В статье представлен психолого-педагогический анализ проблем и, как следствие, запросов, которые есть у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут быть преодолены собственными силами, поэтому семья нуждается во внешней помощи и поддержке со стороны различных специалистов, причем на разных возрастных этапах характер запросов на помощь и поддержку меняется. Трудности и проблемы семьи могут затрагивать сферы супружеских или детско-родительских отношений, проявляться в психологическом или эмоциональном плане, отражаться на материальном благополучии семьи. Автор данной статьи делает акцент на педагогическом компоненте сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В теоретическом обзоре автором проведен сравнительный анализ подходов, представленных в отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных вопросам сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, при этом подчеркивается, что зарубежные авторы в большей степени обращают внимание на формы сопровождения семьи, тогда как в центре отечественных исследований чаще оказываются содержательные вопросы, связанные с дефицитами исследуемых семей. В качестве существенного недостатка исследований автор статьи обращает внимание на разрозненность как собственно исследований, так и организации системы сопровождения семьи, то есть в большинстве работ рассматриваются проблемы и запросы семей, воспитывающих ребенка определенной нозологии, тогда как автор статьи постулирует мысль о существовании инвариантных запросов на сопровождение в целом и на педагогическое сопровождение в частности. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Результаты опроса более чем 450-ти семей, воспитывающих детей разной нозологии от раннего возраста до юношеского периода, позволили выделить типовые запросы на сопровождение, что может быть положено в основу построения инвариантной программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
The article presents a psychological and pedagogical analysis of the problems and, as a result, the requests that parents raising children with disabilities have. The difficulties faced by a family raising a child with disabilities cannot always be overcome on their own, so the family needs external assistance and support from various specialists, and at different age stages the nature of requests for help and support changes. Difficulties and problems of the family can affect the spheres of marital or child-parental relations, manifest themselves psychologically or emotionally, and affect the material well-being of the family. The author of this article focuses on the pedagogical component of accompanying a family raising a child with disabilities. In the theoretical review, the author conducted a comparative analysis of the approaches presented in domestic and foreign studies devoted to the issues of accompanying families raising a child with disabilities, while it is emphasized that foreign authors pay more attention to the forms of family support, while the center of domestic research is more often meaningful questions related to the shortages of the studied families. As a significant drawback of research, the author of the article draws attention to the fragmentation of both the research itself and the organization of the family support system, that is, most of the works consider the problems and requests of families raising a child of a certain nosology, while the author of the article postulates the idea of the existence of invariant requests for support in general and for pedagogical support in particular. The empirical research has confirmed the hypothesis. The results of the survey of more than 450 families raising children of different nosology from early age to adolescence made it possible to identify typical requests for support, which can be the basis for building an invariant program for supporting a family raising a child with disabilities.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/1813-145X-2024-2-137-20
- eLIBRARY ID
- 67973409