Цель данной статьи заключается в том, чтобы пролить свет на две недостаточно изученные области исследований: полиглотизм и поддержание языка у мультилингвов с психолингвистической точки зрения. Теоретической основой при рассмотрении второй из этих тем является динамическая модель многоязычия Хердины и Йесснер (2002) в свете холистического подхода и теории сложных динамических систем. Обсуждается проблема употребления терминов «мультилингв», «полиглот» и «гиперполиглот» и предлагается новое определение термина «полиглот». Также рассматриваются такие термины, как «любитель языка» и «языковой энтузиаст». Вниманию представляются некоторые результаты диссертационного исследования автора (2020), данные для которого были собраны у участников двух международных полиглотических форумов 2016 и 2017 годов с помощью анкеты и полуструктурированного экспертного интервью. Было опрошено 18 полиглотов, среди которых такие известные полиглоты, как Р. Симкотт, А. Аргуэльес, Х. Абадзи, Л. Лампариелло и Э. Полезе. Приводятся примеры высказываний участников исследования в виде отрывков из интервью, а также иллюстрации того, что поддержание языка требует значительных усилий - как энергии, так и времени - со стороны обучающегося. Описывается воспринимаемая важность, которую полиглоты придают поддержанию языка. У опытных практиков изучения языков, каковыми являются полиглоты, было выявлено эмерджентное свойство, а именно эффективное оркестрирование стратегиями усвоения, поддержания и использования языка. Впервые были классифицированы стратегии поддержания языка: это стратегии, которые направлены на максимизацию использования языка и минимизацию усилий по поддержанию языка. Было обнаружено, что в поддержании языка важную роль играют эмоциональные, метакогнитивные и психологические факторы. Особое внимание было уделено любви к языкам и мотивации как наиболее влиятельным факторам.
This paper aims at shedding light on two under-researched study fields: polyglotism and language maintenance in multilinguals from a psycholinguistic perspective. The theoretic lens for the latter is the holistic and Complex Dynamic System Theory perspective of the Dynamic Model of Multilingualism by Herdina & Jessner (2002). The issue of terminology around the terms multilingual, polyglot, and hyperpolyglot is outlined and a new definition for the term polyglot is offered. Terms like language lover and language enthusiast are also considered. A selection of the findings of the author’s doctoral thesis (2020) is presented. Data was gathered from participants in two international polyglot events in 2016 and 2017 with the help of a questionnaire and a semi-structured expert interview. Eighteen polyglots were questioned. Among them were renowned polyglots like Richard Simcott, Alexander Argüelles, Helen Abadzi, Luca Lampariello, and Elisa Polese. Voice is given to the participants of this study in the form of excerpts from the interviews. Ample proof that considerable language maintenance effort is necessary to counteract the phenomenon of language attrition if not enough time and energy are invested in the multilingual psycholinguistic system was found. The perceived importance that polyglots attach to language maintenance is described. An emergent property, namely smart strategy orchestration of language acquisition, language maintenance, and language management strategies, was identified in experienced language learners such as polyglots. For the first time, language maintenance strategies were classified. These are the strategies that aim to maximize language use and to minimize the language maintenance effort. Affective, metacognitive, and psychological factors were found to play a significant role in language maintenance. The focus was laid on the love for languages and on motivation as the most impactful factors.