Архив статей журнала

От власти над землей к власти земли (2024)
Выпуск: Том 16, №3 (61) (2024)
Авторы: Виноградов Владимир Вячеславович

Настоящая статья посвящена истории репрезентации в отечественном кинематографе связи человека и земли. Автор утверждает в своей работе, что характер этих отношений прошел три этапа: попытка установить власть над землей (этап коллективизации и оттепельное покорение целины), осознание власти земли над человеком в 1960–1970-х годах, понимание разрыва связей между человеком и землей в 1970– 1980-х годах. На примерах ряда фильмов выстраивается логика цикла рождения и смерти почвеннического кино в СССР.

Сохранить в закладках
Рецензия на книгу А. Гончаренко «Текстоцентризм в кинокритике предвоенного времени» (2024)
Выпуск: Том 16, № 2 (60) (2024)
Авторы: Виноградов Владимир Вячеславович

Книга Александра Гончаренко посвящена проблеме текстоцентричности этой эпохи, которую автор исследует на примере эстетических поисков в советском кинематографе.

Сохранить в закладках
Воля к смерти как русская судьба в фильме К. Лопушанского «Роль» (2024)
Выпуск: Том 16, № 2 (60) (2024)
Авторы: Виноградов Владимир Вячеславович

Статья посвящена анализу вопросов культурно-исторической идентификации. Автор статьи начинает свое исследование с обращения к дискуссиям западников и славянофилов XIX века о характере русского народа. Октябрьский переворот и последовавшая за ним Гражданская война стали проверкой взглядов славянофилов и западников. В постсоветский период вопросы идентификации вновь поднялись с особой остротой, ибо страна оказалась на распутье. Показательным примером такого рода размышлений становится картина Константина Лопушанского «Роль» (2013). По мнению автора статьи, ключевой чертой русской души для Лопушанского становится воля к смерти, которую человек воспринимает как собственную судьбу. В этой формуле есть и разрушительная хтоническая энергия, о которой грезили западники, и святая послушность, она же жертвенность, увиденная славянофилами.

Сохранить в закладках
Характер репрезентации Первой мировой войны на дореволюционном экране в контексте русской философской и публицистической литературы начала ХХ века (2024)
Выпуск: Том 16, №1 (59) (2024)
Авторы: Виноградов Владимир Вячеславович

В статье рассматриваются вопросы репрезентации Первой мировой войны на отечественном дореволюционном экране. В работе дается типология военных игровых фильмов и анализируется ее трансформация с 1914 по 1916 годы. Особое место в работе уделяется исследованию характера формирования образа врага в кинематографе этого направления. Для понимания причин появления тех или иных экранных образов дается общеисторический и культурный контекст. В частности, внимание уделяется трудам русских философов (Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков), писавших о мировой войне, которая должна изменить политический и социокультурный ландшафты в Европе.

Сохранить в закладках