В статье рассматриваются теоретические основы культурного самоопределения личности через анализ экзистенциальных вопросов бытия как поиск и реализацию смысла жизни, предназначение себя в культуре. Делается краткий обзор видов самоопределения, историко-методологический анализ становления и развития теории культурного самоопределения личности в контексте расширения предмета экзистенциальной педагогики. Экзистенциальная идея в теории культурного самоопределения личности, по мнению автора статьи, состоит в том, что сущность человека не задана изначально культурой, а обретается в процессе индивидуального поиска собственной культурной идентичности. Раскрывается сущность феномена «культурное самоопределение личности» как непрерывного процесса качественной целенаправленной выработки внутренней позиции к окружающей поликультурной среде, позволяющей наиболее эффективно осуществлять различные виды активности в условиях социокультурной неопределенности; предлагается в его компонентный состав включить такие таксоны, как кросс-культурную сферу, ценностно-смысловую картину мира, глобальное отношение личности к культуре и ее поликультурную самоорганизацию; в качестве механизма развития понимать логическую последовательность процедур, определяющую внутреннее устройство личностного явления (механизм имеет спиралевидный путь и вбирает в себя принцип цикличности и линейности, реализуя такие стадии, как поиск→оценку→выбор→проекцию). Также в статье развивается идея о том, что культурное самоопределение является системообразующей категорией образования, выступает как базовый образовательный процесс и достигаемый в его ходе результат. В заключение делается вывод о том, что повышение значимости культурного самоопределения личности в контексте антропологического признания свободы, связанного с экзистенциальным выбором бытия человека в условиях социокультурной неопределенности и плюрализма ведет к необходимости разработок педагогических концепций, методического корпуса, что служит целью дальнейшего научного поиска автора статьи.
The article examines the theoretical foundations of cultural self-determination of a person through the analysis of existential questions of being as the search and realization of the meaning of life, the purpose of oneself in culture. A brief review of the types of self-determination, historical and methodological analysis of formation and development of the theory of cultural self-determination of the individual in the context of expanding the subject of existential pedagogy is made. The existential idea in the theory of cultural self-determination of the individual, according to the author of the article, is that the essence of a person is not originally set by culture, but is acquired in the process of an individual search for his own cultural identity. The essence of the phenomenon of «cultural self-determination of the individual» is revealed as a continuous process of high-quality purposeful development of the internal position to the surrounding polycultural environment, which makes it possible to most effectively carry out various types of activity in conditions of sociocultural uncertainty; it is proposed to include taxons such as the cross-cultural sphere, the value-semantic picture of the world, the global attitude of the individual to culture and its multicultural self-organization in its component composition; and development mechanism is understood as the logical sequence of procedures that determines the internal structure of a personal phenomenon (the mechanism has a spiral path and incorporates the principle of cyclicity and linearity, implementing stages such as search → evaluation → choice → projection). The article also develops the idea that cultural self-determination is a system-forming category of education, acts as a basic educational process and the result achieved in its course. In conclusion, it is concluded that increasing the importance of cultural self-determination of the individual in the context of anthropological recognition of freedom associated with the existential choice of a person’s being in conditions of sociocultural uncertainty and pluralism leads to the need to develop pedagogical concepts, a methodological corpus, which is the purpose for further scientific search for the author of the article.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/1813-145X-2024-2-137-45
- eLIBRARY ID
- 67973411