Предлагаемая статья являет собой рецензию на монографию Романова А. А., Новоселовой О. В. Регулятивные менасивы в политической коммуникации США. - М.: Флинта, 2023. - 240 с. (Серия «Менасивный код политического пространства»). В рецензии отмечается актуальность проведенного авторами дискурсивного исследования, а также теоретическая и практическая значимость описания когнитивного феномена вербальной угрозы как туннельного знака предвыборной коммуникации.
Идентификаторы и классификаторы
Рецензируемая монография выполнена в русле когнитивно-дискурсивной парадигмы в лингвистике и посвящена обсуждению актуальной проблемы выбора политического лидера в современной жизни американского общества. В фокусе внимания авторов находится лингвокогнитивная специфика высказываний-угроз (также: менасивных высказываний или менасивов) как агитационно-воздействующего ресурса политической борьбы (подробнее см.: Романов, Новоселова, 2013; 2020; 2023), а также описание механизма их функционирования в вербальном поведении американских политических деятелей.
Список литературы
1. Романов А.А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения. - М.: Институт языкознания АН СССР, 1988. - 183 с. EDN: TVCBVF
2. Романов А.А. Политическая лингвистика: Функциональный подход. - Москва-Тверь: ИЯ РАН, 2002. - 191 с. EDN: WCORXB
3. Романов А.А. Лингвопрагматическая модель речевого управления диалогом: системный анализ с примерами из русского и немецкого языков. - М.: (ЛЕНАНД), 2020. - 264 с. EDN: YDDRDR
4. Романов А.А., Новоселова О.В. Дискурс угрозы в социальной интеракции. - Москва-Тверь: ИЯ РАН, Тверская ГСХА, 2013. - 168 с. EDN: TQJIZH
5. Романов А.А., Новоселова О.В. Дискурсивная реализация угрозы в предвыборной коммуникации // Russian Journal of Linguistics. - 2020, Т. 24, № 2. - С. 419-448. EDN: YGFQON
6. Романов, А. А. Предвыборные менасивыкак особый прагматический тип высказываний со значением угрозы / А. А. Романов, О. В. Новоселова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - № 1. - С. 44-52. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2020.1.44 EDN: IQPBSC
7. Романов А.А., Новоселова О.В. Менасивные конструкты предвыборной дискурсии: лингвокогнитивный анализ материалов программ президентской кампании 2018 года. - М.: Флинта, 2021. - 440 с. EDN: LTWAQY
8. Романов А.А., Новоселова О.В. Регулятивные менасивы в политической коммуникации США. - М.: Флинта, 2023. - 240 с. EDN: QLUPIF
9. Романов А.А., Новоселова О.В. Лингвокогнитивный механизм формирования менасивного значения в предвыборной коммуникации // Лингвистика первой четверти ХХI века: тенденции, итоги и перспективы: коллективная монография / под общ. ред. А.А. Романова. - Москва: ФЛИНТА, 2024. - С. 304-328. EDN: OJOFOB
10. Романов А.А., Черепанова И.Ю. Языковая суггестия в предвыборной коммуникации. - Тверь: Герс, 1998. - 205 с. EDN: TVCAZR
и
Выпуск
Другие статьи выпуска
8 февраля 2024 года кафедра культурологии, философии культуры и эстетики Института философии Санкт-Петербургского государственного университета проводила Круглый стол «Ценностная архитектоника дигитальной культуры», посвященный 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета.
16-17 января 2024 года учреждение образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова» (Республика Беларусь) проводил Международный круглый стол «Теоретические проблемы и прикладные аспекты лингвистики XXI-го века».
9-10 ноября 2023 года на факультете журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова при участии Национальной ассоциации исследователей массмедиа и Союза журналистского образования вузов Китая и России состоялись XV международные научные чтения «СМИ и массовые коммуникации–2023».
При понимании нужно учитывать знания лингвистические, знания энциклопедические, законы логики, экстралингвистические факторы (личный опыт, личностные оценки), культурный контекст, психологические особенности личности (автора и читателя). Каждый из этих факторов в отдельности и их возможные комбинации определяют степень глубины и полноты постижения смысла поэтического текста.
2 января 2024 года отмечает свой 75-летний юбилей Валентина Авраамовна Маслова – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и начального образования Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, профессор кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Международного университета «МИТСО», член Президиума Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь.
В статье рассматриваются стратегии фразеологического и нефразеологического перевода ряда клишированных единиц, использованных английским, французским и татарским переводчиками в переводах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». В качестве материала исследования привлекались примеры из текстов переводов И. Хэпгуд (1915 г.), Л. Виардо (1853 г.), А. Файзи (1973 г.). Клише и их соответствия сопоставляются в аспекте конвергентности, критериями выступают адекватность и эквивалентность как качественные и количественные характеристики перевода.
Статья посвящена исследованию ценностного аспекта идиоматических выражений, использованных в сценарии компьютерной видеоигры «Мор. Утопия» (2005 г.). Рассмотрено варьирование выраженных идиомами ценностных ориентиров персонажей игры по гендерному, возрастному и классовому параметрам. Отмечено преобладание антиценностей, выражаемых идиомами.
В статье анализируются коммуникативно-прагматические особенности заголовочного комплекса в издании «Коммерсантъ». В частности, рассматриваются дизайнерско-оформительские решения, семантическая специфика отдельных заголовков и заголовочного комплекса в целом. В статье представлен анализ кликабельных заголовков интернет-версии «Коммерсанта», построенных как заголовки-каламбуры.
В статье на примере двух кейсов: мобилизационной коммуникации для выборов Президента России-2024 и просветительско-рекреационной, связанной с выставкой-форумом «Россия» на ВДНХ, рассматриваются цифровые инструменты современной медийной политической коммуникации. Автор приходит к выводу, что эффективность политических медиадискурсов в их воздействии на общество зависит, в частности, от использования многообразных цифровых инструментов, разнообразия медийных практик и форматов.
В статье рассмотрены три модели параметров, которые могут быть применены для лингвистического описания имиджа города в социальных медиа: модели Ш. Эхтнер и Б. Ричи, И. А. Сушненковой и А. Бумана. В качестве материала для практического исследования использованы комментарии жителей и туристов о британском городе Кембридже. Лингвистический анализ имиджа Кембриджа позволил выявить его сильные и слабые стороны.
Цифровые технологии существенно меняют процессы производства, распространения и потребления информации. В статье выявляется зависимость коммуникативной активности потребителя контента от технологической и творческой компоненты коммуникации, анализируются актуальные модели медиа коммуникации, статистические данные, характеризующие степень вовлеченности и обратную связь аудитории при применении разных методов интерактивности, учитывается высокая степень проникновения Интернета в социальную жизнь современного общества, уровень коммуникативной экспансии в мире. Автор обосновывает специфику интерактивности и ее влияние на медиа аудитории; доказывает, что читательская и потребительская активность в медиакоммуникации - индикатор направленности и важнейшая качественная характеристика нелинейного коммуникативного процесса.
Исследование посвящено изучению особенностей невербального поведения человека в ситуациях измененного состояния сознания. Рассматриваются различные виды невербального поведения персонажей романов Ф. М. Достоевского и способы их описания.
В работе предпринята попытка описать функциональную и прагма-семантическую специфику типового коммуникативного взаимодействия конфронтационной (также - агонально-эристической) направленности, в котором активное участие принимают представитель законной финансовой институции (организации) и проблемный клиент, нарушающий или нарушивший условия заключённого с ней договора. Обозначенный коммуникативный тип социально - регламентивного вербального поведения характеризуется использованием интегративной совокупности дискурсивных практик, образующих на основе типового иллокутивного потенциала коммуникативный конструкт под названием “настойчивый / убеждающий уговор”. На основе функциональных и когнитивно-прагматических характеристик иллокутивного потенциала типового конструкта описывается специфика его функционально-семантического (когнитивного) представления (ФСП), которое задаёт формат реализации не только типового фрейма базового конструкта, но и его вербальных вариантов.
Издательство
- Издательство
- ТГСХА
- Регион
- Россия, Тверь
- Почтовый адрес
- 170904, Тверская область, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), 7
- Юр. адрес
- 170904, Тверская область, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), 7
- ФИО
- Мигулев Павел Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@tvgsha.ru
- Контактный телефон
- +7 (482) 2531236