ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО: МОДЕЛИ, ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ (2024)

Читать онлайн

Принимаемые в последние годы в России меры по развитию кадрового потенциала страны стимулировали внимание общественности и интерес исследователей к развитию наставничества в самых различных сферах деятельности, в том числе, в образовании и науке. В статье раскрыта сущность и особенности научного наставничества, анализируются его различные модели, проявляющиеся в зарубежной практике - американская, или спонсорское наставничество, европейская, или развивающее наставничество, основанное на партнерских отношениях и способствующее развитию и саморазвитию как наставляемого, так и наставника. Особое внимание уделено моделям, сложившимся в России - индивидуальному и династийному наставничеству, а также зарождающейся новой модели - множественному научному наставничеству. Методология исследования основана на анализе отечественной и зарубежной научной литературы, опыта наставнической деятельности, в том числе и самого автора, являющегося на протяжении многих лет научным руководителем аспирантов и докторантов, членом диссертационных советов по педагогическим наукам. В статье показаны также и проблемы, влияющие на научное наставничество: недостаточная подготовленность начинающих исследователей к научно-исследовательской работе, низкий уровень их саморганизации, занятость делами, не связанными с обучением или выполнением НИР; не заинтересованность в науке, стремление получить лишь ученую степень; чрезмерная занятость научных руководителей, делегирование ими своих функций другим, чаще всего молодым коллегам по кафедре, кандидатам наук; недооценка труда научного руководителя, научного наставника. Наряду с этим автор обращает внимание на факты безнравственного поведения некоторых ученых и делает вывод о необходимости поддержки и дальнейшего развития научного наставничества. Автор надеется, что научно-педагогическое сообщество с интересом и пониманием отнесётся к поднятым в статье вопросам и поделится своими соображениями о путях их практического решения.

In recent years, measures taken in Russia to develop the country’s human resources have stimulated public attention and the interest of researchers in development of mentoring in various fields of activity, including education and science. The article reveals the essence and features of scientific mentoring, analyzes its various models manifested in foreign practice - American, or sponsorship mentoring, European, or developing mentoring based on partnerships and contributing to the development and self-development of both a mentored one and a mentor. Particular attention is paid to the models that have developed in Russia - individual and dynastic mentoring, as well as the emerging new model - multiple scientific mentoring. The research methodology is based on the analysis of domestic and foreign scientific literature, the experience of mentoring, including the author himself, who for many years has been the supervisor of graduate students and doctoral students, a member of dissertation councils in pedagogical sciences. The article also shows the problems affecting scientific mentoring: insufficient preparedness of novice researchers for research work, low level of their self-organization, employment with cases not related to training or research; not interested in science, striving to get only a degree; excessive employment of scientific leaders, delegation of their functions to other, most often young colleagues in the department, candidates of sciences; underestimation of the work of a supervisor, scientific mentor. Along with this, the author draws attention to the facts of immoral behavior of some scientists and concludes that it is necessary to support and further develop scientific mentoring. The author hopes that the scientific and pedagogical community will react with interest and understanding to the issues raised in the article and share their thoughts on ways to solve them practically.

Ключевые фразы: подготовка научных кадров, научные школы, научный руководитель, аспирантура, аспирант (соискатель), ОБУЧАЮЩИЙСЯ, научное наставничество, модели научного наставничества
Автор (ы): Осипов Пётр Николаевич
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378.1. Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-2-137-8
eLIBRARY ID
67973408
Для цитирования:
ОСИПОВ П. Н. НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО: МОДЕЛИ, ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи