ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Читать онлайн

В статье рассматриваются актуальные вопросы поддержки и развития способностей детей с учетом их потребностей, возможностей и образовательных целей. Обучающемуся нужны определенные способности для того, чтобы принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. Поддержка свободного развития личности побуждает к созданию индивидуализированной образовательной среды, обеспечивающей продвижение по индивидуальной образовательной траектории, и к формированию тьюторской позиции педагога. Такая гуманитарная позиция педагога основана на восприятии обучающегося как субъекта его образовательной деятельности, способного к саморазвитию и самоорганизации. Данная позиция реализуется в процессе индивидуализации образовательного процесса. Особенно благоприятной для реализации тьюторской позиции может быть область дополнительного образования, где складываются, как правило, неформальные и доверительные отношения между педагогами и детьми, которые добровольно приходят в организации дополнительного образования. В этой связи педагоги способны видеть наиболее перспективные направления сопровождения ребенка в его образовательной деятельности, совместно проектировать путь развития и образовательные перспективы. Процесс формирования тьюторской позиции педагогов обеспечивается созданием педагогических условий, направленных на поддержание мотивации педагогов в процессе профессионального роста, его непрерывность и диагностику. Целевым ориентиром формирования тьюторской позиции педагога дополнительного образования являются ценностно-смысловые установки, основанные на восприятии обучающегося как субъекта собственной образовательной деятельности, и готовность к сопровождению индивидуальной образовательной деятельности обучающихся. В качестве педагогических средств формирования тьюторской позиции педагогов предлагается ряд технологий, форм и методов тьюторского сопровождения.

The article discusses topical issues of support and development of children’s abilities, taking into account their needs, opportunities and educational goals. The student needs certain abilities in order to make independent decisions and be responsible for their consequences. Support for the free development of the individual motivates to create individualized educational environment that ensures progress along an individual educational trajectory, and the formation of the teacher’s position. This humanitarian position of the teacher is based on the perception of the student as a subject of his educational activity, capable of self-development and self-organization. This position is implemented in the process of individualization in the educational process. The field of additional education, where, as a rule, informal and trusting relationships between teachers and children who voluntarily come to the organization of additional education, can be especially favorable for implementing a tutorial position. In this regard, teachers are able to see the most promising areas of accompanying a child in his educational activity, to design together with them a path of development and educational prospects. The process of forming the teachers’ position is ensured by creating pedagogical conditions aimed at maintaining teachers’ motivation in the process of professional growth, its continuity and diagnosis. The target guideline for forming the tutorial position of an additional education teacher is value-semantic attitudes based on the perception of the student as a subject of his own educational activity, and readiness to accompany the individual educational activity of students. The number of technologies, forms and methods of tutoring support are proposed as pedagogical means of forming the tutoring position of teachers.

Ключевые фразы: ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ, тьюторская позиция педагога, дополнительное образование, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, сопровождение, формирование тьюторской позиции
Автор (ы): Байбородова Людмила Васильевна
Соавтор (ы): Тиунчик Ольга Валентиновна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-3-138-8
eLIBRARY ID
67980342
Для цитирования:
БАЙБОРОДОВА Л. В., ТИУНЧИК О. В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи