ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВОЙ НАГЛЯДНОСТИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМИКСОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ (2024)

Читать онлайн

В статье рассматриваются принципы использования комиксов как исторического источника на уроках истории. Анализируются подходы к включению материалов «занимательной наглядности» в конструирование урока, осмысливается опыт, накопленный зарубежными и российскими авторами по вопросам применения комикса в урочной деятельности, дается обзор исторических комиксов, посвященных событиям Первой мировой войны, предлагаются варианты интеграции графических произведений зарубежных и российских авторов в рамках двух тем школьного курса истории «Первая мировая война» и «Россия в Первой мировой войне (1914 -1918)». Определяются цели, задачи и принципы включения графических новелл в урок. В качестве иллюстрации приводятся примеры использования фрагментов комиксов «Белая смерть» Р. Моррисона и Ч. Адларда, «К черту эту войну» Ж. Тарди, «Дело Принципа» Д. Чинова и А. Акишина и «Фронт 14-17» И. Воронина. Особое внимание уделяется моделированию на основе визуального ряда графических новелл заданий по образцу демоверсии КИМ ЕГЭ по истории (задание 8 и задание 15), их использованию в учебной деятельности. Делаются выводы об интегративном характере комикса как исторического источника, его мобилизационном и информационном потенциале, способности усиливать эмоциональный фон урочного занятия. В статье показывается, что результатом эффективного использования фрагментов комиксов может стать не только отработка предметных результатов обучения, но и развитие читательской грамотности обучающихся.

The article examines the principles of using comics as a historical source in history lessons. We analyze approaches to include materials of «entertaining visibility» in the lesson, comprehends the experience gained by foreign and Russian authors on the use of the comic in the classroom, gives an overview of historical comics dedicated to the events of the First World War, offers options for integrating graphic works of foreign and Russian authors within the framework of two topics of the school history course «World War I» and “Russia in World War I (1914-1918). «The goals, objectives and principles of including graphic novels in the lesson are determined. As an illustration, examples on the use of fragments from the comics «White Death» by R. Morrison and C. Adlard, «To hell with this war» by J. Tardy, «The Case of Principle» by D. Chinov and A. Akishin and «Front 14-17» by I. Voronin are given. Particular attention is paid to modeling tasks based on a visual series of graphic novels on the model of the KIM demo version of the Unified State Exam in history (task 8 and task 15), their use in educational activities. Conclusions are drawn about the integrative nature of the comic as a historical source, its mobilizing information potential, the ability to strengthen the emotional background of the lesson. The article shows that the result of the effective use of comic book fragments can develop subject learning results, and also develop reading literacy of students.

Ключевые фразы: исторический комикс, занимательная наглядность в урочной деятельности, урок истории в общеобразовательной школе, моделирование заданий на основе изображений комикса, предметные и метапредметные результаты обучения
Автор (ы): Урядова Анна Владимировна
Соавтор (ы): Страхова Наталья Вячеславовна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.018. Основные формы воспитания и обучения
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-2-137-33
eLIBRARY ID
67973410
Для цитирования:
УРЯДОВА А. В., СТРАХОВА Н. В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВОЙ НАГЛЯДНОСТИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМИКСОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи