ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕСУРС ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК (2024)

Читать онлайн

Цифровая трансформация современного общества приводит к активному использованию новейших технологий во всех сферах жизни. Интеграция искусственного интеллекта в образовательную сферу может быть полезна для решения разнообразных задач, включая задачи системы образования. Целью исследования является обзор существующих технологий искусственного интеллекта в контексте их применимости в профессиональной деятельности школьного учителя, а также анализ влияния этих технологий на профессиональное развитие учителя. Для достижения цели был применен теоретический анализ, а также классификация и обобщение. В статье приведены различные классификации технологий искусственного интеллекта: по критерию способности решать разнообразные задачи и обучаться на их опыте (узкий, сильный и суперсильный), по методу анализа данных (машинное обучение, нейронные сети, глубокое обучение), по способу генерации данных и решения задач (традиционный и генеративный ИИ). Рассмотрены принципы работы и примеры использования трех основных моделей генеративного искусственного интеллекта: генеративно-состязательных сетей, вариационных автоэнкодеров и моделей на основе трансформера. Представлена авторская классификация технологий искусственного интеллекта, учитывающая типы и примеры задач, решаемых с помощью искусственного интеллекта в образовании. Научная новизна статьи заключается в разработке подхода, в котором технологии искусственного интеллекта создают возможности для самосовершенствования и самообразования учителя. Практическая значимость заключается в разработке списка программ и технологий искусственного интеллекта (как зарубежных, так и отечественных), которые учителя могут применять в своей профессиональной деятельности. Программы разделены по четырем направлениям: программы для создания текстов, изображений, аудио и видеозаписей.

The digital transformation of modern society leads to the active use of the latest technologies in all spheres of life. The integration of artificial intelligence into the educational field can be useful for solving a variety of problems, including the tasks of the education system. The aim of the study is to review existing artificial intelligence technologies in the context of their applicability in the professional activities of a school teacher, as well as to analyze the impact of these technologies on the professional development of the teacher. To achieve the goal, theoretical analysis was applied, as well as classification and generalization. The article presents various classifications of artificial intelligence technologies: due to the criterion of the ability to solve various problems and learn basing on their experience (narrow, strong and super strong), due to the method of data analysis (machine learning, neural networks, deep learning), due to the method of generating data and solving problems (traditional and generative AI). The principles of work and examples of using three main models of generative artificial intelligence are considered: generative-adversarial networks, variational autoencoders and transformer-based models. The authors’ classification of artificial intelligence technologies is presented, taking into account the types and examples of problems solved with the help of artificial intelligence in education. The scientific novelty of the article lies in the development of the approach where artificial intelligence technologies create opportunities for self-improvement and self-education of the teacher. Practical significance is in the development of a list of artificial intelligence programs and technologies (both foreign and domestic) that teachers can use in their professional activity. The programs are divided into four areas: programs for creating texts, images, audio and video recordings.

Ключевые фразы: искусственный интеллект, ии в образовании, ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, нейросети в образовании, нейросети для профессионального роста учителя, классификация ии, ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор (ы): Илюшин Леонид Сергеевич
Соавтор (ы): Торпашёва Надежда Александровна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
371.398. Дополнительное обучение
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-3-138-62
eLIBRARY ID
67980347
Для цитирования:
ИЛЮШИН Л. С., ТОРПАШЁВА Н. А. ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕСУРС ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи