ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УНИВЕРСИТЕТСКИХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ М. М. ХВОСТОВА (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена изучению методологического сознания М. М. Хвостова. На материалах созданных им университетских учебников по трем разделам истории Древнего мира исследуются теоретические построения, нормативные научные установки, базовые принципы, ставшие регуляторами исследовательской деятельности ученого. Выявлено, что он, проявляя интерес к неокантианству, продолжал следовать позитивистской философии и гносеологии: принципам историзма и объективности, эволюционному подходу, факторной теории исторического процесса, постулатам исторического детерминизма. Вместе с тем, при создании концепции социологической истории М. М. Хвостову пришлось совмещать традиционную позитивистскую познавательную парадигму с основополагающими идеями априорных экономических и социологических доктрин, историко-критический метод - с методами аналогии и ретроспекции, интеграция которых позволяла ему типизировать исторические явления и процессы во всемирно-историческом масштабе. Отмечается, что Хвостов осознавал методологическое своеобразие истории, поэтому включил в свой тезаурус новое для историографии рубежа XIX-XX веков понятие «методология». «История Рима» и «История Древнего Востока» свидетельствуют о разной смысловой наполняемости использованных им выражений «методологические приемы», «методологическая точка зрения», которые включали, наряду с научно-теоретическими подходами, еще и утвержденные научным сообществом инструменты создания строго научного исторического исследования. Однако, в «Истории Греции» влияние методологии на выбор концептуальных, аксиологических и эмпирических подходов к познанию прошлого только подразумевается: категория «методология» имплицирована в содержание отдельных глав, но не артикулирована и заменена понятием «методы». Таким образом, апория «методологии» и «методики» в сознании профессора не была преодолена. В статье также рассматривается отношение Хвостова к историческому факту, концепции феодализма, общеисторической точке зрения.

The article is devoted to the study of M. M. Khvostov’s methodological consciousness. Based on the materials of university textbooks created by him in three sections of the history of the Ancient world, theoretical constructions, normative scientific ideas, basic principles that have become regulators of the scientist’s research activity are studied. It is revealed that, showing interest in neo-kantianism, he continued to follow positivist philosophy and epistemology: the principles of historicism and objectivity, the evolutionary approach, the factor theory of the historical process, the postulates of historical determinism. At the same time, creating the concept of sociological history, M. M. Khvostov had to combine the traditional positivist cognitive paradigm with the fundamental ideas of priori economic and sociological doctrines, the historical-critical method with the methods of analogy and retrospection, the integration of which allowed him to typify historical phenomena and processes on a world-historical scale. It is noted that Khvostov was aware of the methodological originality of history, so he included the concept of «methodology» in his thesaurus, which was new for historiography at the turn of the XIX-XX centuries. «The History of Rome» and «The History of the Ancient East» testify to the different semantic content of the expressions «methodological techniques» and «methodological point of view» used by him, which included, along with scientific and theoretical approaches, also tools approved by the scientific community for creating strictly scientific historical research. However, in the «History of Greece», the influence of methodology on the choice of conceptual, axiological and empirical approaches to cognition of the past is only implied: the category «methodology» is implicated in the content of individual chapters, but not articulated and replaced by the concept of «methods». Thus, the aporia of «methodology» and «methods of training» in the professor’s mind was not overcome. The article also examines Khvostov’s attitude to historical fact, the concept of feudalism, and the general historical point of view.

Ключевые фразы: университетские учебники, методология, историческая гносеология, методика, позитивистская парадигма познания, факторная теория, стадиальные и циклические модели исторического процесса, общеисторическая точка зрения, концепция феодализма, модернизация прошлого
Автор (ы): Новиков Михаил Васильевич
Соавтор (ы): Перфилова Татьяна Борисовна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378.4. Университеты
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-3-138-49
eLIBRARY ID
67980346
Для цитирования:
НОВИКОВ М. В., ПЕРФИЛОВА Т. Б. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УНИВЕРСИТЕТСКИХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ М. М. ХВОСТОВА // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи