягчить риски от соперничества великих держав в одном из ключевых для французских интересов районов мира” [2, p. 175].
Список литературы
1. Чихачев А. Ю. Основы современной внешней политики Франции в Индо-Тихоокеанском регионе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки, 2020, № 1, сс. 111-123. EDN: VKDPSF
Chikhachev A.Yu. Basics of French Foreign Policy in Indo-Pacific Region. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki, 2020, no. 1, pp. 111-123. (In Russ.) Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43123983 (accessed 12.04.2023).
2. Pajon C. France’s Indo-Pacific Strategy and the Quad Plus. Journal of Indo-Pacific Affairs, 2020, no. 5, pp. 165-178. Available at: https://media.defense.goV/2021/Mar/12/2002599868/-1/-1/0/10-PAJ0N.PDF/10-PAJ0N.PDF(accessed 12.04.2023).
3. Чихачев А.Ю., Гуляев Е.В. Стратегии Франции и Германии в Индо-Тихоокеанском регионе. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 5, сс. 59-67. EDN: QRXTAQ
Chikhachev A.Yu., Guliaev E.V. French and German Strategies in the Indo-Pacific. World Economy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 5, pp. 59-67. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-5-59-67 EDN: QRXTAQ
4. Рубинский Ю.И., Федоров С.М. “Кризис подводных лодок” и его возможные последствия. Аналитические записки ИЕРАН, 2021, № 29, cc. 5-11. EDN: XZLVLX
Rubinskiy Yu.I., Fedorov S.M. The “Submarine Crisis” and Its Possible Consequences. Analytical Papers Institute of Europe RAS, 2021, no. 29, pp. 5-11. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.15211/analytics42920210511
5. Duchâtel M. After AUKUS: France Tailors its Indo-Pacific Strategy. Institute of South Asian Studies, 18.02.2022. Available at: https://www.isas.nus.edu.sg/papers/after-aukus-france-tailors-its-indo-pacific-strategy/(accessed 12.04.2023).
6. Tertrais B., Duclos M. After AUKUS: How Could France Reboot Its Indo-Pacific Strategy? Institut Montaigne, 04.10.2021. Available at: https://www.institutmontaigne.org/en/expressions/after-aukus-how-could-france-rebootits-indo-pacific-strategy (accessed 12.04.2023).
7. Крамник И.А. Австралия и все-все-все. Россия в глобальной политике, 21.09.2021.
Kramnik I.A. Australia and the Others.Russia in Global Affairs, 21.09.2021. (In Russ.) Available at: https://globalaffairs.ru/articles/avstraliya-i-vse-vse-vse/ (accessed 12.04.2023).
8. Bachelier J., Pajon C. France and AUKUS: Bouncing Back to Live Up to Pacific Challenges. Briefings de l’IFRI, 03.11.2022. Available at: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/bachelier_pajon_france_aukus_pacific_challenges_2022.pdf (accessed 21.04.2023).
9. Wright G. Lueur d’espoir dans la relation franco-britannique. Institut Montaigne, 29.03.2023. Available at: https://www.institutmontaigne.org/expressions/lueur-despoir-dans-la-relation-franco-britannique (accessed 23.04.2023).
10. Wintour P. Macron Stands by Divisive Remark about US Allies ‘Not Being Vassals’. The Guardian, 12.04.2023. Available at: https://www.theguardian.com/world/2023/apr/12/macron-stands-by-remark-us-allies-not-vassalschina (accessed 23.04.2023).
11. Hadar L. America’s Oldest Ally: Having the Croissant and Eating it Too. The National Interest, 11.04.2023. Available at: https://nationalinterest.org/feature/america%E2%80%99s-oldest-ally-having-croissant-and-eating-it-too-206393 (accessed 23.04.2023).
12. Keiger J. Is Macron Dreaming of Aukus Becoming Fraukus? The Spectator, 12.03.2023. Available at: https://www.spectator.co.uk/article/is-macron-dreaming-of-aukus-becoming-fraukus/ (accessed 23.04.2023).
13. Duchâtel M. La crédibilité de la France dans l’Indopacifique: premières pistes. Institut Montaigne, 2023. 30 p. Available at: https://www.institutmontaigne.org/ressources/pdfs/publications/la-credibilite-de-la-france-danslindopacifique-premieres-pistes-note-denjeux.pdf (accessed 12.04.2023).
14. Bhaumik A. India, France, UAE Adopt Roadmap for ‘Rafale Forum’. Deccan Herald, 04.02.2023. Available at: https://www.deccanherald.com/national/india-france-uae-adopt-roadmap-for-rafale-forum-1187872.html (accessed 31.05.2023).
15. Khudoley K. New Russia-West Confrontation: War of Attrition or Escalation? Strategic Analysis, 2022, vol. 46, no. 6, pp. 571-584. Available at:. DOI: 10.1080/09700161.2022.2149980 EDN: QXZPIW
16. Hugues P. “Naif’, “irresponsable”: en Allemagne, les propos de Macron ne passent pas. Le Point, 11.04.2023. Available at: https://www.lepoint.fr/monde/propos-sur-taiwan-politiques-et-editorialistes-allemands-tancentmacron-11-04-2023-2515890_24.php (accessed 31.05.2023).
17. Godement F. Macron et la Chine: les périls du “en même temps”. Institut Montaigne, 12.04.2023. Available at: https://www.institutmontaigne.org/expressions/macron-et-la-chine-les-perils-du-en-meme-temps (accessed 31.05.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Анализ трендов японского общественного мнения и интенсивности пропагандистской кампании в отношении России в 2021-2023 гг. показывает резкий рост русофобских настроений после начала операции на Украине и ужесточения санкций/контрсанкций. Глубинныеинтервью и включенное наблюдение автора в 2020-2023 гг. позволили сделать вывод, что отношения с Токио оказались в зоне “глубокой заморозки”.
В статье предпринимается попытка концептуализации проблем энергетической безопасности четырех постсоветских де-факто государств: Республики Абхазия, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия. Делается вывод о том, что повестка энергетической безопасности этих республик серьезно отличается от подобной повестки промышленно развитых и обширных по площади государств: в условияхнепризнания и слабости экономических потенциалов главной проблемой в большинстве случаевявляется снабжение электроэнергией бытовых потребителей. Повестка энергетической безопасности играет неоднозначную роль в контексте конфликтов между четырьмя республиками и их прежними “суверенами” (материнскими государствами), в одних случаях обостряя имеющиесяпротиворечия, в других - способствуя их мирному и конструктивному разрешению.
Активизация геополитических проектов крупных игроков в отношении стран Центральной Азии ставит вопрос, насколько различные форматы С5+ Китай, США, ЕС, Турцияреально отвечают интересам стран региона. Традиционно многовекторность является основнойвнешнеполитической линией, утвержденной в официальных доктринах и стратегиях стран Центральной Азии. Ставка на диверсифицированные контакты на международной арене без приоритетности вектора на развитие отношений только с одним или двумя внешними игроками официально объясняется политическими элитами необходимостью сохранять равноудаленность отосновных мировых центров силы с целью получения инвестиций, технологий, доступа к рынкам, гарантий безопасности. Сопоставление задач и вызовов, стоящих перед государствами региона, с возможностями, которые им в реальности приносит стратегия многовекторности в рамках сотрудничества с выбранными игроками, дает основание утверждать, что эта модель во многом используется как инструмент создания видимости диверсифицированной внешней политики, который используется властями для балансирования между внешними крупными игроками.
Статья посвящена рассмотрению феномена Нагорного Карабаха для национально-государственного проекта постсоветской Армении, ее внутри- и внешнеполитического позиционирования. Автор рассматривает это явление в двух исторических плоскостях: генезис современного армянского государства в период распада Советского Союза и в первые годы после него, а также актуальная общественно-политическая конъюнктура. В статье предпринимается попыткаобъяснения, почему фактор Нагорного Карабаха, ставший триггером борьбы позднесоветскогоармянства за “миацум” (объединение Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области), перестал быть цементирующим элементом для элит и общества сегодняшней Армении. Автор рассматривает эти трансформации с помощью обновленного методологического инструментария, отказываясь от “геополитического детерминизма” и связывая принципиальные трансформации в армянской актуальной повестке не только с радикальным изменением военного статус -кво в зоне конфликта, но прежде всего с ценностным и поколенческим сдвигом внутри Армении. С помощью теории “смены парадигм” Т. Куна и “метода поколений” Х. Ортеги-и-Гассета обосновывается вывод о том, что нынешние беспрецедентные уступки Баку со стороны официального Еревана не являются исключительно проявлением слабости, волюнтаризмаи внешнеполитического разворота действующего армянского руководства на Запад. Во многомони детерминированы трансформациями настроений элит и общества Армении на протяжениивсего постсоветского периода. Данный подход позволяет объяснить, как и почему республика, конституирующая в процессе национального самоопределения свою государственность вокруг “карабахской идеи”, пошла по пути ревизии изначального целеполагания.
В статье анализируется образ Риши Сунака в англо- и хиндиязычных СМИ Индии. Для выявления динамики развития нарративов использован дискурсивно-исторический подходна основе корпуса из 2855 заголовков за 2022 г. Автор приходит к выводу, что в Индии вопросыбританской политики являются предметом крайнего интереса, причем внимание к происхождению и религиозной принадлежности Сунака сильно трансформировалось во время борьбы запост премьер-министра. Если в начале года эти темы не затрагивались, то в октябре его стали называть “гордостью нации”. В то же время экспертное сообщество становится источником контр-дискурса относительно перспектив двусторонних отношений.
В статье представлен комплексный анализ основных направлений и особенностей промышленной политики Индии с момента обретения ею независимости. Рассматриваются основные изменения в промышленной политике страны, их причины, а также перспективы. Эффективность политики на разных этапах анализируется с учетом результатов работы национальной обрабатывающей промышленности.
Борьба с коррупцией - важнейшее направление деятельности Коммунистическойпартии Китая и правоохранительной системы КНР. После 18-го Всекитайского съезда КПК(ноябрь 2012 г.) и избрания Си Цзиньпина на пост генерального секретаря ЦК КПК соответствующая деятельность партии и государства вышла на более высокий уровень. Си Цзиньпининициировал конституционную реформу, создав единый орган в сфере борьбы с коррупциейс обширными правоохранительными полномочиями - Государственный контрольный комитет. Произошло переформатирование всей системы борьбы с коррупцией. Центральная комиссия попроверке дисциплины теперь не вправе осуществлять антикоррупционные правоохранительныефункции, а должна сконцентрироваться на контроле за соблюдением партийной дисциплины. При этом общий контроль за антикоррупционной борьбой остается за КПК. Поскольку в Россиинет единого конституционного органа в данной области, соответствующий китайский опыт чрезвычайно актуален, теоретически и практически важен для нас.
Статья посвящена второму Саммиту и Экономическому и гуманитарному форуму Россия-Африка, который успешно прошел в Санкт-Петербурге 27-28 июля 2023 г., несмотря на колоссальные усилия Запада по его срыву. Авторы подводят первые итоги этого знакового мероприятия, пытаются определить, чем второй форум отличался от первого, и анализируют основные направления сотрудничества России и Африки в условиях трансформации мировогопорядка. Один из ключевых вопросов, которые авторы ставят в статье, - почему африканцы продолжают верить в Россию и готовы сотрудничать с ней, несмотря на угрозы США и бывших метрополий в свой адрес? Ответ авторы видят в нежелании африканцев жить по правилам, которые им навязывает Запад, и в осознании того, что у них появилась уникальная возможность достичь реального суверенитета, освободиться от наследия колониализма не на словах, а на деле. Главными вопросами, которые сегодня волнуют и Россию, и Африку, стали формирование новогоболее справедливого миропорядка, безопасность в широком смысле этого слова, научно-технологический прорыв и экономическое развитие в интересах собственных стран и народов, новые механизмы и формы взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействие в гуманитарной сфере. По мнению авторов, любое мероприятие, в том числе и такого крупного масштаба, как Саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия-Африка, важны не только сами по себе. Главным их итогом должны стать те процессы, которые будут запущены после их проведения. Прошловсего несколько месяцев после Саммита, но уже начали реализовываться конкретные проекты на африканском направлении. И это вселяет надежду, что большинство интересных и перспективных идей и предложений, выдвинутых на Саммите, будут реализованы. А это отвечает интересамкак России, так и стран Глобального Юга, так как закладывает основы формирования новогомиропорядка, более справедливого и отвечающего интересам глобального большинства.
В последние годы американо-японское экономическое сотрудничество дополняетсяновыми направлениями, выходя на следующий уровень стратегического взаимодействия. Первостепенными становятся вопросы обеспечения экономической безопасности и расширения “технологического альянса” США и Японии. Приоритетное внимание в рамках новых двустороннихинициатив уделяется таким сферам, как контроль над трансфером технологий, восстановлениероли промышленного производства, реструктуризация критически важных цепочек поставок, научно-производственная кооперация по широкому спектру задач развития цифровой экономики.
Статья посвящена анализу деятельности Национального фонда демократии (НФД)6 в определении и реализации внешней политики США. Авторы уделяют внимание концепциипродвижения демократии, эволюции институциональной и стратегической значимости Фондас момента его создания в 1983 г. до прихода к власти администрации Дж. Байдена. Авторы указывают на высокий уровень институциональной устойчивости НФД благодаря поддержке американского политического истеблишмента. Эффективность же практик Фонда ставится под сомнение из-за “закрытия” политических пространств в странах, где он работает, и относительногосокращения мощи США в глобальном масштабе.
Договор по ПРО 1972 г. между СССР и США допускал развертывание ограниченной стратегической системы ПРО, но устанавливал строгий запрет на размещение систем противоракетной обороны за пределами их национальной территории. По прошествии четырех кардинальных пересмотров своей политики в области ПРО США взяли курс на развертывание системы ПРО в Европе, как заявлялось, для защиты региона от ракетно-ядерных угроз со стороны “третьих стран”. На современном этапе нарастающая деградация отношений России и стран Запада, особенно на фоне боевых действий на Украине, привела к выдвижению странами НАТО новыхподходов по интеграции систем ПРО и ПВО, предусматривающих функциональное сопряжение информационно-управляющих систем и ударных компонентов для успешного перехвата разногокласса целей. В статье предлагается авторская периодизация политики США в области противоракетной обороны, а также рассматривается каждый из выделенных этапов с особым акцентом напоследний, имеющий прямое отношение к современной политической ситуации.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru