В статье рассматриваются принципы использования комиксов как исторического источника на уроках истории. Анализируются подходы к включению материалов «занимательной наглядности» в конструирование урока, осмысливается опыт, накопленный зарубежными и российскими авторами по вопросам применения комикса в урочной деятельности, дается обзор исторических комиксов, посвященных событиям Первой мировой войны, предлагаются варианты интеграции графических произведений зарубежных и российских авторов в рамках двух тем школьного курса истории «Первая мировая война» и «Россия в Первой мировой войне (1914 -1918)». Определяются цели, задачи и принципы включения графических новелл в урок. В качестве иллюстрации приводятся примеры использования фрагментов комиксов «Белая смерть» Р. Моррисона и Ч. Адларда, «К черту эту войну» Ж. Тарди, «Дело Принципа» Д. Чинова и А. Акишина и «Фронт 14-17» И. Воронина. Особое внимание уделяется моделированию на основе визуального ряда графических новелл заданий по образцу демоверсии КИМ ЕГЭ по истории (задание 8 и задание 15), их использованию в учебной деятельности. Делаются выводы об интегративном характере комикса как исторического источника, его мобилизационном и информационном потенциале, способности усиливать эмоциональный фон урочного занятия. В статье показывается, что результатом эффективного использования фрагментов комиксов может стать не только отработка предметных результатов обучения, но и развитие читательской грамотности обучающихся.
The article examines the principles of using comics as a historical source in history lessons. We analyze approaches to include materials of «entertaining visibility» in the lesson, comprehends the experience gained by foreign and Russian authors on the use of the comic in the classroom, gives an overview of historical comics dedicated to the events of the First World War, offers options for integrating graphic works of foreign and Russian authors within the framework of two topics of the school history course «World War I» and “Russia in World War I (1914-1918). «The goals, objectives and principles of including graphic novels in the lesson are determined. As an illustration, examples on the use of fragments from the comics «White Death» by R. Morrison and C. Adlard, «To hell with this war» by J. Tardy, «The Case of Principle» by D. Chinov and A. Akishin and «Front 14-17» by I. Voronin are given. Particular attention is paid to modeling tasks based on a visual series of graphic novels on the model of the KIM demo version of the Unified State Exam in history (task 8 and task 15), their use in educational activities. Conclusions are drawn about the integrative nature of the comic as a historical source, its mobilizing information potential, the ability to strengthen the emotional background of the lesson. The article shows that the result of the effective use of comic book fragments can develop subject learning results, and also develop reading literacy of students.
УРЯДОВА А. В., СТРАХОВА Н. В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВОЙ НАГЛЯДНОСТИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМИКСОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи
Преподавание истории в условиях современных трансформаций является чрезвычайно ярким, интересным и непростым. С одной стороны, новейшие информационные технологии, так называемая «цифра», дают возможности превращать уроки чуть ли не в феерические шоу с использованием интерактивных средств (интерактивные карты, видеоряд и т. п.) и приемов, добиваться эмоциональной включенности обучающихся в образовательный процесс, акцентируя внимание на ярких знаковых моментах (опорных сигналах). С другой стороны, визуализация восприятия, акцентирование внимания на броских сюжетах приводят к сложностям понимания обучающимися, текстовой информации и формирования представлений об исторических эпохах [Емшанов, 2009]. Задаваясь вопросом о роли наглядности в процессе изучения истории в школе, невольно обращаешься к трудам советского классика методики преподавания истории А. А. Вагина [Вагин, 1968], который считал, что при помощи наглядности можно создать яркий образ, помогающий глубокому усвоению и раскрытию закономерностей, выявлению существенных характеристик.
Список литературы
Абдулаев Э. Н. Использование условно-графической наглядности при изучении темы “Правление Павла I” / Э. Н. Абдулаев, А. Ю. Морозов // Преподавание истории в школе. 2018. № 2. С. 62-63. EDN: YNUJRU
Архипова Л. М. Комиксы как инновационный метод активизации познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения истории // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 106-110. EDN: PYBDJR
Бобин Д. Н. Художественный комикс на уроке истории в средней школе: возможности применения / Д. Н. Бобин, Д. Т. Яковлев, Е. С. Швецова // МНСК-2018: Педагогика: мат. 56-й Международной науч. студ. конф. 2018. С. 18-19. EDN: YMXNGX
Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. Москва: Просвещение, 1968. 431 с.
Воронин И. Фронт 14-17. Москва: Alpaca, 2022. 116 с.
Вяземский Е. Историческое образование в современной России / Е.Вяземский, О. Стрелова, М. Короткова, И. Ионов И. Москва: Русское слово, 1997. 224 с.
Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителю истории. Практическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. Москва: Владос, 2001. 176 с. EDN: ZJIUDT
Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. Москва: Просвещение, 1971. 239 с.
Грибан И. В. Репрезентация истории мировых войн в комиксах: от трагичного до комичного / И. В. Грибан, З. Р. Зиннатуллина // Политическая лингвистика. 2021. № 3 (87). С. 133-144. EDN: QQSBXG
Дягилев М. В. Образовательный комикс как проектная технология развития творческого мышления младших подростков на уроках истории // Проектная деятельность в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы: мат. всероссийской научно-практической конф. НТГСПИ / отв. ред. Л. П. Филатова. 2018. С. 27-32. EDN: YOJOUH
Емшанов А. Л. Процесс формирования исторического прошлого // Вестник ВятГУ. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-formirovaniya-istoricheskogo-proshlogo (дата обращения: 25.01.2024).
Иоффе А. Н. Визуализация в истории и обществознании - способы и подходы // Преподавание истории в школе. 2012. № 10. С. 3 - 7. EDN: QCJOMB
Коваль Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 10. С. 22-28. EDN: UVDGQU
Костылева А. С. Возможности составления и применения исторических комиксов на уроках истории в 8-х классах // Дни науки студентов Владимирского гос. ун-та им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых: сб. мат. заочных научно-практических конф. 2020. С. 2275-2280. EDN: VHMEEJ
Кунин А. И. Комикс в России // Библиография. 2013. № 4. С. 45-55. URL: https://rgub.ru/professional/published/article.php?article_id=286. (дата обращения: 11.02.2024). EDN: RDGRYR
Матонин Е. В. Гаврило Принцип. Серия "Жизнь замечательных людей". Москва: Молодая гвардия, 2017. 336 с.
Нидерман И. А. Комикс как средство наглядности / И. А. Нидерман, Г. С. Купалов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. № 3 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komiks-kak-sredstvo-naglyadnosti (дата обращения: 25.01.2024). EDN: OSXEUW
Плотникова И. А. Интерактивный компьютерный комикс-квест как средство развития критического мышления учащихся на уроке истории / И. А. Плотникова, Е. Ю. Маиковская // Проблемы образования и пути их решения. 2017, июнь. С. 17-19.
Петрова А. С. Комикс как средство обучения / А. С. Петрова, Т. А. Макаренко // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2017. Т. 32. С. 119-121.
Реева А. Использование комиксов на уроках истории / А. Реева, Д. В. Буяров // Чтения памяти профессора Е. П. Сычевского. 2020. Вып. 20. С. 364-366.
Реева А. Особенности комикса как наглядного средства обучения истории // Чтения памяти профессора Е. П. Сычевского. 2021. Вып. 21. С. 401-403.
Селунская Н. Б. "Видение" и "ведение" исторического факта в мемориальном дискурсе и в реконструкциях идентичностей // Диалог со временем. 2022. № 80. С. 45-57. EDN: IPAAPA
Тарди Ж. В окопах. Санкт-Петербург: Питер, 2022. 176 с.
Трошин А. Диптих. Москва: Alpaca, 2022. 96 с.
Урядова А. В. Комиксы на уроках истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2016. № 9. С. 46-52. EDN: WXIPDD
Хлевов А. А. Исторический источник и методология "новой исторической науки": возможности и перспективы // Научный вестник Крыма. 2021. № 4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-istochnik-i-metodologiya-novoy-istoricheskoy-nauki-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 11.02.2024). EDN: LVWEDQ
Чинов Д. Дело Принципа / Д. Чинов, А. Акишин. Москва: Alpaca, 2022. 156 с.
14-18-en bande dessinйe et en littйrature de jeunesse. Temps etenjeux d'une thйmatique guerriиre. Dir. Tilleul J.-L., Vandecasteele L. Namur: Presses Universitaires de Namur, 2019. 254 p.
Alkana L. K. Teaching World History with Graphic Novels. // World History Bulletin. 2007. Vol. 23, no. 2. P. 28.
Armistice and Legacy (nationalarchives.gov.uk) URL: https://www.nationalarchives.gov.uk/education/resources/armistice-and-legacy/(дата обращения: 11.02.2024).
Bande dessinйe et enseignement de l'histoire: quel usage pour quels apprentissages ? // Bande dessinйe et enseignement des humanitйs. / Dir. Rouviиre N. Grenoble: UGA Йditions, 2012. P. 199-205.
Barbre J. O. III; Carroll J., Tolbert J.Comic Literature and Graphic Novel Uses in History, Literature, Math, and Science // SANE journal: Sequential Art Narrative in Education. 2022. Vol. 2: Iss. 7, Article 3. https://digitalcommons.unl.edu/sane/vol2/iss7/3.
Boerman-Cornell W. Learning to See History: A Content Analysis of the Affordances of Graphic Novels for High School Teaching. ProQuest Dissertations Publishing, 2012.
Boerman-Cornell W. Using Historical Graphic Novels in High School History Classes: Potential for Contextualization, Sourcing, and Corroborating // The History Teacher. 2015. Vol. 48, № 2. P. 209-224.
Castro D., Castro M. Teaching History with Comic Books: A Case Study of Violence, War, and the Graphic Novel // History Teacher. 2012. Vol. 45, no. 2. P. 169-188.
Clark J. S. Encounters with Historical Agency: The Value of Nonfiction Graphic Novels in the Classroom // The History Teacher. 2013. Vol. 46, no. 4. Society for History Education. P. 489-508.
Cotton A. History Told through Graphic Novels. // Cotton Education Services. 2020. 26 July.
Cousin M., Hours M., Margolin J.-L. Vieux vin - nouvelle bouteille. L'histoire de France en bandes dessinйes // Espaces Temps. 1977. № 6. P. 46-62.
Cromer M., Clark P. Getting Graphic with the Past: Graphic Novels and the Teaching of History // Theory & Research in Social Education. 2007. Vol. 35, no. 4. P. 574-591.
Decker A.C., Castro M. Teaching History with Comic Books: A Case Study of Violence, War, and the Graphic Novel // The History Teacher. 2012. Vol. 45. № 2. P. 169-187.
Denйchиre B. Rйvillon L. 14-18 dans la bande dessinйe. Images de la Grande Guerre de Forton а Tardi. Turquant Cheminement, 2008. 167 p.
Geschichte im Comic: Grabenkrieg // Denk|mal. Geschichte 7/8. Baden-Wьrttemberg. Braunschweig: Schroedel-Verlag. 2016. S. 258-259.
Godin-Laverdiиre J.-A., Barriault-Fortin M. Parodier et satiriser l'histoire par la bande dessinйe, la caricature et la chronique humoristique. Le cas d'Albйric Bourgeois (1876-1962) // Recherches sociographiques 2015. Volume 56, numйro 1. janvier-avril. P. 53-83.
(La) Grande Guerre, l'entre-deux-guerres. Dessins de Dino Battaglia, Sergio Toppi, Guido Buzelli, scйnario de Pierre Castex, Jacques Bastian, Robert Biйlot. Collection "Histoire de France en bandes dessinйes". Paris: Larousse, 1983. 73 p.
"(La) guerre des tranchйes" de Jacques Tardi.
Haessel J. La Bande Dessinйe Historique. Facultй des Lettres de Strasbourg, novembre 1979 -texte dactylographiй.
"History comics and comics in education" https://www.historycomics.net/wwi-1 Сайт (дата обращения: 11.02.2024).
Krieg in Comic, Graphic Novel und Literatur. Herausgegeben von Junk C. Schneider Th. F.Gцttingen: V&R unipress GmbH, 2018.
Lйvy-Piarroux Yveline. Une bande dessinйe historique? // Espaces Temps, 1977. № 6. P. 63-64.
Mak dit Mack J. Histoire culturelle et bande dessinйe: pistes mйthodologiques et propositions pйdagogiques pour questionner la BD en tant que document historique // Bande dessinйe et enseignement des humanitйs. / Dir. Rouviиre N. Grenoble: UGA Йditions, 2012. P. 257-280.
Morrison R., Adlard Ch. White Death. Berkeley, CA: Image Comics, 2014. 104 p.
Picquenot A. Enseignement et bande dessinйe// Pratiques: linguistique, littйrature, didactique, 1975. № 7-8. P. 47-60.
Rousso H. Rйminiscences de guerre dans la bande dessinйe// Vingtiиme Siиcle, revue d'histoire. 1984. n°3. La guerre en son siиcle. P. 129-132.
Smyth T. Teaching with Comics and Graphic Novels. Fun and Engaging Strategies to Improve Close Reading and Critical Thinking in Every Classroom. Eye On Education, 2022. 218 p., 65 Ill.
Tardi J. C'йtait la guerre des tranchйes. Paris: Casterman, 1993. 128 p.
Telling History through Comics and Graphic Novels // Digital History Lab. 2020. 9 April.
Thiйbaut M. L'Antiquitй vue dans la Bande Dessinйe d'expression franзaise - 1945-1995. Contribution а une pйdagogie de l'Histoire ancienne. (Thиse pour le Doctorat d'Йtat, Histoire et Cultures de l'Antiquitй - sous la direction de Monique Clavel-Lйvкque - soutenue le 24 novembre 1997 а la Facultй des Lettres, Besanзon).
Thiebaut M. Culture populaire et culture savante: l'Antiquitй dans la Bande Dessinйe. // Dialogues d'histoire ancienne, 1998.vol. 24, n°2. P. 232-243.
Thiйbaut M. Histoire et bande dessinйe // Mйlanges Pierre Lйvкque. Tome 3: Anthropologie et sociйtй. Besanзon: Universitй de Franche-Comtй, 1989. P. 447-464. (Annales littйraires de l'Universitй de Besanзon, 404).
Vincent M. De case en classe, йtudier une fiction historique en bande dessinйe: C'йtait la guerre des tranchйes de Jacques Tardi // Bande dessinйe et enseignement des humanitйs. / Dir. Rouviиre N. Grenoble: UGA Йditions, 2012. P. 225-245.
Zagkotas V. Are comic books appropriate for teaching History? Three suggestions for Greek Primary Education // Education 3-13: International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education. 2019. Vol. 47, Issue 3, P. 358-365.
В статье рассматриваются теоретические основы культурного самоопределения личности через анализ экзистенциальных вопросов бытия как поиск и реализацию смысла жизни, предназначение себя в культуре. Делается краткий обзор видов самоопределения, историко-методологический анализ становления и развития теории культурного самоопределения личности в контексте расширения предмета экзистенциальной педагогики. Экзистенциальная идея в теории культурного самоопределения личности, по мнению автора статьи, состоит в том, что сущность человека не задана изначально культурой, а обретается в процессе индивидуального поиска собственной культурной идентичности. Раскрывается сущность феномена «культурное самоопределение личности» как непрерывного процесса качественной целенаправленной выработки внутренней позиции к окружающей поликультурной среде, позволяющей наиболее эффективно осуществлять различные виды активности в условиях социокультурной неопределенности; предлагается в его компонентный состав включить такие таксоны, как кросс-культурную сферу, ценностно-смысловую картину мира, глобальное отношение личности к культуре и ее поликультурную самоорганизацию; в качестве механизма развития понимать логическую последовательность процедур, определяющую внутреннее устройство личностного явления (механизм имеет спиралевидный путь и вбирает в себя принцип цикличности и линейности, реализуя такие стадии, как поиск→оценку→выбор→проекцию). Также в статье развивается идея о том, что культурное самоопределение является системообразующей категорией образования, выступает как базовый образовательный процесс и достигаемый в его ходе результат. В заключение делается вывод о том, что повышение значимости культурного самоопределения личности в контексте антропологического признания свободы, связанного с экзистенциальным выбором бытия человека в условиях социокультурной неопределенности и плюрализма ведет к необходимости разработок педагогических концепций, методического корпуса, что служит целью дальнейшего научного поиска автора статьи.
В статье представлен психолого-педагогический анализ проблем и, как следствие, запросов, которые есть у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут быть преодолены собственными силами, поэтому семья нуждается во внешней помощи и поддержке со стороны различных специалистов, причем на разных возрастных этапах характер запросов на помощь и поддержку меняется. Трудности и проблемы семьи могут затрагивать сферы супружеских или детско-родительских отношений, проявляться в психологическом или эмоциональном плане, отражаться на материальном благополучии семьи. Автор данной статьи делает акцент на педагогическом компоненте сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В теоретическом обзоре автором проведен сравнительный анализ подходов, представленных в отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных вопросам сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, при этом подчеркивается, что зарубежные авторы в большей степени обращают внимание на формы сопровождения семьи, тогда как в центре отечественных исследований чаще оказываются содержательные вопросы, связанные с дефицитами исследуемых семей. В качестве существенного недостатка исследований автор статьи обращает внимание на разрозненность как собственно исследований, так и организации системы сопровождения семьи, то есть в большинстве работ рассматриваются проблемы и запросы семей, воспитывающих ребенка определенной нозологии, тогда как автор статьи постулирует мысль о существовании инвариантных запросов на сопровождение в целом и на педагогическое сопровождение в частности. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Результаты опроса более чем 450-ти семей, воспитывающих детей разной нозологии от раннего возраста до юношеского периода, позволили выделить типовые запросы на сопровождение, что может быть положено в основу построения инвариантной программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Принимаемые в последние годы в России меры по развитию кадрового потенциала страны стимулировали внимание общественности и интерес исследователей к развитию наставничества в самых различных сферах деятельности, в том числе, в образовании и науке. В статье раскрыта сущность и особенности научного наставничества, анализируются его различные модели, проявляющиеся в зарубежной практике - американская, или спонсорское наставничество, европейская, или развивающее наставничество, основанное на партнерских отношениях и способствующее развитию и саморазвитию как наставляемого, так и наставника. Особое внимание уделено моделям, сложившимся в России - индивидуальному и династийному наставничеству, а также зарождающейся новой модели - множественному научному наставничеству. Методология исследования основана на анализе отечественной и зарубежной научной литературы, опыта наставнической деятельности, в том числе и самого автора, являющегося на протяжении многих лет научным руководителем аспирантов и докторантов, членом диссертационных советов по педагогическим наукам. В статье показаны также и проблемы, влияющие на научное наставничество: недостаточная подготовленность начинающих исследователей к научно-исследовательской работе, низкий уровень их саморганизации, занятость делами, не связанными с обучением или выполнением НИР; не заинтересованность в науке, стремление получить лишь ученую степень; чрезмерная занятость научных руководителей, делегирование ими своих функций другим, чаще всего молодым коллегам по кафедре, кандидатам наук; недооценка труда научного руководителя, научного наставника. Наряду с этим автор обращает внимание на факты безнравственного поведения некоторых ученых и делает вывод о необходимости поддержки и дальнейшего развития научного наставничества. Автор надеется, что научно-педагогическое сообщество с интересом и пониманием отнесётся к поднятым в статье вопросам и поделится своими соображениями о путях их практического решения.
Функция чтения доступна только авторизованным
пользователям. Зарегистрируйтесь или войдите в свой
аккаунт.
Все права на тексты и товарные знаки принадлежат их законным владельцам. Подробнее...
Сайт https://scinetwork.ru (далее – сайт) работает по принципу
агрегатора – собирает и структурирует информацию из публичных
источников в сети Интернет, то есть передает полнотекстовую информацию
о товарных знаках в том виде, в котором она содержится в открытом доступе.
Сайт и администрация сайта не используют отображаемые на сайте товарные
знаки в коммерческих и рекламных целях, не декларируют своего участия в
процессе их государственной регистрации, не заявляют о своих исключительных
правах на товарные знаки, а также не гарантируют точность, полноту и
достоверность информации.
Все права на товарные знаки принадлежат их законным владельцам!
Сайт носит исключительно информационный характер, и предоставляемые им
сведения являются открытыми публичными данными.
Администрация сайта не несет ответственность за какие бы то ни
было убытки, возникающие в результате доступа и использования
сайта.